Разговор о необходимости конституирования православно-патриотического движения в некую самостоятельную третью силу, отличную как от либералов, так и от власти идет уже несколько месяцев. Особенно активно эти разговоры начались в период «либерального штурма власти Путина», сразу после думских выборов. Сейчас эти разговоры получили некое второе дыхание после нескольких митингов, проведенных патриотическими организациями, главную скрипку в которых играет Движение «Суть времени» Сергея Кургиняна. Логическим завершением этой серии митингов стало объявление о создании некоей «коалиции патриотических сил». Это объявление было сделано на пресс-конференции в РИА Новости, в которой приняли участие некоторые известные общественные деятели: Сергей Кургинян, Михаил Леонтьев, представители Профсоюза граждан России, возглавляемого петербургским писателем Николаем Стариковым, лидер Ассоциации родительских комитетов Ольга Леткова и другие.
Среди участников пресс-конференции был также сопредседатель движения «Народный собор» Владимир Хомяков, после чего стали говорить об участии в коалиции крупнейшей православно-патриотической общественной организации. Однако уже на следующий день последовало разъяснение пресс-службы «Народного собора», что ни в какие коалиции НС не вступал, что решение об этом может принять только Центральный совет Движения.
Сегодня, насколько мне известно, состоится заседание Совета, на котором этот вопрос будет обсуждаться. Предварит его Круглый стол, организуемый НС в международном Фонде славянской письменности и культуры. К сожалению, я не смог принять участие ни в заседании, ни в работе Круглого стола, поэтому внесу свою лепту в обсуждение этого, чрезвычайно важного для православно-патриотического движения, вопроса комментарием на РНЛ.
На мой взгляд, прежде чем обсуждать идею о превращении православно-патриотического движения в третью силу, необходимо достичь взаимопонимания по двум важнейшим проблемам.
Первое. Если мы идентифицируем себя как православно-патриотическое движение (необходимо сделать акцент именно на первой части этого словосочетания - «православно»), то мы можем вступать в коалиции только с теми силами, которые себя позиционируют тоже как православные политические силы. А среди участников патриотической коалиции, о которой объявлено на пресс-конференции далеко не все организации себя позиционируют именно так. При всем моем уважении к интеллектуальным дарованиям и аналитическим способностям Сергея Кургиняна надо признать, что он человек, скажем так, всего лишь уважительно относящийся к Православию. Не более того. Да он этого и сам не скрывает, позиционируя себя как человека советской культуры. Встает закономерный вопрос, если православно-патриотическое движение «Народный собор» вступает в коалицию с просоветским «розовым» движением Сергея Кургиняна, то почему бы не пригласить в эту коалицию и КПРФ Геннадия Зюганова. КПРФ ведь тоже уважительно относится к Православию и Русской Православной Церкви, о чем частенько напоминает лидер партии, а некоторые члены фракции КПРФ в Госдуме так и вовсе являются православными церковными людьми, как, к примеру, председатель Комитета Думы по собственности и сопредседатель межфракционной группы в защиту христианских ценностей Сергей Гаврилов. Но тут же я услышу возмущенные возражения: как это может православная организация вступать в союз с коммунистами?! Но почему же с коммунистами не может, а с просоветским движением «Суть времени» может? Тут надо все-таки определиться.
Строительство партии и общественной организации должно исключать какие-то личные симпатии и антипатии. Здесь во весь рост встает вопрос о принципах. Поэтому, на мой взгляд, создание третьей православно-патриотической силы предполагает аксиому: в неё могут войти только те политические партии и силы, которые придерживаются православного мировоззрения и исповедуют православный Символ веры. Это отнюдь не исключает того, что в определенной ситуации из тактических соображений православно-патриотические организации могут выступать совместно по некоторым вопросам с какими-то политическими силами, которые не являются полноценными союзниками православно-патриотического движения.
Вторая проблема, по которой нужно выработать четкое понимание, это – отношение к власти. На мой взгляд, здесь нужно исповедовать прямо противоположный принцип. А именно: православно-патриотическое движение должно поддерживать ту власть, которая не выступает против Православия и Русской Православной Церкви. И все! Других требований предъявлять к власти в нынешних условиях не стоит! Этого более чем достаточно!
Надо признать, что в нынешних условиях мы имеем такую власть. Мало того, что Верховная власть не выступает против Православной Церкви, но её представители исповедуют себя православными христианами, о чем ещё раз мы убедились, наблюдая за посещением Президентом Владимиром Путиным Святых мест во время его официального визита в Израиль. В нынешних условиях православно-патриотическое движение должно четко и определенно заявить, что оно поддерживает Верховную власть, при этом оставляет за собой право критиковать власть по тем пунктам политической повестки дня, которые противоречат православно-патриотической идеологии.
Ныне православно-патриотическое движение оказалось примерно в тех же условиях, в каких были наши предшественники православные патриоты в начале ХХ века. Тогда монархисты-черносотенцы, безусловно, поддерживали верховную власть Государя Императора и при этом критиковали те или иные решения министров, губернаторов и представителей иных институтов государственной власти, особенно Госдумы и Госсовета. Это была сложная ситуация. Часто черносотенцев называли «революционерами справа», требовали стопроцентной лояльности власти. И чаще всего это требовали представители либерального крыла власти, которые прикрываясь именем Верховной власти, именем Государя Императора пытались провести в общественную жизнь различные либеральные идеи. Однако православные патриоты занимали по ряду вопросов принципиальную позицию. При этом черносотенцы НИКОГДА не требовали отстранения от власти носителя Верховной власти – Императора.
И мы должны учиться на примере черносотенцев. Если какая-то мера, лоббируемая представителями власти, противоречит принципам, исповедуемым православно-патриотическим движением, то задача Движения всячески сопротивляться этой мере, при этом, не отступая от принципа лояльности Верховной власти.
Православно-патриотическая третья сила может состояться, на мой взгляд, только при условии, что эти два базовых принципа будут положены в основу идеологии её формирования. Сегодня же, к сожалению, создание различных коалиций носит ситуативный характер, а потому они обречены на недолгую жизнь.
Анатолий Степанов, гл.редактор «Русской народной линии», член Центрального совета движения «Народный Собор»
101. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ФЕВРАЛЕ 1917-ГО ГОДА В ПЕТРОГРАДЕ
100. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ОКТЯБРЕ 1941-ГО ГОДА В МОСКВЕ
99. ГОСУДАРСТВО И ОППОЗИЦИЯ
98. It's Mozart, Mr Vlasov. He's Russian, too.
97. На № 93. Роману.
96. «You should come and see»
95. На № 91 .Роману.
94. «Spente le stelle! col pallido raggio di luna...»
93. На № 85 Роману.
92. На № 88 Роману.