Как сообщалось, 14 июня в обеих палатах Федерального Собрания прошли заседания советов по культуре. Одной из главных тем обсуждения парламентарии и эксперты, не сговариваясь, сделали разработку нового закона о культуре. Необходимость его принятия подчеркнули большинство выступавших.
«В России сегодня нет современного закона о культуре. Минкультуры должно начать обсуждение проекта такого закона», - заявил спикер Госдумы Сергей Нарышкин. «Закон о культуре был принят в 1992 году, еще до того момента, когда была принята Конституция. С этого периода Госдума приняла множество федеральных законов, но в сфере культуры остается действовать один базовый закон», - пояснил глава комитета ГД по культуре Станислав Говорухин. Он также добавил, что принятию нового закона мешает отсутствие «согласованной позиции правительства».
Напомним, в данный момент действуют «Основы законодательства о культуре», принятые еще Верховным Советом.
«Нужен ли России новый закон о культуре? Какие новые положения должны быть отражены в этом документе?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, заявил, что, к сожалению, законопроект он не читал, но читал полемику вокруг принятия нового закона.
«Я считаю, что такой закон обязательно нужен. Один из самых серьезных кризисов у нас - это как раз кризис культуры. У нас были утрачены за последние двадцать лет государственные и общественные институты экспертов в самых различных областях искусства и культуры. Без экспертного сообщества теряется представление об иерархичности культуры, взаимоотношении различных видов искусства, о способах финансирования культуры - частном, общественном, государственном, как это есть в других государствах. В результате у нас сейчас непонятны границы культуры: всякая гниль, которая себя мнит культурой, становится тоталитарным руководителем и образцом для культуры. Традиционные виды искусства вынуждены уходить в подполье, особенно в провинции. Поэтому в законе должны быть оговорены границы культуры – чего там, по мнению экспертов, быть не должно. Как говорят все культурологи, без табу культуры не бывает. А у нас - утрата всех и всяческих табу, которые должны существовать в сфере культуры. Но это никаким образом в законопроекте не учтено», - продолжил священник.
По его словам, закон о культуре должен обсуждаться всем обществом, вопросов к нему очень много. Без такого обсуждения мы придем к главенству того, что видим сейчас: когда в качестве руководителей культуры, «брэндов» культуры становятся никому не понятные галеристы, когда госпремии получает группа «Война» за неприличные акции, когда общество, в том числе творческие деятели культуры, объявляют культурой безобразные выходки, когда постмодернизм становится, как некогда соцреализм, руководством и нормой нынешней культуры, подчеркнул отец Владимир.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, отметил, что само собой разумеется, что в принципе должно быть законодательство о культуре.
«Что человеку нужно право на творчество, никто не сомневается. Что касается региональных диспропорций, это тоже понятно. Но весь вопрос в том, какова идеология культуры. Если провозглашается культура вне идеологии, это некультурно. Такого быть не может. Однако у нас провозглашается и государственность вне идеологии, что тоже противоестественно – такая государственность обречена на провал. А скорость провала зависит только от потенциально сохранившейся в умирающем государстве энергии. Идеология - это энергетика, которой живет общество в любом случае. Если такой энергетики не существует, если она не признается, то ни государство, ни культура существовать не могут. Какие бы концепции государства или культуры не предлагались, без этой энергетики они обречены на умирание», - подчеркнул о. Александр.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что закон, наверное, действительно нужен - может быть, именно в силу того, что страна наша огромна и у нее богатая история.
«Культура, которая сложилась в нашей стране, впечатляет не только русских, но и иностранцев. В силу этого вокруг памятников культуры, вокруг проблем культуры как таковой будут возникать различные коллизии, которые требуют юридического вмешательства. Если эти вопросы не будут оговорены с самого начала, то решаться они будут не по букве закона, а волюнтаристски или в чьих-то частных интересах. Очевидно, что в современных условиях такого закона нет. В первую очередь, на мой взгляд, в новом законе нужно отразить проблему защиты культурного наследия, причем в самых разных формах. Этот вопрос сейчас практически никак не решается. В стране погибает колоссальное количество храмов, памятников архитектуры, хотя формально они находятся под защитой государства. Реально оно не занимается массовым восстановлением памятников, даже в Москве. Например, храм Воскресения Христова в Кадашах – удивительный памятник архитектуры, о котором государство реально не проявляет необходимой заботы. Таких памятников сотни и тысячи. С другой стороны закон должен отразить вопрос защиты культурной собственности. Ни для кого не секрет, что в 90-е вследствие давления на руководителей определенных структур многие памятники культуры были вывезены за пределы страны, в том числе и архивы. Если сейчас же не оговорить эти вопросы, то снова откроется колоссальное поле для решения этих проблем, исходя из чьих-то меркантильных соображений. Разбазаривание национального культурного достояния абсолютно недопустимо. Это также и вопрос перспективы - развития культуры. Многое будет зависеть от того, в каком правовом поле мы будем находиться. Если развитие культуры будет пущено на самотек, ее будущее оказывается под большим вопросом», - заключил отец Андрей.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края, заметил, что «в последние годы наше общество настолько задергано самыми разными политическими и социальными происшествиями, что если именно сейчас вводить какие-то новые законы, это только еще больше взбудоражит народ и вызовет общественное противостояние».
«Тем более, для законов о культуре должна быть истинная база. То, что мы привыкли понимать под культурой, нуждается не просто в поддержке, а в срочном спасении, особенно в регионах: провинциальные театры, библиотеки и образование, которое тесно связано с культурой», - продолжил священник.
По его словам, вопрос еще и в нравственной стороне, о которой он как священник не может не сказать. «Культура» одного корня со словом «культ» – это то, что формирует мировоззрение человека, его отношение к вере, Богу, обществу. «То противостояние Церкви и общества, которое мы наблюдаем сегодня, будь оно навязанное или бытийное, оставляет очень мало надежд для оптимизма. К сожалению, приходится опасаться, что если новый закон о культуре и примут, он, скорее всего, будет преследовать узкопартийные цели определенных группировок, и поможет ли это обыкновенному пареньку из глубинки прикоснуться к настоящей культуре – это большой вопрос. Так что самая главная забота в области культуры сегодня – это забота в области образования», - заключил о. Сергий.