Как отмечает глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, одобренная в начале мая Президентом концепция миграционной политики до 2025 года направлена на легализацию гастарбайтеров. При этом Ромодановский в очередной раз пообещал строго бороться с нелегальной миграцией.
ФМС, отмечает издание, уже давно обещает приглашать на работу в страну только высококвалифицированных специалистов, отдавать приоритет бывшим соотечественникам и людям русской культуры, строго соблюдать квоты и т.д., и официальные цифры вроде бы свидетельствуют об успешности такой политики. Так, например, Мосгорстат недавно отрапортовал о снижении миграционного прироста в 2011 году на 47%. Между тем эксперты все реже обращают внимание на заявления представителей ФМС, предпочитая доверять тому, что видят своими глазами. Так на одного легального мигранта в Москве приходится, по мнению большинства экспертов, приблизительно 10 нелегальных.
В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросами: Можно ли считать успешной проводимую в России миграционную политику? Допустимо ли решать демографические проблемы страны за счет этнически и культурно чуждого населения?
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, отметил, что сейчас миграционная политика строится таким образом, что те деньги, которые могли бы быть заработаны местным населением, вывозятся за границу. «И это очень большие деньги. Это очень досадно. Это подрывает нашу экономику», - отметил он.
«Совершенно неприемлемым представляется мне, что огромные сообщества мигрантов, живущих на исконно русских землях, пытаются насаждать свои обычаи и свою культуру. Как это ни парадоксально звучит, но, видимо, нам придется пойти по американскому пути, когда различные этнические сообщества живут компактными группами в "своих" зонах. Не хотелось бы употреблять слово «гетто», но мне кажется, что для здоровья нации было бы лучше, если бы эти группы мигрантов жили в отдельных кварталах, где бы могли руководствоваться своими культурными ценностями и традициями и не пытались переменить жизнь основного населения, навязывая ему свои правила», - добавил он.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, отметил, что хотя «этнически мигранты нам по большей части не близки», но «все-таки они – представители бывших советских республик, в какой-то мере сохранивших опыт приобщения к имперской и русской культуре. Поэтому в этом смысле это не совсем чужие для нас люди. Тем более, есть все-таки и какая-то экономическая востребованность».
«Россия развивалась как империя, давая возможность людям с окраин подниматься к более высокому стандарту жизни, приобщаться к более высокой культуре. Я думаю, этот опыт нужно обязательно учитывать и применять. В том, что люди едут в Россию, ничего катастрофического я не вижу. Имперская политика – политика вселенскости: мы всех принимаем, и всем должно быть хорошо, и чуждым, и не чуждым. Конечно, проблемы есть, но Путин, и другие руководители предлагают вполне здравые решения. И экзамены, и адаптация, и жесткое регулирование миграционных потоков – все это правильно. Все это нужно делать. Миграционная политика вполне может быть выстроена на принципах взаимовыгодности. Очень хочется надеяться, что она принесет положительные результаты», - заключил священник.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, в свою очередь отметил, что «нельзя сказать, что местное население у нас довольно миграционной политикой властей». «Вне всякого сомнения, существует сильное отчуждение местного населения от мигрантов. Особенно это проявляется в более или менее благополучных в экономическом отношении регионах. То, что это отчуждение и недовольство со всей очевидностью чувствуется в России, говорит о том, что ответственные за эту политику лица не считаются с интересами местного населения», - отметил он.
«Конечно, хотелось бы, чтобы это была какая-то осмысленная политика, при которой культурная специфика нашей страны не растворялась бы и не подрывалась бы. Хотелось бы, чтобы были созданы такие условия, чтобы поддерживались в первую очередь свои граждане, чтобы работодатель не гнался за дешевой рабочей силой, а достойно оплачивал труд местных жителей, чтобы они пользовались приоритетом при устройстве на работу. Все прекрасно понимают, насколько велика коррупционная составляющая всего этого процесса. Поэтому назвать успешной миграционную политику можно было бы с большим трудом», - заключил пастырь.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, полагает, что «тут вопрос скорее заключается в том, какова политика по отношению к русскому народу»: «Наше народосбережение осуществляется или идет депопуляция собственного народа? Исторически так всегда было: кто кого "перерожает", тот оказывается "на коне". Почему Сербия лишилась в итоге Косова? Не только из-за агрессии Запада, но из-за того, что албанцы рожают больше. А свято место пусто не бывает. Поэтому главная миграционная политика должна заключаться во всемерной поддержке рождаемости и здоровья собственной государствообразующей нации – самих русских. А потом на фоне этого можно говорить, насколько миграционная политика успешна или нет. А если все пустить на самотек и не заниматься народосбережением, то очевидно, что приезжие, у которых детей традиционно много, нас просто вытеснят – это элементарно».