Иноческая школа помогла преподобному Дионисию в самых тяжелых обстоятельствах лихолетья сохранить неугасимым свой внутренний свет заповедей Христовых. Высокая ступень иноческого подвига, достигнутая преподобным через непрестанную молитву, сообщила ему и дар чудотворений. Но он тщательно хранил тайны духовной жизни от людей, которым это знание могло послужить лишь во вред. «Не спрашивайте инока о делах иноческих, - говорил преподобный Дионисий, - потому что для нас, иноков, великая беда - открывать тайны мирянам. Есть писано о том, что делается в тайне, да не увесть шуйца твоя... Нам следует укрываться, чтобы делание наше было неведано, дабы этим диавол не ввел нас во всякое небрежение и в леность».
Авторитет Дионисия был очень велик. Ему был поручен непростой труд по исправлению богослужебных книг. С 1616 года преподобный Дионисий возглавил работы по исправлению печатного Требника на основе сличения древних славянских рукописей и различных греческих изданий. Во время работы справщики обнаружили существенные расхождения и в других книгах, изданных в период междупатриаршества (1612 - 1619). К несчастью, были у преподобного и враги. Они воспользовались возможностью обвинить прп. Дионисия в искажении переводов богослужения на Соборе 1618 года. Преподобный был лишен права священнослужения и отлучен от Церкви, подвергнут аресту и пыткам. Однако он все испытания сносил со смирением и стойкостью. Лишь вмешательство в 1619 году Иерусалимского Патриарха Феофана IV (1608–1644) и вернувшегося из польского плена Патриарха Филарета (1619–1633) прекратило его заточение, и он был оправдан. Преставился преподобный Дионисий 12 мая 1633 года и погребен в Троице-Сергиевой Лавре.
Сегодня мы также вспоминаем архитектора Петра Егоровича Егорова, скончавшегося в 1789 году. Он родился в 1731 году, по происхождению — чуваш. Около трех с половиной десятка лет своей жизни Петр Егоров посвятил архитектуре. Он был одним из талантливейших архитекторов второй половины XVIII века, обладавшим своеобразной творческой индивидуальностью. Петр Егорович участвовал в проектировании, строительстве и ремонте Петропавловской крепости, Смольного монастыря, Мраморного дворца и ряда других зданий и сооружений, украсивших Петербург. Начиная с 1766 года Петр Егоров возглавлял школу при императорской конторе строений. В течение двух лет он создает проекты перестройки домов адмиралов Г.А.Спиридова и А.Н.Сенявина. В 1779 году Пётр Егоров создает проект и начинает строительство Рождественской церкви «на Песках» в Санкт-Петербурге. В период 1780—1788 гг. Егоров строит по собственному проекту служебный корпус Мраморного дворца, а также соединяющую его с дворцом ограду, близкую по рисунку к созданной чуть раньше невской ограде Летнего сада, в проектировании и строительстве которой П.Е.Егоров также участвовал. В последние годы жизни Пётр Егоров создает проект «домов для священнослужителей» при церкви Казанской Богоматери, проекты складов на берегу Невы, нового здания конторы строений, участвует в перестройке дома банкира Штегельмана.
В этот день 1794 года скончался обер-секретарь Тайной экспедиции Степан Иванович Шешковский. Он родился 20 ноября 1727 года в Санкт-Петербурге, где отец его в то время служил канцеляристом в Правительствующем сенате. С 1743 года Шешковский служил в Тайной канцелярии, быстро продвигаясь по службе. Прослужив секретарем Тайной канцелярии до уничтожения ее Императором Петром III, Шешковский за это время успел приобрести настолько сильные связи, что даже самое уничтожение Тайной канцелярии послужило лишь ему на пользу — он был назначен секретарем Сената. Императрица Екатерина II, хотя и подтвердила по вступлении своем на престол указ об уничтожении Тайной канцелярии, но вслед за тем, без всякого указа, при Сенате возникла Тайная экспедиция, ничем не уступавшая Тайной канцелярии. Приобретя уже давно репутацию ловкого сыщика, способного к тайным розыскам, Шешковский явился весьма нужным человеком в первые годы царствования Императрицы Екатерины II, когда возникло множество дел, требовавших услуг именно таких людей. Все это дало ему возможность вскоре сделаться известным самой Императрице, которая и стала поручать ему производить розыски по важнейшим делам. Так в 1763 году он находился при допросе владыки Арсения (Мацеевича), производившемся в присутствии самой Екатерины, графа Орлова и генерал-прокурора Глебова. В следующем году он производил розыски по делу Мировича и за выказанные им в этом деле заслуги был произведен в надворные советники. Императрица Екатерина II отзывалась о нем как о чиновнике, имеющем «особливый дар производить следственные дела», почему после поимки Емельяна Пугачева писала генерал-майору Павлу Потемкину, что отправляет к нему в Москву Шешковского, «который особливый дар имеет с простыми людьми и всегда весьма удачно разбирал и до точности доводил труднейшие разбирательства». Императрица осталась вполне довольна произведенным следствием по Пугачевскому делу. В 1789 году Шешковский допрашивал А.Радищева, за тем производил следствие по делу масона Н.Новикова. Шешковский скончался в Санкт-Петербурге, тело его погребено на кладбище Александро-Невской лавры.
Сегодня также день памяти военачальника и дипломата, князя Николая Васильевича Репнина, скончавшегося в 1801 году. Он родился 11 марта 1734 года. Князь Репнин участвовал в Семилетней войне, затем служил послом в Пруссии и Польше. Во время Русско-турецкой войны 1768—74 командовал дивизией в сражениях при Ларге и Кагуле, участвовал в выработке условий Кючук-Кайнарджийского мира (1774). После окончания войны был назначен российским послом в Турции. Во время Русско-турецкой войны 1787—91 гг. командовал дивизией и успешно исполнял обязанности главнокомандующего во время отсутствия Г.А.Потемкина. После победы при Мачине Репнин вынудил турок подписать в Галаце предварительные условия мира, ставшие основой Ясского мирного договора (1791). В 1770—90-х гг. занимал должность генерал-губернатора различных губерний. После неудачи дипломатической миссии Репнина в Пруссию и Австрию в 1798 году с целью создания антифранцузской коалиции был уволен в отставку.
В этот день 1805 года отошел ко Господу скульптор Федот Иванович Шубин. Он родился 17 мая 1740 года в семье крестьянина-помора. Шубин с детства занимался резьбой по кости. В 1759 году он приехал на учение в Петербург в Академию Художеств. Вскоре Шубин прославился как мастер скульптурного портрета, достигавший тончайших живописных эффектов. Виртуозно моделируя пластику лица, Шубин мастерски использовал возможности кругового обхода, позволяющего достигать многообразия взаимодополняющих аспектов образа. В 1774—75 гг. Шубин выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями русских князей и Царей, в 1789—90 гг. — статую «Екатерина II — законодательница» для Таврического дворца. В 1770—80-е гг. Шубин также создал также многочисленные монументально-декоративные произведения из мрамора (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775—82, и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786— 1789).
В этот же день 1807 года отошел ко Господу первый обер-священник Русской армии и флота Павел Яковлевич Озерецковский. Он родился в 1758 г., в с. Озерецком, Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника. Образование Озерецковский получил в духовной семинарии Троицко-Сергиевской лавры. По блестящем окончании курса он был назначен профессором философии и префектом в Переяславскую семинарию, по упразднении которой (в 1788 г.), был переведен на ту же должность в Коломенскую духовную семинарию. В Коломне Озерецковский вскоре был рукоположен во священники и определен присутствующим в Коломенской консистории, в каковой должности состоял до 1795 г., когда, возведенный в сан протоиерея, был назначен настоятелем Троицкого собора в г. Серпухове.
Около этого времени открылась вакансия священника при церкви св. митрополита Петра в Академии Наук, и Озерецковский, при содействии своего брата, тогда уже академика, был определен к означенной церкви 16-го января 1797 г., а через два месяца и присутствующим С.-Петербургской Духовной Консистории. В том же 1797 году он был назначен обер-священником и вскоре обратил на себя внимание Императора, который приблизил его к себе, и Озерецковский, во все время царствования Государя Павла I, пользовался исключительным положением при Дворе. В день представления избранных полевых обер-священников и подчиненных им полковых священников Императору Павлу последний посвятил Озерецковского в свои планы об устройстве особого самостоятельного управления военным духовенством, под непосредственным Высочайшим наблюдением, вверил ему это дело, наградил званием обер-священника армии и флота, камилавкой, крестом мальтийского ордена и предоставил ему право доступа к Государю во всякое время дня и ночи. В 1800 г. он был назначен главным и единственным обер-священником всей армии, чем управление всем духовенством военного ведомства было сосредоточено в руках его одного полевого обер-священника.
Обладая выдающимся умом, энергией в достижении намеченных целей и практическим тактом, отец Павел составлял один за другим проекты по различным вопросам, без посредства Синода представлял их к одобрению Государя, и уже в первый год сделал много для улучшения условий жизни подчиненного ему духовенства, в особенности материального его положения. С именем о.Озерецковского связывается также учреждение армейской духовной семинарии и судьбы ее на первых порах.
Сегодня мы также вспоминаем историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911); видного деятеля Белого движения в Сибири, генерал-лейтенанта Андрея Степановича Бакича (1878-1922); викария Нижегородской епархии архиепископа Амвросия (Смирнова) (1874-1938); историка и журналиста, деятеля западноруссизма Лукьяна Михайловича Солоневича (1866-1938); генерал-майора, участника Русско-японской войны, Первой мировой войны, Георгиевского кавалера, активного участника Белого движения на Юге России Ивана Касьяновича Кириенко (1881-1971); председателя Союза славянских просветительских и благотворительных обществ Эстонии, организатор фестивалей русской песни в Эстонии «Славянский венок», член-корреспондента Российской академии гуманитарных наук Николая Васильевича Соловья (1920-2006).