Парламентарии рассчитывают, что изменения будут внесены в ст.282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Один из авторов документа, единоросс Алексей Журавлев, полагает, что поправки сделают статью «более конкретной» и позволят выдвинуть обвинения авторам «Серебряной калоши». Если поправки будут приняты, им грозит штраф в размере 300 тыс. руб. либо срок до двух лет лишения свободы.
По словам А.Журавлева, сейчас ст.282 «толкуют слишком широко», поэтому под ее действие попадают вовсе не те, кто действительно разжигает вражду между представителями различных религий. «Эту статью часто применяют к активистам русского патриотического движения», - отметил единоросс. По его мнению, логичнее было бы судить по этой статье «Pussy Riot», которым сейчас вменяется хулиганство.
«"Серебряная калоша", которая была вручена Патриарху, - это чистой воды 282-я, здесь надо ужесточать наказание. Пускай думают, что они делают. В очередной раз Патриарх подвергся нападкам именно из-за своей патриотической позиции. Для многих православных это является оскорблением их религиозных чувств», - заявил А.Журавлев.
Прокомментировать предложение депутатов-единороссов корреспондент издания попросил православных священнослужителей.
Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, считает, что «нельзя ратовать за ужесточение статей уголовного кодекса за преступления, не связанные с физическим насилием и призывами к нему». «У нас эти статьи и так жесткие. А вот квалификация этих статей у нас очень расплывчатая. Поэтому они практически и не применяются к преступникам», - заметил он. «В статье о хулиганстве ведь есть помимо оскорбления по национальному признаку упоминание об оскорблении по религиозному признаку. Этого вполне достаточно. Надо только четко оговорить, что именно считать оскорблением», - считает священник.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, полагает, что «нельзя демонстрировать такую вялую и непоследовательную реакцию - православная общественность должна все-таки собраться. У нас какая-то безучастная позиция. Я не предлагаю идти в рукопашную, но должна быть продуманная общая стратегия в подобных ситуациях». «В первую очередь мы должны понять, с чем, собственно, столкнулись. Прекрасный анализ этому явлению, т.н. "современному" или "акционному" искусству, дал в книге "Антиискусство" А.Л.Яхнин (и автор, кстати, сам сейчас подвергается яростным нападкам). Эта проблема также очень точно описана им в "Открытом письме по незакрытой проблеме". Яхнин прекрасно раскрывает природу, характер и цели подобного рода акций. По крайней мере, православные пользователи интернета обязательно должны обратить на эту статью внимание», - сказал пастырь.
«Что же касается законодательных предложений, то вводить специальную статью с указанием на сан Патриарха, на мой взгляд, было бы неправильно. По-моему, вполне достаточно того, что уже есть. А специальная поправка даст еще один повод злым языкам к нечистой брани, - Церковь наверняка в очередной раз обвинят в попытке использовать закон и думу в своих целях», - считает отец Борис.
«На мой взгляд, в той борьбе, в которую мы невольно вступили, главное - просвещать аудиторию. Люди должны знать, что это за явление по природе своей. Это "акционизм", социальная деятельность, именно не щадящая святынь в первую очередь, оттачивающая на них свое жало. Мы с этим уже сталкивались в начале ХХ века. Каким яростным нападкам тогда подвергалась и Церковь и культура! Современным людям надо открывать, какая нищета - культурная и интеллектуальная, - и вместе с тем агрессивность стоят за всем этим», - заключил пастырь.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», напомнил, что в шахматах есть такой термин: цугцванг, - положение, когда любой ход может только ухудшить ситуацию. «Если никак не реагировать на выходки типа премии "Серебряная калоша", то это даст повод нападать на Церковь еще больше, а если реагировать, и даже не так жестко, как предлагают депутаты, а всего лишь с помощью отповеди, то это вызывает соответствующую обратную реакцию. Поэтому государство должно защитить чувства верующих», - считает священник.
«По сути это "проверка на вшивость" не Церкви, а государства, - сказал он. - Во все времена государственные перевороты и бунты начинались с нападок именно на религию, и XX век отлично показал, что если люди готовы защищать свои святыни, общество остается стабильным, в противном же случае оно рушится. И, на мой взгляд, государство должно найти способ, чтобы защитить чувства верующих и их святыни. Правда, как это сделать, я не знаю».
«Кстати, в интернет-блогах многие публичные люди объявили о нерукопожатности руководству "Серебряного дождя" после этой премии и выступили с призывом убрать эту кнопку с радиоприемников. Вот должна быть такая социальная нетерпимость в целях сохранения общества. А за Патриарха и Церковь можно не беспокоиться, поскольку брошенный камень не может всколыхнуть океан, но общество разрушить способен», - заключил отец Максим.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает, что тех статей, которые уже есть, вполне достаточно, чтобы не оставлять оскорбительные выходки без наказания: «Как за это наказывать, не нам решать, но вовсе не наказывать за такие вещи и молчаливо проходить мимо тоже невозможно. Потому что это уже дерзость, превосходящая всякую меру, за которой должна действовать уже уголовная статья. Нужно ли ужесточать наказания, я не знаю, но наказывать обязательно нужно. Той же ли степени оскорбление Патриарха, что и оскорбление национального флага или герба, я сказать не могу. С нравственной точки зрения, по-видимому, так - а что касается юридической оценки, не знаю. Но в нравственном плане эта тема еще более унизительна. Потому что дело в конечном итоге не в отдельных мерзостях и отдельных выходках. Поражает довольно пустое молчание народа. Это в нравственном отношении значит гораздо больше, чем отдельные безобразия. Потому что народ не просто безмолвствует, а народ на самом деле равнодушен. А это уже последняя степень нравственного безобразия, до которой можно дойти. Народ нравственно безразличен. Что с этим делать? Через сколько лет, сколько поколений это удастся преодолеть? Ведь нравственное разложение – дело нескольких лет, а созидание – целых поколений».
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, заметил, что «поскольку нам не безразлична будущность Отечества и молодежи, нет ничего удивительного, что законы, охраняющие душевное здоровье нации, должны быть введены теми, кому Господь доверил власть и защиту народа от хамства, хулиганства, внешнего и внутреннего разбоя. Для этого есть добрые примеры как на Востоке, так и на Западе. И никому не надо напоминать, как жестоки правила в отношении тех, кто поднимет слово, а особенно руку на святыню Востока. Западу также юридическая культура обеспечивает неприкасаемость некоторых понятий, например, холокоста».
«Конечно, странно, если Россия, страна с такой великой историей и некогда с таким высоким чувством своего христианского достоинства, сейчас позволит себе роль того места, где позволено поругание национальных святынь, оскорбления самых высоких и благородных чувств людей – духовных. Если бы власть действительно служила Богу и людям, она давно и безотлагательно приняла бы закон о защите святынь и чувств верующих. А теперь мы разгадываем как ребус: надо ли защищать детей от извращенцев или надо ли защищать свои святыни? Разве не очевидны ответы на эти вопросы?» - сказал отец Лука.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, также считает, что реагировать на вещи, подобные «Серебряной калоше, безусловно, нужно. «Это безобразие, - считает он. - И это не просто оскорбление личности. Это уже нечто большее, потому что Патриарх является своего рода символом. Вопрос об ужесточении уголовного преследования за это нужно решать уже в обсуждениях со всей общественностью. И спешить с этим совсем не стоит. Если это ввести по инициативе отдельных политиков без широкого обсуждения, то это может вызвать широкий негативный резонанс. Все-таки главное оружие Церкви – это Слово Божие, а не штрафы и наказания. Поэтому так важно вывести эту тему на широкое общественное обсуждение. И большее значение будет иметь именно общественное осуждение подобных фактов».
«И Церковь, и общество должны прояснить свои позиции, определиться по этому вопросу. Все свести к ужесточению уголовной ответственности и наказаниям тоже неправильно. Церковь тогда начнут обвинять во всех мыслимых и немыслимых грехах. Многое зависит и от позиции государства, его отношения к чувствам верующих», - отметил священник.
«Потом, все-таки выходка "Pussy Riot" – это одно, да, это хулиганская выходка, это оскорбление святого места, что больно обидело чувства верующих. Нападки на Патриарха – это уже другое: оскорбление духовного лидера, переносится и на всех, кого он представляет. Его нельзя рассматривать в одной плоскости с каким-нибудь политиком, представляющим ту или иную партию или каким-нибудь государственным чиновником. Конечно, "Серебряная калоша" - это оскорбление и унижение верующих. Но реагировать на это надо достойно. К общественному осуждению этого акта нормальные люди отнесутся нормально. Что касается законодательства, то там все-таки все должно быть четко прописано, должно быть больше конкретики. Если мы кому-то не нравимся, то высказывать это нужно все-таки в иной форме, а не с помощью подобных безобразных выходок. В обществе должно сформироваться представление об общепринятых рамках приличия, которые было бы невозможно переступить в силу неприятия этого самим обществом, тогда и шутовство будет знать меру», - заключил игумен Гермоген.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, предложил для начала вспомнить, что «закон, усиливающий ответственность, обратной силы не имеет: если человек переходит дорогу на красный свет, он должен понимать, что нарушает правило». «Главный недостаток нашего народа в том, что мы не понимаем одного: чтобы жизнь нормализовалась, мы должны установить приоритет закона, а не людей с толстыми кошельками. Я не правовед, чтобы давать оценку инициативе депутатов, но как наблюдатель могу сказать, что уголовный кодекс в России в целом крайне слаб и беззуб по сравнению с тем, что я наблюдал в США, когда там жил. Россия должна ужесточать свой уголовный кодекс. Что касается реакции Церкви на разного рода выходки, то Церковь должна реагировать на все, что волнует общество, так как она от него не отделена. Вопрос - как реагировать? Церковь не может кого-то сажать или миловать, как многие ошибочно полагают. Одна из ее целей – усиление правосознания, чтобы люди понимали, что жизнь должна быть по закону», - заключил священник.