Священная русская история

Об одном важном принципе методологии изучения отечественной истории

Новости Москвы 
0
3303
Время на чтение 7 минут
Преодоление марксистской методологии в исследовании общественных явлений и исторических процессов нельзя считать полностью состоявшимся. Конечно, историки и обществоведы перестали к месту и не к месту цитировать «классиков марксизма-ленинизма», а иные дерзают даже ссылаться на Священное Писание, но, к сожалению, в самой методологии исследования мало что поменялось. Применительно к исторической науке это особенно важно и опасно, поскольку изучение истории касается не только профессиональных историков, но и влияет на формирование идеологии и исторической памяти. Нынешнее вопиющее беспамятство как индивидов, так и всего народа - свидетельство, в том числе, неблагополучия в области исторической науки.

Я хотел бы остановиться на таком важном методе исторического исследования, как метод хронологический, ибо именно на его примере отчетливо видно, что историческая наука не преодолела еще марксистскую методологию. В результате ученые-историки не только лишены возможности уточнять фактологию, продвигаться в понимании взаимосвязей исторических событий, но теряется понимание самой сути русской истории, которая, без преувеличения, является продолжением Священной истории.

Во-первых, нынешнее использование хронологии в исторических исследованиях, а также в государственной идеологии и политике, которая опирается на эти исследования, искажает реальность. Это связано с тем, что в исторических исследованиях и энциклопедических словарях берется за основу западный григорианский календарь, по которому живет с 1918 года наше государство, а не юлианский, по которому живет наша Церковь. Я не буду касаться вопроса, какой календарь точнее (хотя некоторые специалисты утверждают, что точнее именно юлианский календарь). Более того, будем в согласии с принятым ныне мнением считать, что григорианский календарь правильный, более достоверный, поэтому им и пользуются ученые. Но тут мы сталкиваемся с тем, что астрономическая достоверность григорианского календаря входит в вопиющее противоречие с исторической достоверностью.

Особенно наглядно это видно на праздновании годовщин исторических событий. К примеру, ежегодно годовщину, а в нынешнем году и 200-летний юбилей Бородинской битвы государство и общество празднуют не 8 сентября, а 7 сентября, поскольку к дате сражения, которое произошло 26 августа 1812 года, прибавляют не 13 дней, а 12, поскольку разница между календарями в XIX веке составляла именно 12 дней. На первый взгляд, все логично. Если только не принимать во внимание то обстоятельство, что таким образом искажается историческая достоверность события. Ведь 26 августа по юлианскому календарю Православная Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Перед Бородинским сражением служился молебен именно перед Владимирской иконой Богородицы, а воины сражались и умирали с молитвой на устах к Заступнице рода Христианского. Это важные признаки исторического события. А вот 7 сентября (25 августа по юлианскому календарю) - это другой день календаря. Таким образом, важнейшее событие нашей истории теряет свое духовное измерение, свой духовный колорит. В угоду астрономической достоверности (может быть, и мнимой) приносится историческая достоверность события, если мы используем григорианский календарь в хронологических расчетах.

Эта хронологическая несуразица приводит порой к рождению новой «благочестивой» мифологии. Один профессор написал в статье, посвященной Павлу Степановичу Нахимову, что кончина его была весьма символической, ибо умер он в день своего небесного покровителя Апостола Павла 12 июля 1854 года. На самом деле П.С.Нахимов был жив в день праздника Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Он был смертельно ранен в канун праздника 28 июня, а скончался на следующий день после праздника 30 июня (по юлианскому календарю), но если прибавить не 13, а 12 дней, то историческая достоверность искажается. Такая же история и с датой кончины нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Прибавляя к дате кончины по юлианскому календарю 12 дней, иные мифотворцы попадают в день памяти преподобного Ефрема Сирина, чью чудную великопостную молитву Пушкин переложил в стихах. И вот рождается еще одна «благочестивая» легенда: Пушкин умер в день Ефрема Сирина, как, мол, символично. Закавыка только в том, что когда Церковь праздновала день памяти преподобного Ефрема 28 января 1837 года, Пушкин был жив. Он скончался на следующий день.

Так искажаются факты. А порой и важные обстоятельства событий, как в случае с датой Бородинской битвы и других важных вех нашей истории, например, Куликовской битвы, которую нам предлагают праздновать 8 сентября по григорианскому, а не по юлианскому календарю, когда она реально и произошла, и это был двунадесятый праздник - Рождество Пресвятой Богородицы.

Во-вторых, и это самое важное, хронологический произвол приводит к игнорированию связи духовной (церковной) хронологии с мирской хронологией - историей развития государства и общества. А ведь если мы возьмем себе за правило накладывать церковный календарь и Пасхалию на календарь исторических событий, то можем сделать не только удивительные открытия, но порой и просто понять логику участников исторического процесса, открыть важные особенности самого исторического факта. К примеру, мы можем понять логику действий накануне битвы под Полтавой Петра Великого, который, вооружившись недавно прославленной Каплуновской иконой Божией Матери, хотел дать решающий бой шведам в день памяти своего небесного покровителя - в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это кстати, важный штрих к портрету «безбожника на троне», нарисованный либеральной историографией. Однако шведы подошли двумя днями раньше, и бой пришлось дать в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, и этот живший в конце V - начале VI века римлянин стал с тех пор, можно сказать, русским святым.

А теперь о самом главном. Если самые важные события отечественной истории наложить на церковный календарь и Пасхалию, то мы придем к удивительному открытию: почти все они происходили в дни великих христианских праздников. Напомню самые яркие события. Невская битва, в которой прославился благоверный князь Александр Невский, произошла в 1240 году в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ливонских рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году русские войска под водительством того же князя Александра разгромили за 15 дней до Пасхи, т.е. в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы. Куликовская битва, как уже упоминалось, произошла 8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы (не мог же Мамай заранее договориться с русскими и привести войска именно в этот день!). Казань русские войска под началом Царя Иоанна Грозного взяли 2 октября 1552 года, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. А через 30 лет 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык - столицу Сибирского ханства. Морское сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны и приведшее к закату морской мощи Швеции, произошло в день памяти одного из самых почитаемых святых Великомученика и Целителя Пантелеимона 27 июля 1714 года. Великое Чесменское морское сражение (24-26 июня 1770 года) началось в день Рождества Иоанна Предтечи, а закончилось в память Тихвинской иконы Божией Матери.

Наши предки устанавливали и особые церковные праздники в память о чудесной помощи Свыше русскому народу в годину испытаний. Самые известные примеры: праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, установленный в память заступничества Божией Матери над русским народом во время нашествия на Русь лютого полководца Тамерлана 26 августа 1395 года (именно в этот день спустя 417 лет 26 августа 1812 года заступничеством Богородицы русская армия впервые остановила победоносное шествие войск доселе непобедимого Наполеона); праздник Казанской иконы Божией Матери, ставший теперь государственным, установленный в честь взятия Китай-города ополчением князя Димитрия Пожарского и Козьмы Минина 22 октября 1612 года. Но есть и другие примеры. К заключению Ништадтского мирного договора, завершившего победоносную, но и тяжелейшую для России, Северную войну Петр I специально приурочил перенос в новую столицу страны Санкт-Петербург мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского. Причем, в этот день - 30 августа 1721 года, ставший впоследствии днем кавалеров ордена Александра Невского, Церковь отмечала память еще одного великого русского святого преподобного Александра Свирского.

Все это - яркое свидетельство не только наличия у наших предков силы веры и силы смирения, но прежде всего того, что Сам Господь помогал русскому народу побеждать врагов Веры и Отечества! И таким образом русская история предстает как продолжение Священной истории! Понятно, что либеральная и марксистская историография всячески стремились исказить и затушевать этот факт.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Метод наложения церковного календаря на мирской календарь помогает порой понять духовную суть самых сложных исторических эпох. Сегодня идут ожесточенные споры среди ученых, писателей, публицистов и общественных деятелей в оценке событий советской эпохи. Давайте вспомним. Февральская революция произошла во время Великого поста, времени особого покаяния для каждого православного христианина. В понедельник Крестопоклонной Седмицы толпа православного народа была не в храме, а штурмовала петроградскую тюрьму «Кресты». Измена и бунт против Помазанника Божия во время Великого поста - это приговор народу. Если мы не будем принимать во внимание этот факт, мы не поймем и действий Императора Николая II, человека верующего и нравственного, а потому вряд ли ожидавшего, что так могут поступить православные люди. А в день его отречения была обретена Державная икона Божией Матери. Пасха 1917 года была настоящим революционным праздником, - в этом легко убедиться, если познакомиться с документами той эпохи. А потом наступило время гнева Господня на Руси.

А вот хронология событий 20 лет спустя. 22 июня 1941 года - день всех Святых в Земле Российской просиявших. 12 июля 1943 года в праздник святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла происходит знаменитое Прохоровское танковое сражение, решившее исход Великой Отечественной войны. 6 мая 1945 года Церковь торжествует по случаю великого праздника Воскресения Господня и одновременно дня Великомученика и Победоносца Георгия, а победоносная русская армия, предводимая маршалом Георгием Жуковым, берет штурмом столицу фашисткой Германии, и наши солдаты водружают знамя Победы над рейхстагом. Победа над смертью и победа над зримым воплощением смерти - фашизмом - происходят в один день. А через 50 дней в праздник Святой Троицы 24 июня 1945 года в Москве проходит Парад Победы. Господь вновь помогает русскому народу.

Кстати, Пленум ЦК КПСС, изгнавший из власти гонителя Христа, намеревавшегося показать миру последнего попа, Никиту Хрущева, состоялся 14 октября 1964 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Снова Божия Матерь простерла над Русью свой Покров. Но до 1000-летия Крещения Руси, с которого началось духовное освобождение и прозрение народа, оставалось 24 года.

Таким образом, метод наложения церковного календаря и Пасхалии на хронологию исторических событий является эвристически ценным, поскольку он позволяет уточнить важные обстоятельства исторических событий и понять логику действий участников исторического процесса. И что еще более важно, этот метод помогает сделать важные выводы историософского порядка - о характере русской истории, о действии Промысла Божия в историческом процессе. 

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

63. Прообраз грядущего

«К середине Х века киевский князь стал вассалом иудейского царя Хазарии. Произошло это после карательного похода "досточтимого Песаха" – еврейского полководца, который во главе наемной армии отбросил русов от берегов Азовского моря, опустошил страну и осадил Киев. Около 940 года от киевского князя отпало Днепровское левобережье, земли угличей и тиверцев в низовьях Днестра н Дуная попали в руки печенегов, кривичи создали свое независимое Полоцкое княжество. Под мощным воздействием хазарских евреев Русь разваливалась на глазах, превращаясь в вассала иудейского каганата, вынужденного не только платить ему дань, но и воевать за его интересы, совершенно чуждые славянам. "Тогда стали русы подчинены власти хазар", – гордо сообщает современный еврейский автор. Еще в самом начале IХ века власть в Хазарском каганате захватил некий влиятельный иудей Обадия. Он превратил хана из династии Ашина в марионетку и сделал талмудический иудаизм государственной религией Хазарии. С тех пор ее политика преследовала цели, проистекавшие из мессианских чаяний раввинов и их неутолимой ненависти к христианству. Первой заботой хазарских иудеев традиционно стала забота о богатстве. Через тысячу лет после того, как еврейство отвергло Спасителя, иудеи-рахдониты продолжали свято верить, что путь к господству над миром (якобы обещанному им Самим Богом) один – золото. Богатство давало возможность подкупать союзников и нанимать воинов. Все это: торговое имущество, купленные союзники и воины-наемники – было брошено к достижению заветной цели: уничтожению или ослаблению ненавистного оплота Вселенского православия – Византийской империи. В 939 году по Рождеству Христову войну против Византии развязал хазарский царь Иосиф, который начал с того, что "низверг множество необрезанных", то есть попросту перебил христиан, живущих внутри Хазарии. Затем хазарское войско вторглось в Крым, взяло там три города, "избив мужчин и женщин", и осадило Херсонес, где нашли себе убежище уцелевшие христиане. Составной частью кампании стал поход на русские земли, закончившийся подчинением киевского князя Игоря. Он обещал "платить дань кровью", то есть в войне Хазарии с Византией выставить свою дружину против империи на стороне каганата. Этим, возможно, и объясняются два его похода на Царьград, последовавшие один за другим в 941 и 944 годах. Подчинение Хазарии сыграло роковую роль и в жизни самого Игоря. Общепризнано, что он был убит древлянами при сборе дани. Но остается открытым вопрос – для кого собирал он эту дань? Что заставило князя увеличить ее до размеров, вызвавших восстание древлян? Ответ прост: надо было платить Хазарии. Итак, когда Святослав сел на Киевском столе, перспективы Русской державы казались весьма мрачными. Она потеряла внутреннее единство и внешнюю независимость, происками Хазарии оказалась втянутой в войну с Византией, совершенно не нужную и чуждую русским интересам. На Западе процесс объединения Германии под скипетром саксонской династии делал ее источником мощной военной и духовной агрессии, что тут же испытали на себе славяне Эльбы, Поморья и Вислы. Священная Римская империя германской нации, основанная Карлом Великим еще в 800 году, становилась в Восточной Европе реальной силой, заявлявшей свои права не только на земли, но и на души славян… Святослав почти всю свою жизнь провел в походах. Война с Хазарией за освобождение от вассальной зависимости началась почти сразу после смерти князя Игоря в 945 году. В 50-х годах Х века она шла, то вспыхивая, то затухая, с переменным успехом. "Я живу у входа в реку и не пускаю русов", – писал хазарский царь Иосиф министру Абдаррахмана III, Омейядского халифа Испании, Хасадаи ибн Шафруту, пытаясь представить дело так, что, удерживая Поволжье от нападений славян, он защищает интересы мусульман. Иосиф искал союзников, ибо у хазарских иудеев уже не хватало сил (или денег), чтобы повторить поход "досточтимого Песаха", и они пытались заручиться поддержкой в стараниях не упустить молодую Русь из-под своего военного и политического влияния. Всем этим надеждам суждено было рассыпаться в прах – Святослав имел иной взгляд на будущее Хазарии и Руси. В 964 году он совершил свой первый поход – на север, на Оку – в земли вятичей, освободив их от власти хазар и подчинив Киеву. Воспользовавшись победой, князь с помощью вятичей там же, на Оке, срубил для дружины ладьи и весной следующего, 965 года спустился речным путем по Волге к Итилю – главному городу иудейской Хазарии. "И бывши брани, одоле Святослав козаром, и град их... взя", – свидетельствует летописец. Эта победа решила судьбу войны и определила распад Хазарии. Еврейская община разбежалась, исчез центр сложной торговой, политической и военной системы, вдохновлявшейся религиозными интересами иудеев. Гибель талмудистов Итиля освободила как самих хазар, так и все окрестные народы, входившие в сферу влияния каганата. На обратном пути Святослав завладел крепостью Саркел (Белая Вежа) – столицей Хазарии на Дону, и благополучно вернулся домой, в Киев, не встречая особого сопротивления, ибо местное население вовсе не собиралось воевать за чуждые ему интересы разбежавшихся иудеев. Итак, Хазарский каганат прекратил существование. Крушение опорного пункта еврейских интересов на Востоке немедленно повлекло за собой цепь следствий – религиозных, экономических, политических и этнических. Утратили поддержку те, кто опирался на помощь агрессивного талмудического иудаизма. "Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, принужденная уступить гегемонию национальным князьям и феодалам, в Китае отдельные солдатские антикочевничевские мятежи переросли в агрессивность и национальную исключительность новорожденной династии Сун, халифат в Багдаде ослабел и потерял контроль даже над Египтом, не говоря уже о "прочей Африке" и Аравии; дезорганизация разъедала Саманидский эмират". Удар, нанесенный Святославом в низовьях Волги, откликнулся гулким эхом по всему миру. Годом позже Святослав подчинил волжско-камских болгар и мордовские племена, повторно разгромив остатки хазарского войска. Выйдя к Северному Кавказу, князь осадил и взял крепость Семендер, победил племена аланов, ясов и касогов, союзников каганата, тревоживших набегами юго-восточные рубежи Руси. Выйдя к Азовскому морю, он основал в районе Кубани крепость Тмутаракань, ставшую впоследствии столицей русского Тмутараканского княжества. В результате этих восточных походов страна воспряла. Совершилось объединение восточно-славянских племен в единое государство, Русь установила контроль за торговыми путями по Волге и Дону, обезопасила свои южные границы и заявила о себе как об одном из сильнейших государств Европы» (Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1995. С. 20-24). Всей свое деятельностью князь Святослав способствовал уничтожению препятствий на пути Православия в России. Господь готовил Руси служение хранительницы и защитницы Православия (Там же. С. 25).

62. 59. Прихожанка Т.В.

То есть Вы хотите сказать, что события происходят по Промыслу Божию, а вот перекрещиваются эти события случайно? Да нет, НИЧЕГО случайного не бывает, коль скоро и волосы у нас на голове сочтены.

61. Re: Священная русская история

МЕДВЕДЬ В СЕТЯХ Медведь Попался в сеть. Над смертью издали шути как хочешь смело: Но смерть вблизи — совсем другое дело. Не хочется Медведю умереть. Не отказался бы мой Мишка и от драки, Да весь опутан сетью он, А на него со всех сторон Рогатины, и ружья, и собаки: Так драка не по нем. Вот хочет Мишка взять умом И говорит ловцу: "Мой друг, какой виною Я проступился пред тобою? За что моей ты хочешь головы? Иль веришь клеветам напрасным на медведей, Что злы они? Ах, мы совсем не таковы! Я, например, пошлюсь на всех соседей, Что изо всех зверей мне только одному Никто не сделает упрека, Чтоб мертвого я тронул человека". — "То правда, — отвечал на то ловец ему, — Хвалю к усопшим я почтение такое; Зато, где случай ты имел, Живой уж от тебя не вырывался цел. Так лучше бы ты мертвых ел И оставлял живых в покое". Эта актуальная басня в первую очередь про меня, грешного. Едят у нас нынче и живых и мёртвых, и не знаешь уже - что пагубнее. Однако лучше вообще отказаться от людоедства, у нас, в отличие от Медведя, ещё есть такая возможность. Нужно уметь просто назвать называть историческое зло - злом, а добро - добром, без страстности. Медведь попался в сеть...
Серёжа / 12.06.2012, 16:30

60. 44. Писарь : 41.деду пенсионеру.

"Ув.дед пенсионер,позвольте полюбопытствовать-Вам пенсион русское правительство платит или иностранное? В русском языке Священный и Святой-синонимы." Кто нибудь сможет объяснить,как связано первое предложение с вторым?
дед пенсионер / 12.06.2012, 14:53

59. п. 58. Галина Старикова

Под случайностью понимается и «результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий» (см. определение в словарях), каждое из которых произошло, безусловно, по промыслу Божиему.
_Ольга_ / 12.06.2012, 09:53

58. 57. Прихожанка Т.В

У Бога - всего много , только вот случайностей не бывает.

57. п.52. Ольга Н.

Духовное зрение дается прежде всего для видения грехов и их искоренения посредством духовной брани, а не для того, чтобы мы, ослепленные желанием видеть чудеса там, где их нет, возводили случайности в ранг закономерности.
_Ольга_ / 11.06.2012, 21:54

56. А у науки нет воли.Так ли это?

Что наука может сказать о Воскресении Господа? Научно обосновать даже гипотезу не может. А ведь факт есть: Церковь.Звезды же тоже никто руками не трогал,тем более мы видим прошлое в их свете дошедшем до нас. Однако в звезды наука верит,а в Воскресение нет. Почему?Принцип то один и тот же. Потому что логика позволяет.Материалистическая.А если допустить ,что объем имени "материя" не противоположный,а противоречивый к имени "дух"(по терминологии науки логики),тогда наука должна допускать теорию воскресения так же,как и теорию происхождения Вселенной через Большой взрыв. То есть дело в уме,точнее в волевом решении науки ,потому что все остальное у науки есть. Все что ей не достает - воли. Можно заменить слово "воля" словом "конвенция".
Бондарев Игорь / 11.06.2012, 19:02

55. 43.А.Рогозянскому.

Общий посыл- безусловно неправильный. Есть только один народ,почитающий свою историю-"священной"-иудейский. Именно по этой причине, в школах, вводят изучение "холокоста",дальше,видно будет больше. Я русский православный человек и для меня, русская история и не только русская, вся,целиком история человечества - и славная и позорная-безусловно предмет почитания и любви-искреннего интереса,но не предмет "священного культа"-что есть безумие в Очах Божиих.
Писарь / 11.06.2012, 17:11

54. "некоторый наукообразный стиль"...

Спасибо, Анатолий Дмитриевич, что начали дискуссию на эту тему. Вы пишите: "Историческая наука не преодолела еще марксистскую методологию". Надо полагать, что без ложной скромности под Исторической наукой Вы подразумеваете только себя и своих профессиональных коллег (выпускников МГУ, ЛГУ и т. д., сменивших "парткомы на амвоны")? Настоящая Русская Историческая наука никогда не имела "марксистской методологии" и затронутая Вами проблема понимания духовного смысла Истории есть общая проблема постсоветских (антикоммунистического, неокоммунистического и либералного) направлений материалистической историографии. (Стиль статьи, - смесь наукообразности и мистицизма, - не противоречит ли Вашим целям ? Фраза в конце текста, где ЦК КПСС оказался под Покровом Богоматери, - это на уровне икон Сталина и культа Путина ?! Вы не чувствуете, что такое могли бы написать какие-нибудь "предатели в рясах" ? ) На РНЛ публикуется много полезной информации. Спасибо! Есть раздел "Этот день в Русской истории". Позвольте выразить пожелание, чтобы на следующий год в этом разделе в День Святой Троицы появилась строка о том, что в этот переходящий праздник Петром Великим был основан Город Святого апостола Петра, будущая столица Российской Империи Санкт-Петербург. Не могли бы Вы, митрополит Владимир и патриарх Кирилл убедить городские власти в том, что отмечать светский праздник День Рождения Города следует именно в День Святой Троицы ?
А.Б. / 11.06.2012, 16:10
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Россия – идейный центр незападного мира
Новый манифест Владимира Путина
08.11.2024
С идеологией не только у «Царьграда», но и у России, – пока дела неважно
Пристрастные заметки об Идеологической секции съезда Союза русского народа
29.10.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 21:42
Диверсия государственного уровня?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:27
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.11.2024 21:20
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:18
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
13.11.2024 21:15
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 20:34
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.11.2024 19:22