Призванный в 1821 году в Оптину пустынь изначально для создания и благоустроения Иоанно-Предтеченского скита, преподобный Моисей вскоре становится духовником, а затем и настоятелем самой обители, с этого же времени начинается духовное возрастание и прославление обители. В годы его настоятельства в Оптиной пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя – преподобного Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий ее великий светильник – преподобный старец Амвросий.
Большое значение придавал преподобный Моисей также делу книгоиздания: за время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. «Когда-нибудь, - говорил он, - кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды, Бог даст, когда-нибудь будут плоды». Собрал он и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку.
Из-за неустанных трудов на благо обители, изобиловавший благодатными дарами преподобный не имел возможности, так же как старцы Лев и Макарий, принимать откровение помыслов от братии, встречать и наставлять приезжающих. Но чудо его жизни и его служения – сама Оптина, процветшая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России.
6 июня 1862 года, незадолго до своей кончины, преподобный Моисей сподобился принять схиму. Весть о его пострижении и о приближающейся кончине собрала к одру старца великое множество людей – монашествующих и мирских. С плачем и благоговением подходили они к нему, чтобы принять последнее его благословение. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки... Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила 16 июня 1862 года, на 81-м году его земной жизни.
Сегодня наша Церковь чтит память видного деятеля русского патриотического движения священномученика Гермогена, епископа Тобольского, принявшего мученическую кончину в 1918 г. Он родился 25 апреля 1858 г. в семье единоверческого священника Херсонской епархии и в миру носил имя Георгий Ефремович Долганов. После окончания классической гимназии в г. Ананьев Херсонской губернии поступил в Новороссийский университет. Закончил три факультета – юридический, историко-филологический и математический, однако по окончании университета избрал путь духовного служения и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую закончил кандидатом богословия. Здесь принял монашество и в 1892 г. был рукоположен в сан иеромонаха.
Служил ректором Тифлисской семинарии в сане архимандрита, 14 января 1901 г. хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии, а через два года стал правящим архиереем. Видя ужасающий упадок нравов, большое внимание уделял духовному просвещению народа. В 1904 г. создал в епархии особую печатную комиссию "по изданию книжек, листков, картин и изображений духовного и религиозно-нравственного содержания для распространения их в народе путем продажи и даровой раздачи". В годы смуты стал одним из организаторов Союза Русского Народа в Саратове, затем инициатором создания и почетным председателем Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа, созданного в Саратове. По его убеждению, Союз возглавил «новую форму освободительного движения» от противников «исторического нашего уклада русской православно-церковной жизни народной под руководством пастырей». Выступал решительным противником принятия в ряды правых организаций старообрядцев.
Вел решительную борьбу против либерального саратовского губернатора графа С.С.Татищева, которого вынудил уйти в отставку. В конце 1911 г., отстаивая незыблемость Церковных канонов, Владыка вошел в конфликт со Св. Синодом. В частности, Св. Синод хотел ввести чин заупокойного моления об инославных, а также учредить в Москве орден диаконнисс, против чего выступил епископ Гермоген. Его противники добились Высочайшего повеления об увольнении владыки от присутствия в Синоде, но он отказался подчиниться. За неподчинение царской воле в январе 1912 г. был уволен на покой в Жировицкий монастырь Гродненской епархии. В августе 1915 г. епископа перевели в Николо-Угрешский монастырь под Москвой.
После февраля 1917 г. был назначен на кафедру в Тобольск, куда вскоре прибыла и арестованная Царская Семья... Духовно и нравственно поддерживал Царственных узников, пытался оказать им помощь. В январе 1918 г. Государыня Александра Федоровна писала А.А.Вырубовой: «Гермоген каждый день служит молебен у себя для папы и мамы» (т.е. для Царя и Царицы). В Вербное Воскресение 15 апреля 1918 г. организовал крестный ход несмотря на угрозы властей. Когда крестный ход проходил вдоль стены Тобольского кремля, возвышающегося над городом, Владыка остановился напротив того места, откуда был виден губернаторский дом, где последнее время находилась в заточении Царская Семья. Запели молебен, по окончании которого Святитель подошел к краю стены. Несколько минут он молился, один стоя над городом с простым деревянным крестом в руках. Молился о Царе с Царицею, которых большевики накануне уже увезли из Тобольска в Екатеринбург, и о Царских детях, которые в это время находились внизу в губернаторском доме. Затем Владыка высоко поднял над собой крест и медленно благословил Царскую Семью. В тот же вечер епископа Гермогена арестовали и препроводили в тюрьму Екатеринбурга. Там в доме Ипатьева уже томились в заточении Царственные Мученики.
13 июня владыку привезли на поезде в Тюмень, где доставили на пароход «Ермак», оттуда через два дня – на пароход «Ока». Привязав ему на шею огромный камень, революционные бандиты сбросили владыку в реку. 3 июля его честные останки были вынесены на берег реки и обнаружены крестьянами. 2 августа состоялось погребение сщмч. Гермогена в Софийском Успенском соборе Тобольска.
Сегодня также день памяти героя Русско-турецкой войны 1828-29 гг., командира брига «Меркурий», выдержавшего бой с 2 турецкими линейными кораблями Александра Ивановича Казарского, скончавшегося в 1833 году.
Он родился 16 июня 1797 года в семье отставного губернского секретаря в Белоруссии. В детстве Александр учился в церковно-приходской школе, в 1811 году поступил волонтёром на флот, став кадетом Николаевского штурманского училища. В 1813 году Казарский был записан гардемарином на Черноморский флот, а в 1814-м произведён в мичманы. В начале флотской карьеры он ходил на бригантинах «Десна» и «Клеопатра», перевозивших грузы между черноморскими портами, а позже по собственному рапорту был направлен на Дунайскую флотилию, где его назначили командиром отряда мелких гребных судов в Измаиле. В 1819 году Казарский был произведён в лейтенанты и назначен на фрегат «Евстафий», который отправился в Севастополь. В 1828 году Казарский командовал судном «Соперник», за участие во взятии Анапы был произведён в капитан-лейтенанты. В сентябре того же года принимал участие во взятии Варны, и за проявленную при этом храбрость Казарский был награждён золотой саблей.
В 1829 году адмирал Грейг назначил Казарского командиром 18-пушечного брига «Меркурий» Под командованием капитан-лейтенанта Казарского «Меркурий» совершил один из самых выдающихся подвигов в истории морских сражений. 14 мая 1829 года 18-пушечный бриг был настигнут двумя турецкими кораблями «Селимие» и «Реал-беем», имеющими в сумме десятикратное превосходство в количестве орудий. Приняв неравный бой, экипаж брига под командованием Казарского одержал блестящую победу, нанеся противнику повреждения, принудившие его выйти из боя. За свой подвиг Казарский был произведён в капитаны II ранга, награждён орденом Святого Георгия IV класса и назначен флигель-адъютантом. Также в герб Казарского, как символ готовности пожертвовать собой, было внесено изображение тульского пистолета, который Александр Иванович перед боем положил на шпиль у входа в крюйт-камеру для того, чтобы последний из оставшихся в живых офицеров выстрелом взорвал порох.
В дальнейшем Казарский командовал 44-пушечным фрегатом «Поспешный» и принимал участие во взятии Месемврии. С 17 июля 1829 по 1830 год он был капитаном 60-пушечного фрегата «Тенедос». В 1831 году за отличную службу Александр Иванович был произведён в капитаны 1-го ранга, после чего был уволен от командования кораблём и поступил в свиту Императора Николая I. В 1833 году Казарский был направлен для проведения ревизии и проверки тыловых контор и складов в черноморских портах, но через короткое время после прибытия в Николаев внезапно скончался по одной версии от гриппа, по другой – от отравления, подмешанным ему в кофе мышьяком.
Сегодня мы также вспоминаем живописца Василия Козьмича Шебуева, скончавшегося в 1855 году. Он родился 2 апреля 1777 г. в Кронштадте в дворянской семье. Обнаружив ранние художественные способности ребенка, когда В.Шебуеву было всего еще 5 лет, родители отдали его на учебу в петербургскую Академию художеств. Уже в 1787 Шебуев выходит в число первых учеников, в 1794 году Шебуев был награжден второй серебряной медалью за рисунок с натуры, а три года спустя — второй золотой медалью за картину «Смерть Ипполита». После окончания обучения с аттестатом первой степени и малой золотой медалью в 1797 г. Шебуев, как один из способнейших по выпуску, был оставлен при Академии пенсионером и помощником преподавателя в натурном классе, а год спустя, сверх того, ему было поручено преподавание рисования на младших возрастах академического училища, в 1803 г. для совершенствования своего искусства, отправлен в Рим, где упражнялся копируя подлинники и рисуя в анатомических театрах.
В 1806 г. художник был отозван в Россию для работы по живописному и скульптурному украшению строящегося в Петербурге Казанского собора, ставшего пантеоном славы, памятником русскому воинству и одновременно «храмом славы русских художников». Шебуев исполнил там ряд композиций, в том числе, изображения трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1836 г. он выполнил эскизы купола и иконостаса для Екатерининской церкви в здании АХ. В 1820—1821 работал над оформлением дворцовой церкви в Царском Селе, Троице-Измайловского (в 1837) и Исаакиевского (в 1844—1848) соборов в Петербурге.
В.Шебуев исполнял, в основном, произведения на исторические и религиозные темы, отмеченые мастерством строгого академического рисунка, умелой компоновкой многофигурных сцен, интересом к национальной истории — «Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами» (1839, находится в Русском музее), плафон в зале заседаний Совета (в петербургской АХ, 1833). В некоторых произведениях он был близок к романтическим и реалистическим тенденциям («Гадание. Автопортрет», 1805, Третьяковская галерея и др.
Вся жизнь Шебуева связана с преподавательской деятельностью в Академии художеств: начинал он в звании академика (1807) по классу исторической живописи, а закончил — ректором живописи и ваяния (с 1832).
В этот день 1898 года скончался писатель, журналист и цензор Евгений Михайлович Феоктистов. Он родился в 1828 году в Москве в небогатой офицерской семье. Окончил юридический факультет Московского университета, в молодости отличался лево-либеральными убеждениями. Принимал некоторое участие в работе подпольного кружка Михаила Петрашевского, за что в 1849 году несколько раз был допрошен в качестве одного из подозреваемых по делу петрашевцев. В 1860—1870-е годы, на волне общественного подъёма он сотрудничал с такими известными и знаковыми изданиями, как «Современник», «Отечественные записки», редактировал «Русскую речь».
В 1853 году Феоктистов поступил на службу в таврическую палату государственных имуществ, но уже в следующем году вернулся в Москву, где недолго служил в канцелярии московского гражданского губернатора, а затем был назначен учителем истории в Александровский кадетский корпус. К этому же периоду Феоктистова относится его деятельное участие в «Московских Ведомостях» и в только что возникшем в 1856 году под редакцией М.Н.Каткова «Русском Вестнике». В «Русском вестнике» и в «Отечественных записках» Евгений Феоктистов опубликовал целый ряд своих исторических статей. С начала 1861 г. Феоктистов был помощником графини Е. В. Салиас-де-Турнемир по ведению её журнала «Русская речь», а затем (с № 39) — главным редактором журнала.
В 1863 году в карьере и жизни Евгения Феоктистова наступил окончательный перелом. Он переехал в Санкт-Петербург и был назначен чиновником особых поручений при министре народного просвещения. В его обязанности входило составление краткого «обозрения» наиболее любопытных и показательных публикаций для Императора Александра II. В 1871 году Феоктистов назначается главным редактором официального «Журнала Министерства народного просвещения» — и на этом ответственном государственном посту проводит ещё двенадцать лет. За эти годы его характер всё более цементируется, а взгляды — ещё более правеют. После убийства Императора Александра II Феоктистов становится убежденным консерватором. Во второй половине 1882 года, войдя в доверительные отношения и завоевав личное расположение министра внутренних дел, графа Д.А.Толстого, Феоктистов получил назначение начальником высшего органа политической цензуры России — Главного управления по делам печати. За тринадцать лет, проведённых на этом посту, Феоктистов закрыл несколько крупнейших оппозиционных изданий, в левых журналистских кругах даже самое слово «Феоктистов» на время стала именем нарицательным, обозначавшим строгую цензуру и политику Императора Александра III в области резкого ограничения свободы слова. Только с приходом на престол Государя Николая II уже престарелый Феоктистов в 1896 году был отправлен в почётную отставку и назначен сенатором.
В этот день также скончались: Осип (Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834), архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года; Григорий Павлович Небольсин (1811-1896), экономист, член Государственного совета, сенатор; Андрей Митрофанович Кижеватов (1907-1941), лейтенант, начальник 9-й пограничной заставы, герой обороны Брестской крепости; Николай Борисович Щербатов (1868-1943), князь, государственный деятель, министр внутренних дел; Вера Александровна Варсанофьева (1890-1976), первая в России женщина-геолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.