«Сейчас формируется американо-китайская биполярность. Она отличается от американо-советской биполярности, поскольку наряду с конфликтом интересов имеет место и очень глубокое взаимопроникновение. России очень важно адекватно оценить эту ситуацию и извлечь из нее максимальные выгоды, а также снизить возможные издержки. Издержками может считаться стремление каждой из двух глобальных сверхдержав решать свои проблемы в т.ч. и за счет России, перебрасывая на российское направление ту или иную напряженность. Здесь наиболее уместна политика балансирования между двумя полюсами современного мира, сохраняя равноудаленность», - считает аналитик.
По мнению М.Ремизова, «на международной арене у нас близки позиции с Китаем»: «Тут и ситуация в Сирии, и общее мнение о недопустимости вмешательства в дела Ирана». «Где позиции совпадают, разговаривать легко и приятно, - заметил политолог, - но что касается экономических двусторонних отношений, то здесь гораздо больше вопросов, чем ответов. Китай в этом отношении очень сложный партнер. Он продиктовал России очень жесткие условия по долгосрочной цене на нефть, а сейчас делает то же самое по газу. Маршруты уже частично построены, частично согласованы, и, учитывая это, Россия оказывается в более слабой переговорной позиции, потому что надо окупить вложения, и придется продавать газ по той или иной цене».
«Конечно, болезненным является вопрос, который китайцы поставили в рамках ШОС, – о дополнительной либерализации торговли. Это актуально для стран Таможенного союза. В России существует промышленный потенциал, и широкая либерализация торговли с Китаем представляет собой для промышленности большую угрозу. А вот в среднеазиатских республиках и в Белоруссии китайским товарам открыт широкий доступ. Причем в условиях кризиса кредит на Западе ограничен, а Китай располагает "длинными деньгами", и это – инструмент лоббирования, который может стать механизмом реализации китайских интересов во внешнеэкономической сфере», - отмечает М.Ремизов.
«На сегодня Россия руководствуется тем, что наиболее эффективной формой сдерживания Китая является дружба с Китаем, - говорится в комментарии. - Россия движется в логике уступок уже давно, начиная с демаркации границы и заканчивая ценой на нефть и подписанием Стратегии межрегионального сотрудничества до 2018 года. Развитие наших отношений с Китаем в этом пункте вызывает определенную озабоченность. Это соглашение предполагает совместную разработку ресурсов на территории России, их переработку на территории КНР, облегчение транспортного режима между городами двух стран и некоторые другие решения, которые в общем и целом отражают интересы Китая по доступу к ресурсам Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также по облегчению миграционных потоков. Хотелось бы, чтобы реальная повестка этих отношений была скорее формальной, а больше касалась бы международно-политических вопросов, по которым наша позиция совпадает».
«Что касается ШОС, то, на мой взгляд, это преимущественно китайский проект, и его название отражает суть дела. Но пока удается удерживать баланс интересов внутри этой организации, и России удается задействовать ее по тем вопросам, по которым есть совпадение позиций. Вместе с тем влияние Китая здесь преобладающее. Нынешний визит Путина не изменил положение ШОС. Повестка осталась той же самой, что и прежде. Кроме того, я считаю, что опасение относительно дестабилизации на Среднем Востоке могло бы быть заявлено более внятно, чем получилось. Возможно, я и ошибаюсь, но я не увидел каких-то значимых результатов этого визита», - заключил Михаил Ремизов.