За день до открытия мероприятия, часть участников выехала в Верхнеуслонский район Татарстана, где имеется братская могила павших под Казанью белогвардейцев в 1918 году. Настоятель казанского Храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» протоиерей Феодор Ситкин совершил молебен возле могилы, а казанский исторический клуб «Белогвардеец» (председатель – Дмитрий Воробьев) исполнил белогвардейские песни времен Гражданской войны.
Открывая работу экспертного клуба, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов отметил, что за весь постсоветский период ни разу в Казани не было ни одного научного мероприятия (конференции, симпозиума, форума или круглого стола) посвященного истории Гражданской войны в Поволжье, что особенно странно, если учитывать, что город сам пережил все тяготы той братоубийственной бойни и роль тех казанских событий велика для истории страны. «События Гражданской войны проходили не где-то в стороне от города, а прямо в нем самом», — напомнил эксперт. При этом до сих пор слабо изучено место Казани в истории всего белого движения, нередко по-прежнему господствует черно-белое восприятие того времени, что делает необъективными оценки и выводы историков о той эпохе. По мнению исследователя, сегодня очевидна актуальность и востребованность обращения к проблемам переосмысления исторического прошлого, необходимость отойти от нередко укоренившихся в исторической памяти стереотипных представлений о событиях давно минувших дней, развенчать мифы и убрать белые пятна ушедшего времени и реабилитировать белое движение. «Как известно, Казань во многом и стала местом начала истории Гражданской войны, однако ту роль, которую события в этом городе сыграли для белогвардейцев, до конца слабо изучена; более того, в постсоветской исторической науке Татарстана по-прежнему доминирует негативный взгляд к белым и комплиментарный к красным. Во многом это еще отголоски советской интерпретации той эпохи», — отметил Сулейманов.
С докладом о личности генерала В.Каппеля (1883-1920) в истории белого движения выступил научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов. Исследователь остановился подробно на ряде биографических фактах из жизни офицера, участвовавшего в вооруженных событиях в Казани в августе 1918 года, а также обратил внимание на отношение к нему в среде некоторых современных русских националистов, которые пытаются Каппеля поставить в один ряд с генералами П.Красновым (1869-1947) и А.Шкуро (1887-1947), причем нередко на определенных националистических и казачьих интернет-сайтах можно увидеть фантазии реабилитаторов коллаборационистов Второй мировой войны, суть которых сводится к тому, что, если бы Капель не умер в 1920 году, а был в эмиграции, то он подобно Краснову и Шкуро присоединился бы к «освободителям России от большевизма».
Казанский историк Игорь Алексеев в своем докладе рассмотрел образ священномученика патриарха Гермогена (1530-1612) как символа религиозно-духовного противостояния большевизму в Казани в январе–сентябре 1918 года. На конкретных примерах ученый продемонстрировал как в рядах антибольшевистского движения в годы Гражданской войны происходило отождествление событий того времени со Смутным временем в России, между Патриархом Тихон (1865-1925) и Патриархом Гермогеном современники проводили параллели, что нашло отражение и в воззваниях того времени, газетах и публикациях.
Казанский краевед Лев Жаржевский выступил с докладом «Лев Троцкий и памятник Иуде в Свияжске: миф и реальность». Исследователь очень дотошно, буквально по часам, проанализировал время и действия Льва Троцкого в Свияжске и доказал, что никакого памятника Иуде никогда не было и не могло быть поставлено в этом городе. Жаржевский очень убедительно проанализировал источники, откуда появился миф о памятнике Иуде, в том числе и мемуары датского писателя Хеннинга Келера «Красный сад», на которые все ссылаются при рассказе об установке памятника Иуде. Исследователь доказал, что автор «Красного сада» никогда не был ни в Свияжске, ни в Казани, а историю про памятник Иуде просто-напросто придумал, после чего выдумка Келера перекочевала во все книги по истории Гражданской войны, посвященным событиям в Свияжске в 1918 году, причем никто из историков не стал ее перепроверять на достоверность.
Предводитель Татарстанского дворянского собрания Алексей фон Эссен выступил с докладом «1918 год: моряки в обороне Казани». По его мнению, Гражданская война была геноцидом русского офицерства, дворянства и духовенства – интеллектуальной элиты России. Остановившись на теме участия матросов в событиях того времени, фон Эссен рассказал, что до сегодняшнего времени бытует мнение, что моряки в массе своей были на стороне Советской власти, а образ матроса как символа вооруженного большевизма, его наиболее ударной силы настолько закрепился в массовом сознании, что многие уверены, что все флотские военные были сплошь в рядах Красной армии. Однако на примере событий в Казани в 1918 году можно увидеть, что это было совершенно не так. Здесь моряки участвовали в обороне города при наступлении большевиков, и многие мужественно погибли на этом поприще.
Доцент кафедры истории России и методики преподавания Казанского федерального университета Альберт Валиахметов остановился на теме участия чехословацкого корпуса в событиях в Казани. По словам историка, в оценках противоборствующих сторон при описании Гражданской войны всегда упор делался на иностранный фактор как ударной силы противника: советские историки подчеркивали роль чехословацкого фактора, а белоэмигрантские историки писали о латышских, венгерских и китайских частях как самых передовых отрядах Красной Армии. «Акцентируя внимания на иностранном факторе, обе стороны стремились тем самым объяснить причину своего поражения, как это делали белоэмигранты, или причины столь затяжной по времени борьбы, как это толковали советские историографы», — полагает ученый. Сам Валиахметов настаивает на том, чтобы не употреблять устоявшееся клише «белочехи», особенно применительно к событиям в 1918 году в Казани, поскольку склонен считать, что цели чехословацкого корпуса и Комуча в тот момент были разные. Да и сам Комуч нельзя называть органом белого движения, формирование которого произошло позднее.
Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Андрей Ганин выступил с докладом «Казанский период истории академии Генерального штаба», который длился одну неделю. Ученый детально проанализировал численность сотрудников и обучавшихся в академии Генштаба, прибывших в Казань, их размещение в городе, реакцию населения на переезд этого учреждения к ним, взаимоотношения в среде самих сотрудников Генштаба по отношению к противоборствующим сторонам. Выступление исследователя вызвало массу вопросов со стороны участников конференции, многие интересовались дальнейшей судьбой этого учебного заведения и его преподавательским и учащимся составом.
Доцент Казанской духовной семинарии Анатолий Елдашев рассказал о казанском некрополе в августе-сентябре 1918 года. Казань находилась 34 дня во власти Народной армии Владимира Каппеля, но за это время также гибли при штурме города солдаты с обеих сторон. О том, где сейчас их могилы и в каком они состоянии, казанский историк, много занимающийся такой специфической темой как мемориализация памяти прошлого в виде надгробий и надмогильных памятников, рассказал участникам мероприятия. В Казани нет памятника жертвам братоубийственной гражданской войны со стороны белого движения. Также нет и памятника нашим героям-землякам, погибшим в Первую мировую войну. И как укор нам живым, на Архангельском кладбище Казани стоит памятник, пленным немецким и австрийским воинам, умершим в глубоком российском тылу, на котором на русском и немецком языках начертано «Посвящено Отечествомъ памяти умершихъ въ г. Казани во время мировой войны германскихъ и австро-венгерскихъ солдатъ». Более того, за этим памятникам ухаживают, его поддержание в надлежащем виде финансируется посольством Германии, в то время как могилы многих белогвардейцев находятся в очень плачевном состоянии, за ними никто не следит. Анатолий Елдашев привел и такой любопытный малоизвестный факт: долгое время в Казани существовала улица в честь освобождения города Владимиром Каппелем под названием «улица 6 августа», название которой каким-то образом просуществовало до 1954 года (после была переименована в улицу Николая Ватутина, генерала армии).
Директор Музея истории ФСБ по Республике Татарстан Ровель Кашапов рассказал об обстоятельствах вывоза золотого запаса царской России из Казани в 1918 году. Исследователь вначале рассказал об истории всех попыток его найти, которое предпринимали кладоискатели, поскольку бытовала версия, что Каппель забрал не все золото, а какую-то его часть он спрятал в районе Казани. Такие попытки предпринимались в 1920-е годы группой иностранцев, которая даже заключила договор с председателем Госбанка СССР Георгием Пятаковым на тот случай, если они золото обнаружат. Последняя такая попытка предпринималась в 1963 году. Ровель Кашапов внимательно остановился на личности Петра Марьина – управляющего Казанским отделением Народного банка, который и получил царское золото в мае 1917 года (1/3 всего золотого запаса страны), и всех обстоятельствах, связанных с процессом вывоза золота из города.
Председатель Совета ветеранов кряшенского движения г.Казани, кандидат исторических наук Аркадий Фокин выступил с докладом об участии кряшен в белом движении. Среди кряшен, как и любого другого народа, были те, что вошли в ряды большевиков. Наиболее известным из таких является Иван Габишев (1888-1918) – один из 26 бакинских красных комиссаров, но подобное было больше исключением, чем правилом. «Подавляющая часть кряшен – православного тюркского населения, само собой было на стороне белых. Да и по-другому быть не могло, поскольку монархические настроения среди кряшенского населения были массовыми», — считает Фокин. Так, сословная казачья группа кряшен – нагайбаки – практически в подавляющем большинстве была в рядах белогвардейцев. В Казани же кряшенская интеллигенция, состоящая в основном из учителей и духовенства, в основном саботировала все акции советской власти, более того, имея огромное влияние на массы, кряшенская интеллигенция в 1918 году рассылала воззвания на кряшенском языке с призывом вступать в Народную армию Владимира Каппеля.
Протоиерей Казанской епархии Русской Православной Церкви о.Феодор Ситкин, настоятель казанского Храма в честь иконы Божьей Матери «Всецарица» рассказал о религиозно-нравственных причинах поражения белогвардейцев в Гражданской войне. Священник считает, что Гражданская война обнажила все животные чувства людей, когда многие руководствовались не сердцем, а больше инстинктами, причем истоки этого нравственного падения, когда «брат идет убивать брата», он видит в разложении традиционных ценностей. о.Феодор призвал не идеализировать ту или иную сторону, поскольку «и красные, и белые перешли границы морали».
Доцент кафедры теоретической и прикладной политологии факультета истории, политологии и права Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета Вероника Романишина выступила с докладом о личности Ларисы Рейснер (1895-1926) и описании ею Волжской военной флотилии в своей книге очерков о Гражданской войне «Фронт».
Старший научный сотрудник казанского музея Е.А.Боратынского Елена Скворцова рассказала об описании Казани 1918 года в романе «Канун Восьмого дня» участника тех событий Ольги Ильиной-Боратынской. В Казани эта книга была издана в 2003 году на русском языке и является уникальным, несмотря на художественный характер этого сочинения, источником о том, что происходило в 1918 году в Казани. В подробнейших деталях, с передачей всей атмосферы тех лет и того места автор книги описала всю трагедию той братоубийственной войны, когда она прошла от Казани до Харбина свой «белый путь».
Тему «белого пути» — исхода из Казани и судьбы казанских белоэмигрантов продолжила заведующая музеем Е.А. Боратынского Ирина Завьялова. Сегодня этот казанский музей реализует проект «Белый путь, или Русская Одиссея» как научного исследования казанского контекста Гражданской войны. Готовится издание книги, посвященной судьбе исхода казанцев, которые в сентябре вместе с Каппелем покинули Казань, уйдя навсегда из своего родного города, и не вернувшись уже никогда в Россию.
Заведующая научно-методическим отделом Национального музея Республики Татарстан Елена Карташёва рассказала об исследовании шести региональных архивов и музеев сибирских городов, где сотрудники музея Е.А.Боратынского и Национального музея Республики Татарстан искали материалы о судьбах тех казанцев, что прошли через всю Гражданскую войну до Харбина.
Выступления и дискуссии на конференции подтвердили актуальность и востребованность обращения к проблемам переосмысления исторического прошлого, необходимость отойти от нередко укоренившихся в исторической памяти стереотипных представлений о событиях давно минувших дней, развенчать мифы и убрать белые пятна ушедших эпох. В процессе работы конференции наглядно выявились важнейшие аспекты восприятия в современной науке белогвардейского движения как неоднородного по политическим целям, многонационального и многоконфессионального явления, общая цель которых заключалось в спасении России от последующих кровавых событий советского периода истории нашей страны. Изучение белогвардейского движения как общественно-политического, военного, этнокультурного и социально-экономического явления требует комплексных подходов.
После выступления всех докладчиков, среди участников конференция была организована дискуссия на тему того, почему в Казани ее жители так мало знают о событиях Гражданской войны и месте города в ее истории, особенно ничего не знают о белом движении. Ведь именно Казань была своего рода тем местом, где началась эта братоубийственная война и где были обозначены все будущие контуры белого движения. Историки-краеведы посетовали на то, что в городе нет никаких памятников белогвардейцам, а в топонимике города (названиях улиц, микрорайонов и районов) до сих сохраняются только «красные имена». Прозвучала даже идея со стороны ряда участников конференции инициировать обращение к мэрии города с просьбой о наименовании одной из улиц в честь героев белогвардейского движения, связанных с событиями того времени, в частности, в честь Владимира Оскаровича Каппеля – офицера, участвовавшего в освобождении Казани от большевизма.
Однако, несмотря разные мнения по поводу мемориализации памяти о белом движении, все участники сошлись во мнении, что события эпохи Гражданской войны в России до сегодняшнего дня нередко оцениваются как правота одной стороны и неверность позиций другой стороны. Подобная однобокость вредит пониманию всей сложности и неоднозначности ситуации того времени. В результате нередко получается, что одни участники тех лет объявляются в качестве героев прошлого, а другие – получают нелестные ярлыки отрицательных персонажей истории. Последнее до сих пор присутствует в отношении белогвардейского движения, что лишь говорит только об устойчивости стереотипов в понимании прошлого. И прошедшее заседание Казанского экспертного клуба РИСИ фактически стало первым научным мероприятием в Татарстане, где попытались посмотреть на белое движение как на часть нашей общей российской истории, которую в условиях отказа от однобокости в оценочной интерпретации событий и необходимости восстановить историческую справедливость в отношении акторов той братоубийственной бойни, участники мероприятия рассмотрели беспристрастно, отказавшись от идеологических клише и посвятив белогвардейцам целое мероприятие. До этого времени в Татарстане почему-то никто не проводил ни одного мероприятия, посвященного белому движению.