В надписи на Косовском Кресте о князе Лазаре говорится: «Благочестия непоколебимый столп, огненный ум и милование странников и нищих, утешение бедствующих. Он желал того, чего желал Христос и со всем бесчисленным воинством вышел навстречу нечестивому Мураду. Как премудрый пастырь агнцев во Христе скончается, и примут мучения венец мужи доблестные, мужи храбрые, мужи истины в слове и деле, сиявшие как цветы прекрасные. Ныне устремились они на аспида и василиска - Мурада и погубили его».
Далее автор надписи со скорбью говорит: «О, чудес Божиих глубина, как ухвачен был иноверными руками князь Лазарь и как принял мучения венец!» И действительно, это тайна мученичества, тайна страдания. Как праведник, прекрасный в своем благочестии, погибает от рук нечестивцев, погибает, но в этом - тайна Голгофы и тайна Сербской Голгофы, тайна Голгофы косовской, которую прошли сербы во искупление своих грехов и во искупление грехов христианского мира, из-за которых и были посланы на Азию и Европу турки.
Князь Лазарь, израненный, был приведен после битвы к наследнику султана Баязиду и предпочел смерть принятию ислама. Он предпочел умереть за Христа, но не отречься от Него и не молиться с неверными.
Два великих князя скончались в 1389 году: святой князь Лазарь Сербский и святой князь Димитрий Донской. Два великих князя, два столпа, но сколь разные судьбы! Возникает вопрос, почему Сербия потерпела поражение на Косовом поле, попала в рабство, а Русь вышла на Куликово поле, победила татар и не сразу, но освободилась?
Ответ в следующем: жертвенность народа, его способность к единству и главное, способность к единству элиты, ибо, сербская элита, к сожалению, до Косова и после Косова предавала своих владык. Как сказал Петр Негош в «Горном венце»: «Главари, будь прокляты их души, искупалися во царской крови, разорвали Сербию на части». Русская же элита проявила удивительную способность к собранности, самоотвержению и жертве. Когда князь Василий Васильевич, будущий Темный, попал в плен к татарам, то вся Москва выкупала его на последние деньги, а потом русские бояре служили слепому и неудачливому князю не столько ради него, сколько ради Господа нашего, Иисуса Христа.
Да ниспошлет Господь и ныне нам единство, любовь, жертвенность и понимание Промысла Божиего о России. И да будем мы молиться за наших, ныне страждущих сербских братьев и трудиться, чтобы помогать им восстанавливать православные церкви.
Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ