В Госдуме скептически отнесли к данной идее. А, например, опрос, проведенный радиостанцией «Маяк», показал, что большинство слушателей выступают, наоборот, за омоложение брака. Так, на сайте радиостанции 49% респондентов отметили, что в брак нужно вступать с 14 лет, 31% высказываются за 18, и 20% - за 21 год.
По действующим правилам, минимальный возраст вступления в брак составляет 18 лет. В виде исключения юристы предлагают женить 16-летних, а в качестве альтернативы предлагают установить минимальный брачный возраст в 14 лет. Правда, при этом одному из вступающих в семейные отношения должно исполниться 16. Путь по снижению планки избрали почти 30 российских регионов. Они издали законы, которые разрешают жениться с 14, а не с 18 лет, если на то есть уважительные причины, отмечает РСН.
«Как вы относитесь к идее повышения возраста брачующихся?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», считает, что неготовность молодежи к созданию семьи – это во многом следствие работы современной образовательной системы. По мнению священника, повышение возрастной планки тут ничему не поможет.
Как отметил он, у нас действительно социализация происходит все позднее. Школа превратилась в структуру, которая держит у себя уже достаточно взрослых людей по принципу «как бы чего не вышло, и чтобы подростки не шатались по улицам».
«Но если в армии служат с 18 лет, а в брак разрешат вступать с 21 года - получится, что Родину защищать можно, а в брак вступать нельзя? – это же абсурд. Нужна серьезная комплексная программа по более ранней социализации, воспитывающая ответственное отношение молодых людей к жизни и к браку. Речь должна идти о радикальной реформе системы образования. Повышением брачного возраста ничего не добьешься. А сегодня молодые люди вступают в половые отношения все раньше – уже и с 14 лет. Новый закон в таком случае наоборот усилит безответственность. А внебрачные отношения серьезно деформируют человеческую личность, - понятия долга, любви и ответственности становятся пустым звуком», - заключил отец Максим.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, глава Синодального отдела по взаимоотношению с вооруженными силами, полагает, что нужно повысить возраст вступления в брак только для мужчин. Хотя бы до двадцати одного года. А для женщин оставил бы прежний – восемнадцать лет.
«Дело в том, что, по-моему, наши современные мужчины остаются, как правило, слишком инфантильными – чаще всего до двадцати пяти лет. А женщины все-таки созревают гораздо быстрее и в социальном, и в духовном плане, да и физически», - подчеркнул о. Димитрий.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, отметил, что «существующие правила, к которым все уже давно привыкли, не так уж и плохи».
«На мой взгляд, ни повышение, ни понижение возраста ни к каким существенным положительным или отрицательным последствиям не приведет. У нас большинство и так вступает в брак после двадцати. Более ранние браки воспринимаются как исключения, и понижать уже существующую планку уже было бы слишком. Вопрос ведь в том, готовы ли молодые люди действительно взять на себя ответственность за создаваемую семью», - заключил священник.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, отметил, что ему случалось венчать и восемнадцатилетних, и более взрослых.
«Здесь ведь важно, в каком состоянии молодые люди вступают в брак. Главное, чтобы человек осознавал ответственность. Одно дело - люди верующие, которые придут за советом в Церковь Божию. И тогда могут выявиться факторы, на которые внешние наблюдатели не обратят никакого внимания. Бывают, конечно, и исключения. Все очень индивидуально. Есть разные обстоятельства, которые и не сразу можно учесть. Единого критерия, - например, по возрасту - все-таки нет. Установленный сейчас брачный возраст вполне приемлем. Из него и надо, по-моему, исходить, и ничего тут менять не надо. Действительно, браки, заключенные в состоянии юношеского увлечения, не всегда оказываются прочными. Но я из пастырской практики знаю много случаев, когда венчанные мной совсем молодые восемнадцатилетние люди сумели создать крепкие достойные семьи. Важно, что лежит в основании семьи. Если мы строим ее со Христом, она устоит в любых невзгодах, и возраст этому не помеха. Наша традиция это подтверждает», - заключил отец Андрей.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на Московской области, отметил, что, конечно, сейчас люди позднее становятся ответственными, но законодательно поднимать планку не нужно.
«Лучше бы законодатели обратили внимание на проблему воспитания и подготовки молодежи к семейной жизни. Институт семьи у нас подвергается разрушительным нападкам. Результат налицо - все больше браков распадается, и все чаще молодые люди (да и не только молодые) не желают официально вступать в брак. Не секрет, что интимную жизнь сейчас начинают вести довольно рано. Такой закон как бы "узаконит" внебрачное сожительство до 21 года. Ну и потом, нужно учитывать и особенности национальной культуры и традиции разных народов нашей страны», - заключил священник.
Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, полагает, что, может быть, в этом предложении и есть какое-то рациональное зерно, но его нужно мотивировать, нужны глубокие всесторонние исследования вопроса.
«А так я не понимаю, зачем тут нужно что-то менять. Церковь не благословляет совместную жизнь вне законного брака. Понятно, что молодым людям дотерпеть до двадцати одного года, чтобы повенчаться, будет очень тяжело. Поэтому с церковной точки зрения повышение возраста было бы неправильным - это, на мой взгляд, идет вразрез с церковными канонами. Мне лично эта идея с повышением возраста не нравится. Существующие правила все-таки опираются на серьезный, проверенный многими поколениями опыт», - продолжил священник.
«Надо работать с молодежью. Давать социальные гарантии, - в первую очередь, обеспечить жильем, - помогать молодым семьям, чтобы была возможность получать образование. В идеале, конечно, можно было бы надеяться не некую симфонию церковного законодательства и светского. Вообще принимать любые нововведения можно, по-моему, только после широкого общественного обсуждения», - заключил отец Александр.