Кто поет, о зле не думает

На филфаке СПбГУ состоялся праздник, приуроченный ко Дню славянской письменности

0
211
Время на чтение 4 минуты
25–26 мая на филологическом факультете СПбГУ состоялся международный научно-практический симпозиум «Славянский мир: единство и многообразие». Он был посвящён Дню славянской письменности.

26 мая, когда отзвучали доклады, началась самая живая часть симпозиума, подготовленная студентами кафедры славянской филологии СПбГУ. Учащиеся чешского, польского, болгарского и сербского отделений пели песни и читали стихи на славянских языках, сыграли комедийную сценку «Жизнь на "славянке"», посвящённую будням студентов-славистов. Под занавес к студенческому хору присоединились голоса преподавателей — Драганы Дракулич-Приймы и Валерия Михайловича Мокиенко, автора популярного на факультете «Гимна славистов».

На филологическом факультете, как известно, учатся почти одни девушки. Но студентки сербского отделения исполняли песни вместе с удивительно красивыми и сосредоточенными молодыми людьми. Их пение — под гитару и а капелла — могло бы звучать не только на студенческом празднике, но и в серьёзном концертном зале, и даже в храме. Слова на незнакомом языке воспринимать трудно, но было ясно, что в этих песнях скрыта какая-то сущностная, печальная правда, созвучная русской душе. Несомненно было и то, что песни, спетые сербами, сродни церковным песнопениям.

Оказалось, что молодые люди, выступавшие вместе с девушками — студенты Санкт-Петербургской духовной академии, сербы Йован Стоянович и Неманя Йокич. После праздника они вместе со своим товарищем Бóрисом Палибрком из Черногории вкратце рассказали о себе:
- Большое-большое счастье - находиться в стенах, где учились такие известные фигуры христианского мира как преподобный Иустин Попович, святитель Николай (Велимирович) и, конечно, русский батюшка святой праведный Иоанн Кронштадтский!

- Вы собираетесь стать священниками или просто получаете богословское образование?

- Рукоположение ведь не бывает автоматически! Нужно, чтобы у отца был высокий духовный, богословский и нравственный уровень. В богословии говорят, что человеческая воля должна совпадать с волей Божественной. Да, мы хотим быть батюшками, но посмотрим, как в жизни сложится. Нужно, чтобы мы старались и трудились, а епископы сами выбирают, кто будет служить Литургию.

- Но если вы, Бог даст, станете священниками, то будете служить в Сербии?

- Да, в Сербской Православной Церкви.

- А теперь расскажите, что вы поете?

- Первая песня называлась «Прилетели птички-ласточки». Этот мелос родом из южной Сербии, Косова и Метохии. Такие песни мы называем «изворни песни», по-русски - «этно-источники». Это очень древние песни, к ним должен быть особый подход.

- А как называется сам распев? Ведь он близок к церковным песнопениям?

- Наш сербский распев именно так и называется: сербское народное православное пение. У нас все народные песни имеют элементы церковного пения - и наоборот. Сейчас в сербской культуре заметен упадок музыкальности. Сегодня больше требуются такие песни, как, например, «турбо-фолк» - слышали? Это музыка не очень хорошего качества. А то, что мы пели сегодня - настоящая средневековая сербская музыка. Подлинная этническая традиция и осознание сербской культуры у нас лучше всего сохранились в Республике Сербской — это в Боснии и Герцеговине.

- Неманя, у Вас, наверное, есть музыкальное образование?

- Нет, я научился у одного человека играть на аккордеоне, а гитару самостоятельно осваивал. Что касается традиций, мне кажется, что Босния и Герцеговина и часть Республики Сербской сейчас меньше подвержены влиянию Запада. Политика изменяет суть народа, его поведение и даже отношение к музыке. В южном крае Сербии сохранился очень хороший стиль этно-музыки, и в Боснии есть места, где эта музыка еще живет. Но на севере все это теряется. Чем ближе к Европе, тем хуже...

- А сейчас в Сербии бывает, что человек, сидя на крыльце своего дома, вдруг возьмет и запоет?

- Да, конечно! Это есть и в Сербии, и в Черногории, и в Боснии и Герцеговине. Это заложено в самой сути народа! Мы и здесь постоянно поём, когда хочется. Нам смешно, потому что русские и иностранцы нас не понимают и думают, что мы выпили очень хорошо. А мы просто не можем жить без музыки, улыбки, хорошего настроения! Видимо, это обусловлено исторически: сербы пятьсот лет были под турецким игом, но надежда в нас никогда не умирала. Пока человек поет - он надеется. Даже когда мы страдаем, в Косово, например, то и тогда не перестаем петь.

- Я знаю, вы думаете, что в России люди очень хорошие. Но у нас мало кто относится друг к другу так, как вы.

- Можно сказать, что у нас более простые отношения буквально во всех структурах. И в Церкви тоже: у нас и Патриарх, и епископы очень доступные. Они разделяют судьбу народа. И, конечно, все решает песня! У нас, сербов, есть известная поговорка: «Кто поет, о зле не думает».

- Как сейчас живут в Сербии ваши родители, близкие?

- По сравнению с Питером и Москвой - намного тяжелее. Европейцы хотят искусственно сделать новую страну, новый язык, пытаются нас разъединить. Естественно, на Балканах после развала Югославии очень тяжелое состояние - и экономическое, и политическое. Европеизация тушит в Сербии национальное самосознание. Мало кто знает такие песни, какие сегодня здесь пели! Происходит разложение национального сербского кода, уже не так хранятся традиции, в том числе Православие. И все-таки народ не теряет надежды. Мы просим у Бога, чтобы наша молитва была услышана, чтобы снова служилась с небес Литургия, как это называет в своей поэзии святитель Николай Сербский.

Ольга Надпорожская
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сергеевна Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Сергеевна Надпорожская
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18