Кто поет, о зле не думает

На филфаке СПбГУ состоялся праздник, приуроченный ко Дню славянской письменности

0
211
Время на чтение 4 минуты
25–26 мая на филологическом факультете СПбГУ состоялся международный научно-практический симпозиум «Славянский мир: единство и многообразие». Он был посвящён Дню славянской письменности.

26 мая, когда отзвучали доклады, началась самая живая часть симпозиума, подготовленная студентами кафедры славянской филологии СПбГУ. Учащиеся чешского, польского, болгарского и сербского отделений пели песни и читали стихи на славянских языках, сыграли комедийную сценку «Жизнь на "славянке"», посвящённую будням студентов-славистов. Под занавес к студенческому хору присоединились голоса преподавателей — Драганы Дракулич-Приймы и Валерия Михайловича Мокиенко, автора популярного на факультете «Гимна славистов».

На филологическом факультете, как известно, учатся почти одни девушки. Но студентки сербского отделения исполняли песни вместе с удивительно красивыми и сосредоточенными молодыми людьми. Их пение — под гитару и а капелла — могло бы звучать не только на студенческом празднике, но и в серьёзном концертном зале, и даже в храме. Слова на незнакомом языке воспринимать трудно, но было ясно, что в этих песнях скрыта какая-то сущностная, печальная правда, созвучная русской душе. Несомненно было и то, что песни, спетые сербами, сродни церковным песнопениям.

Оказалось, что молодые люди, выступавшие вместе с девушками — студенты Санкт-Петербургской духовной академии, сербы Йован Стоянович и Неманя Йокич. После праздника они вместе со своим товарищем Бóрисом Палибрком из Черногории вкратце рассказали о себе:
- Большое-большое счастье - находиться в стенах, где учились такие известные фигуры христианского мира как преподобный Иустин Попович, святитель Николай (Велимирович) и, конечно, русский батюшка святой праведный Иоанн Кронштадтский!

- Вы собираетесь стать священниками или просто получаете богословское образование?

- Рукоположение ведь не бывает автоматически! Нужно, чтобы у отца был высокий духовный, богословский и нравственный уровень. В богословии говорят, что человеческая воля должна совпадать с волей Божественной. Да, мы хотим быть батюшками, но посмотрим, как в жизни сложится. Нужно, чтобы мы старались и трудились, а епископы сами выбирают, кто будет служить Литургию.

- Но если вы, Бог даст, станете священниками, то будете служить в Сербии?

- Да, в Сербской Православной Церкви.

- А теперь расскажите, что вы поете?

- Первая песня называлась «Прилетели птички-ласточки». Этот мелос родом из южной Сербии, Косова и Метохии. Такие песни мы называем «изворни песни», по-русски - «этно-источники». Это очень древние песни, к ним должен быть особый подход.

- А как называется сам распев? Ведь он близок к церковным песнопениям?

- Наш сербский распев именно так и называется: сербское народное православное пение. У нас все народные песни имеют элементы церковного пения - и наоборот. Сейчас в сербской культуре заметен упадок музыкальности. Сегодня больше требуются такие песни, как, например, «турбо-фолк» - слышали? Это музыка не очень хорошего качества. А то, что мы пели сегодня - настоящая средневековая сербская музыка. Подлинная этническая традиция и осознание сербской культуры у нас лучше всего сохранились в Республике Сербской — это в Боснии и Герцеговине.

- Неманя, у Вас, наверное, есть музыкальное образование?

- Нет, я научился у одного человека играть на аккордеоне, а гитару самостоятельно осваивал. Что касается традиций, мне кажется, что Босния и Герцеговина и часть Республики Сербской сейчас меньше подвержены влиянию Запада. Политика изменяет суть народа, его поведение и даже отношение к музыке. В южном крае Сербии сохранился очень хороший стиль этно-музыки, и в Боснии есть места, где эта музыка еще живет. Но на севере все это теряется. Чем ближе к Европе, тем хуже...

- А сейчас в Сербии бывает, что человек, сидя на крыльце своего дома, вдруг возьмет и запоет?

- Да, конечно! Это есть и в Сербии, и в Черногории, и в Боснии и Герцеговине. Это заложено в самой сути народа! Мы и здесь постоянно поём, когда хочется. Нам смешно, потому что русские и иностранцы нас не понимают и думают, что мы выпили очень хорошо. А мы просто не можем жить без музыки, улыбки, хорошего настроения! Видимо, это обусловлено исторически: сербы пятьсот лет были под турецким игом, но надежда в нас никогда не умирала. Пока человек поет - он надеется. Даже когда мы страдаем, в Косово, например, то и тогда не перестаем петь.

- Я знаю, вы думаете, что в России люди очень хорошие. Но у нас мало кто относится друг к другу так, как вы.

- Можно сказать, что у нас более простые отношения буквально во всех структурах. И в Церкви тоже: у нас и Патриарх, и епископы очень доступные. Они разделяют судьбу народа. И, конечно, все решает песня! У нас, сербов, есть известная поговорка: «Кто поет, о зле не думает».

- Как сейчас живут в Сербии ваши родители, близкие?

- По сравнению с Питером и Москвой - намного тяжелее. Европейцы хотят искусственно сделать новую страну, новый язык, пытаются нас разъединить. Естественно, на Балканах после развала Югославии очень тяжелое состояние - и экономическое, и политическое. Европеизация тушит в Сербии национальное самосознание. Мало кто знает такие песни, какие сегодня здесь пели! Происходит разложение национального сербского кода, уже не так хранятся традиции, в том числе Православие. И все-таки народ не теряет надежды. Мы просим у Бога, чтобы наша молитва была услышана, чтобы снова служилась с небес Литургия, как это называет в своей поэзии святитель Николай Сербский.

Ольга Надпорожская
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сергеевна Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Сергеевна Надпорожская
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06