«22 июня, по поручению о.Виссариона Аплиаа, ко мне в Новоафонский монастырь приезжали о.Сергий Джопуа, о.Матфей Тужба и о.Далмат Гопия. Они вручили мне "указы" епископа Майкопского и Адыгейского Тихона, о наложении на меня и о.Андрея запрещения в священнослужении сроком на три года. Я даже не стал читать эти указы, просто порвал их и отдал обратно. Они уехали», - заявил о.Дорофей (Дбар) на страницах Aiaaira.com. По словам абхазских раскольников, теперь они не имеют «никакого отношения к Майкопской и Адыгейской Епархии Русской Православной Церкви (к Грузинской Церкви мы и так не имели никакого отношения)». «Поэтому все прежние и новые указы силы не имеют», - заявляют они.
При этом и о.Дорофей (Дбар) и о.Андрей (Ампар) намерены продолжать «служить» Литургию «по согласованию со многими церковными иерархами остального Православного мира». «С сегодняшнего дня и до окончательного разрешения статуса Православной Церкви в Абхазии, т.е. до появления на территории Абхазии канонического епископа, мы будем поминать за богослужением имя Святейшего Патриарха Вселенского Варфоломея I, как Первоиерарха всей Вселенской Православной Церкви», - заявляют представители Совета так называемой «Священной митрополии Абхазии».
В связи со сложившейся ситуацией Церковный Совет Абхазской Православной Церкви, которую возглавляет иерей Виссарион Аплиаа, опубликовал на официальном сайте Молитвенное Заявление «о неспасительных и губительных шагах наших соотечественников». «Церковный Совет заявляет, что запрещенные раскольники Дорофей Дбар и Андрей Ампар никакого отношения к Абхазской Православной Церкви не имеют. Запрещенные в священнослужении священники не имеют права совершать священнодействия и тем более выступать от имени АПЦ со своими заявлениями. АПЦ не давала никаких полномочий Дбару и Ампару переходить в лоно иной церкви и, если они желают поминать имя Патриарха Варфоломея Константинопольского, то могут это делать на свое личное усмотрение, но никак в Соборах Абхазской Православной Церкви», - говорится в документе.
«Ровно год Совет и клирики АПЦ были в ожидании, что монахи Дорофей Дбар и Андрей Ампар одумаются, покаются в своих раскольнических действиях и с них будет снято запрещение. Большую надежду мы возлагали на предоставленную им аудиенцию в Московской Патриархии, организованную по их же просьбе и содействии светских властей для обсуждения их ходатайства и обращения с прошением к Патриарху Кириллу о снятии с них запрета с 25 мая сего года. Но все тщетно. Теперь же Дорофей Дбар и Андрей Ампар получают указы о запрещении в священнослужении уже на 3 года, и этот еще один шанс им дается благодаря ходатайству светских властей. Порвав же указы о запрете за подписью епископа Тихона, Дорофей Дбар символизировал разрыв с Православной Церковью и самоизвержение из лона Церкви Христианской как таковой», - отмечается в заявлении.
«Абхазская Православная Церковь в лице Церковного Совета скорбит о дерзостных действиях Дорофея Дбар и Андрея Ампар в отношении Матери Русской Православной Церкви, - говорится далее, - которая вскормила, обучила, рукоположила и облачила в священный сан иеромонахов Дорофея Дбар и Андрея Ампар. Абхазская Православная Церковь категорически выражает свое несогласие с самочинными действиями запрещенных иеромонахов. Мы обращаемся к Московскому Патриарху, чьими клириками являются Дорофей Дбар и Андрей Ампар для разъяснений - на основании каких канонических полномочий запрещенные иеромонахи служат в принадлежащем АПЦ Новоафонском монастыре и упоминают в своих молитвах СВ. Варфоломея Константинопольского. Настаиваем на незамедлительном их выдворении из Святой обители, т. к. Святая обитель Новоафонского монастыря передана государством Абхазской Православной Церкви. Ранее этот вопрос АПЦ не ставила, надеясь на их искреннее покаяние и возвращение в лоно Абхазской Церкви после годичного запрещения».
«Отдельное письмо мы направляем светским властям Абхазии о содействии в юридическом решении вопроса немедленного освобождения Святой обители от самочинных управленцев, чьи действия грубо попирают Церковные каноны и ставят под угрозу историю Православия в Абхазии, чем подрывают авторитет и доверие к нашей стране. Весь научный мир единодушно признает место блаженной кончины святителя Иоанна Златоуста в Каманах Абхазии. Мы рассматриваем как предательство Православной истории Абхазии: перенести Каманы Абхазские в местечко Гюменек, которое находится на территории Турции в юрисдикции Вселенской патриархии, а именно на территории митрополии митрополита Гуменнисского, Аксиопольского и Поликастрского Димитрия, который в рамках юрисдикции своей митрополии рукоположил Дорофея Дбар в сан архимандрита, что не давало ему право действия в этом сане за пределами Гуменнисской митрополии. В угоду кому происходит такое жестокое глумление над нашими Святынями и историей?» - вопрошают в Абхазской Православной Церкви.
«Церковный Совет и клирики Абхазской Православной Церкви единогласно пришли к пониманию, что поступки Дорофея Дбар и Андрея Ампар являются кощунственным предательским актом по отношению к истории абхазского Православия и всего Православного предания. Молитвенно призываем сторонников запрещенных иеромонахов, тянущихся к Константинопольскому Патриархату, одуматься и вернуться в лоно Абхазской Православной Церкви. Мы не против Вселенского Патриарха Варфоломея, но нам более близок духовный союз с Московским и всея Руси Патриархом Кириллом», - говорится в документе.
И хотя нынешние представители государственной власти в Абхазии до сих пор не высказали своего отношения к так называемой «Священной митрополии Абхазии» и Абхазской Православной Церкви, которую возглавляет иерей Виссарион Аплиаа, тем не менее на официальном сайте Государственного информационного агентства Республики Абхазия регулярно размещаются публикации, освещающие деятельность т.н. «Священной митрополии Абхазии». Например, 25 июня 2012 года на сайте появилась статья «Отец Дорофей: От юношеского отношения к зрелому и веротерпимому» о презентации книги одного из руководителей т.н. «Священной митрополии Абхазии». На следующий день на сайте была опубликована заметка «Священная Митрополия присоединилась к проекту «Горная Абхазия».