Поскольку статья «Чудо в Минске» вызвала большой читательский интерес и оказалась самым читаемым материалом, опубликованным на сайте РНЛ 30 мая, мы попросили известного богослова протоиерея Олега Стеняева ответить на следующие вопросы: «Как отличить подлинное чудо от ложного? Почему сообщения о чудесах непременно привлекают внимание многих людей? Как православным людям реагировать на сообщения о чудесах?»
«Во время эфира на радио «Радонеж» я неоднократно отвечал на вопросы относительно чудес и различных знамений. Собственно говоря, чудо - это знамение, которое дается для сомневающегося. Но тут существует две крайности: первая, когда человек воспринимает все слишком рационально. Такой человек может не заметить чуда и не признать его таковым. Другая крайность, когда человек воспринимает все в мире как поток чудес, объявляя чудом то, что чудом не является, что вполне сообразно естественным законам.
Я думаю, вполне естественно, когда люди выходят, помолившись, после Литургии из храма, и видя какой-то круг над головой с крестом внутри, ощущают это как чудо. Напомню, что после чина канонизации Царской Семьи в лике святых Царственных страстотерпцев, когда совершался Крестный ход, над Храмом Христа Спасителя появились облачные знаки крестов. Это явление наблюдала огромная толпа москвичей, собравшихся у Храма. Явление снимали на фото и видео.
Господь действительно посылает нам какие-то знамения, но не для того, чтобы разрушить естественное течение жизни, вторгнувшись в нее, а для того, чтобы, может быть, утешить нас, подсказать выход в наших сомнениях, укрепить нашу веру.
Говорят, что накануне Великой Отечественной войны многие иконы в тех немногих храмах, которые действовали, начали одновременно мироточить. Поэтому, чудо бывает, посылается Богом во укрепление перед какими-то потрясениями. Это тоже не надо забывать.
Главное, что мне хочется сказать: подлинное чудо все-таки оставляет место для сомнения, потому что Бог не насилует волю человека. Человек не должен бояться момента смущения, сомнения в подлинности чуда, потому что тот, кто убедился, что это чудо с христианской точки зрения, он прославил Бога, а тот, кто отвергнул, поступил по своей совести. С древних времен отцы говорили так по поводу произошедшего чуда, если возникала какая-то двойственность: «Не принимай и не отвергай». Потому что была опасность, что человек примет за чудо то, что чудом не является, или отвергнет настоящее чудо. Но опять же, может и знамение от Бога произойти, но это всегда носит характер некоего костыля. Чудеса - это костыли для сомневающихся. Сын Божий сказал: «Если Мне не верите, верьте делам Моим». Христиане предпочитают верить в Сына Божия, и мы уверовали в Иисуса Христа как Сына Божия не потому, что он нас каждого в отдельности убедил каскадом чудес. Нет. Мы поверили в Него, потому что возлюбили Его. Как это происходит? Когда человек читает святое Евангелие, особенно, когда читает Нагорную проповедь, возникает ощущение, что это надмирное учение, поскольку оно совершенно не укладывается в привычную человеческую систему взаимоотношений между людьми.
Мы живем в мере торговоподобных отношений: мы любим любящих, ненавидим ненавидящих - как торговля. Ты меня уважаешь? А, ну, я тебя тоже уважаю. Ты меня не уважаешь? Ну и я тебя не уважаю! А Христос в Нагорной проповеди заповедовал совсем другое отношение. Он задал высоту нравственности, когда сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих». Становится понятно, что это не человеческое слово, оно не могло родиться у человека, погрязшего в себялюбии в результате грехопадения. Это учение принес именно Богочеловек.
Есть еще один аспект - чудо веры, которое возникает от чтения святого Евангелия - это подлинное чудо, в котором никогда не надо сомневаться. Поэтому святые отцы говорили, что если и мертвые воскреснут - то это еще не такое значимое чудо, если больной получит моментальное исцеление - это тоже не так удивительно, а подлинное чудо, говорили отцы, когда неверующий становится верующим, когда еретик становится православным, когда язычник становится христианином. Поэтому мы должны искать чудо веры, которое рождается от самого евангельского повествования.
В этом смысле каждый стих святого Евангелия - величайшая божественная милость по отношении к нам и чудо, могущее пробудить нашу веру. Каждый библейский стих как драгоценный камень, который вы держите в руках: чуть-чуть повернули его и он заиграл новыми красками, еще чуточку повернули камешек, и там, где был синий, разлился бирюзовый, а за ним изумрудный цвет. Вот так и библейский текст. Каждый стих Евангелия дает такое восприятие жизни, что мы поражаемся красотой божественных чудес. Поэтому в Писании сказано, что «вера - от слышания, а слышание - от Слова Божия». Если бы было сказано, что вера - от чудес, то мы были бы заложниками чуда.
Но, с другой стороны, в Евангелии от Марка мы находим слова, что Господь дал Апостолам возможность не только проповедовать Евангелие, но и многими чудесами и знамениями свидетельствовать о том, что они несут истину. Сказано, что «будете возлагать руки на больных и они будут здоровы, будете прогонять бесов, будете говорить на языках» и так далее. Поэтому надо всегда взвешенно подходить к любым чудесным явлениям.
Но я радуюсь за белорусских верующих. Они пережили благодатный момент. Я немного завидую им. Хотя, когда я присутствовал на прославлении Царской Семьи в Храме Христа Спасителя, где были собраны все священники Москвы, которые стояли кольцом вокруг храма, и был архиерейский Крестный ход, то мы все увидели на небесах кресты, которые двигались, причем с восточной стороны, как бы из тех мест, где страдали новомученики. И это явление укрепило нашу веру».
3. Re: «Чудеса – это костыли для сомневающихся»
2. Re: «Чудеса – это костыли для сомневающихся»
1. Re: «Чудеса – это костыли для сомневающихся»