«Чудеса – это костыли для сомневающихся»

Протоиерей Олег Стеняев о чудесах подлинных и ложных

0
1018
Время на чтение 4 минуты
Как сообщала «Русская народная линия», во время Крестного хода имени Андрея Боголюбского «Единая вера - единая история - единый народ» произошло явление православного креста на небе. О чуде нам сообщил сопредседатель Международного общественного движения в защиту православного образа жизни «За веру Православную», организатор третьего этапа Крестного хода имени Андрея Боголюбского «Единая вера - единая история - единый народ» Павел Безукладичный: «Потом мы переехали в Минск. Там произошло чудо, которое зафиксировано на фото и видео. Погода на протяжении всего Крестного года была солнечная, небо было абсолютно голубое без единого облака. Когда прошла Литургия, и мы вышли на улицу, прямо над храмом был белый круг, внутри которого образовался православный крест. Иначе как чудом это явление мы назвать не можем, потому что никаких облаков в этот день не было, небо было абсолютно безоблачным».

Поскольку статья «Чудо в Минске» вызвала большой читательский интерес и оказалась самым читаемым материалом, опубликованным на сайте РНЛ 30 мая, мы попросили известного богослова протоиерея Олега Стеняева ответить на следующие вопросы: «Как отличить подлинное чудо от ложного? Почему сообщения о чудесах непременно привлекают внимание многих людей? Как православным людям реагировать на сообщения о чудесах?»


«Во время эфира на радио «Радонеж» я неоднократно отвечал на вопросы относительно чудес и различных знамений. Собственно говоря, чудо - это знамение, которое дается для сомневающегося. Но тут существует две крайности: первая, когда человек воспринимает все слишком рационально. Такой человек может не заметить чуда и не признать его таковым. Другая крайность, когда человек воспринимает все в мире как поток чудес, объявляя чудом то, что чудом не является, что вполне сообразно естественным законам.

Я думаю, вполне естественно, когда люди выходят, помолившись, после Литургии из храма, и видя какой-то круг над головой с крестом внутри, ощущают это как чудо. Напомню, что после чина канонизации Царской Семьи в лике святых Царственных страстотерпцев, когда совершался Крестный ход, над Храмом Христа Спасителя появились облачные знаки крестов. Это явление наблюдала огромная толпа москвичей, собравшихся у Храма. Явление снимали на фото и видео.

Господь действительно посылает нам какие-то знамения, но не для того, чтобы разрушить естественное течение жизни, вторгнувшись в нее, а для того, чтобы, может быть, утешить нас, подсказать выход в наших сомнениях, укрепить нашу веру.

Говорят, что накануне Великой Отечественной войны многие иконы в тех немногих храмах, которые действовали, начали одновременно мироточить. Поэтому, чудо бывает, посылается Богом во укрепление перед какими-то потрясениями. Это тоже не надо забывать.

Главное, что мне хочется сказать: подлинное чудо все-таки оставляет место для сомнения, потому что Бог не насилует волю человека. Человек не должен бояться момента смущения, сомнения в подлинности чуда, потому что тот, кто убедился, что это чудо с христианской точки зрения, он прославил Бога, а тот, кто отвергнул, поступил по своей совести. С древних времен отцы говорили так по поводу произошедшего чуда, если возникала какая-то двойственность: «Не принимай и не отвергай». Потому что была опасность, что человек примет за чудо то, что чудом не является, или отвергнет настоящее чудо. Но опять же, может и знамение от Бога произойти, но это всегда носит характер некоего костыля. Чудеса - это костыли для сомневающихся. Сын Божий сказал: «Если Мне не верите, верьте делам Моим». Христиане предпочитают верить в Сына Божия, и мы уверовали в Иисуса Христа как Сына Божия не потому, что он нас каждого в отдельности убедил каскадом чудес. Нет. Мы поверили в Него, потому что возлюбили Его. Как это происходит? Когда человек читает святое Евангелие, особенно, когда читает Нагорную проповедь, возникает ощущение, что это надмирное учение, поскольку оно совершенно не укладывается в привычную человеческую систему взаимоотношений между людьми.

Мы живем в мере торговоподобных отношений: мы любим любящих, ненавидим ненавидящих - как торговля. Ты меня уважаешь? А, ну, я тебя тоже уважаю. Ты меня не уважаешь? Ну и я тебя не уважаю! А Христос в Нагорной проповеди заповедовал совсем другое отношение. Он задал высоту нравственности, когда сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих». Становится понятно, что это не человеческое слово, оно не могло родиться у человека, погрязшего в себялюбии в результате грехопадения. Это учение принес именно Богочеловек.

Есть еще один аспект - чудо веры, которое возникает от чтения святого Евангелия - это подлинное чудо, в котором никогда не надо сомневаться. Поэтому святые отцы говорили, что если и мертвые воскреснут - то это еще не такое значимое чудо, если больной получит моментальное исцеление - это тоже не так удивительно, а подлинное чудо, говорили отцы, когда неверующий становится верующим, когда еретик становится православным, когда язычник становится христианином. Поэтому мы должны искать чудо веры, которое рождается от самого евангельского повествования.

В этом смысле каждый стих святого Евангелия - величайшая божественная милость по отношении к нам и чудо, могущее пробудить нашу веру. Каждый библейский стих как драгоценный камень, который вы держите в руках: чуть-чуть повернули его и он заиграл новыми красками, еще чуточку повернули камешек, и там, где был синий, разлился бирюзовый, а за ним изумрудный цвет. Вот так и библейский текст. Каждый стих Евангелия дает такое восприятие жизни, что мы поражаемся красотой божественных чудес. Поэтому в Писании сказано, что «вера - от слышания, а слышание - от Слова Божия». Если бы было сказано, что вера - от чудес, то мы были бы заложниками чуда.

Но, с другой стороны, в Евангелии от Марка мы находим слова, что Господь дал Апостолам возможность не только проповедовать Евангелие, но и многими чудесами и знамениями свидетельствовать о том, что они несут истину. Сказано, что «будете возлагать руки на больных и они будут здоровы, будете прогонять бесов, будете говорить на языках» и так далее. Поэтому надо всегда взвешенно подходить к любым чудесным явлениям.

Но я радуюсь за белорусских верующих. Они пережили благодатный момент. Я немного завидую им. Хотя, когда я присутствовал на прославлении Царской Семьи в Храме Христа Спасителя, где были собраны все священники Москвы, которые стояли кольцом вокруг храма, и был архиерейский Крестный ход, то мы все увидели на небесах кресты, которые двигались, причем с восточной стороны, как бы из тех мест, где страдали новомученики. И это явление укрепило нашу веру».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: «Чудеса – это костыли для сомневающихся»

Проф. А.И. Осипов о чудесах истинных и ложных: http://orthodoxy.sumy.ua/?p=472 Нельзя не согласиться.
_Ольга_ / 31.05.2012, 19:28

2. Re: «Чудеса – это костыли для сомневающихся»

А как это называется? http://www.youtube.com/watch?v=snH0RXRY4w4
/ 31.05.2012, 08:49

1. Re: «Чудеса – это костыли для сомневающихся»

"Но почему,-говорят некоторые,-теперь не бывает чудес? Почему тогда все крещаемые говорили разными языками, а ныне уже не так?" По какой, в самом деле, причине теперь пресеклась и отнята у людей эта благодать? Не потому, что Бог захотел лишить нас этой чести, но потому, что Он благоволил нас еще более почтить. Каким образом? Те люди были очень неразумны, ибо недавно освободились от идольского служения; мысль их была так груба и нечувствительна, что они были совершенно привязаны к одним плотским предметам и, желая вещественного, ничего не понимали о дарах духовных, ничего не знали о благодати духовной, благодати, созерцаемой единой верой. Потому и бывали тогда чудеса... А ныне я не имею нужды в знамениях. Почему? Потому что и без чудес научился веровать Господу. Залога требует тот, кто не верит, а я, как верующий, не требую ни залога, ни чудес. Положим, я не говорю разными языками, но я знаю, что я очищен от грехов. Они тогда не веровали этому без чудес, затем и явлены были чудеса, как залог веры, ими приемлемой. Потому им давались знамения, не как верным, но как неверным, чтобы они уверовали. Таким образом, и святой Павел говорит: "Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих" (1 Кор. 14, 22). Видите, что не для бесчестия нашего, но для большей почести Господь сократил явление своих чудес. Он творит так, желая открыть нашу веру, чтобы мы веровали Ему без залогов и без всяких чудес. Те люди, не получив предварительно видимых знаков и залога, не поверили бы Ему в предметах невидимых, а я без этого показываю ему всю веру. Вот причина, почему теперь не бывает чудес. Святитель Иоанн Златоуст
С. Швецов / 31.05.2012, 08:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Олег Стеняев
Все статьи Протоиерей Олег Стеняев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06