«Существует одно глубинное противоречие по поводу лидерства Дмитрия Медведева в партии "Единая Россия". Экономическая ситуация в стране требует введения непопулярных реформ. Медведев как лидер партии будет обречен на непопулярные реформы. При этом, запрос на левый крен (по крайней мере, среди тех, кто симпатизирует партии) резко растет. Растет и требование большей справедливости», - заявил «Актуальным комментариям» известный политолог, доктор политических наук Александр Ципко, рассуждая о перспективах партии «Единая Россия». Отметим, что на съезде этой партии 25-26 мая будут избраны председатель партии (очевидно, что им станет нынешний премьер-министр России Дмитрий Медведев), а также главы генерального и высшего советов.
Как отметил Ципко, «здесь, в действительности, необходимо учитывать те идейно-политические и моральные запросы, которые существовали в стране во время возникновения "Единой России"». «Я позволю себе напомнить эти запросы: послереволюционная стабилизация, реабилитация патриотизма и державности, запрос на более активное присутствие России в постсоветском пространстве. Далее, в условиях стабилизации произошла естественная индивидуализация запросов. Правда, когда возросла протестная активность, все откатилось назад. Но, тем не менее, потребность большей справедливости осталась и даже усилилась в сознании тех людей, которые голосуют за "Единую Россию". Граждане считают, что все богатые находятся на верху вертикали власти. И лидеры "Единой России", и депутаты, и бизнесмены – все соединилось в их сознании в одно целое. Бытует мнение, что "все они там наверху думают только о себе"», - продолжил эксперт.
«В сложившихся условиях, для того, чтобы поднять престиж "Единой России" в обществе, мало только избавиться от лоббистов. "Единая Россия", чтобы сохранить себя, обязана учитывать запрос на справедливость. Партии нужно принять для себя народническую идеологию – мы за страну, за народ, за справедливость, за выживаемость, за демографию, и так далее. Эту идеологию необходимо выстроить. Партии придется быть адекватной запросам времени, запросам справедливости. И последнее. Мы имеем сверхпрезидентскую систему управления, когда все "чисто по-русски" сконцентрировано в одних руках. Это вполне адекватно и нынешнему развитию, и нашей психологии. При этом я не вижу возможности оторвать должность президента как человека, восседающего наверху вертикали власти, от партии, которая является правящей и обеспечивает стабильность и поддержку со стороны большинства», - заключил Александр Ципко.
В свою очередь, по словам Леонида Полякова, заместителя декана факультета политологии ВШЭ, «правы те, кто констатируют переход партии "Единая Россия" в новое качество». «Это связано с тем, что де-факто, хотя это нигде еще пока публично не проговаривается, партия отказывается от статуса доминантной силы. 49,6 процентов, набранных на прошедших в декабре парламентских выборах, говорят о том, что эта доминантность партии с выборами завершилась. В свою очередь это приводит к тому, что меняется не только партия, но и, очевидно, намечается тренд перехода нашей партийной системы от однопартийной доминанты к некой иной структуре. И главный вопрос сейчас - к какой», - продолжил эксперт.
«На данный момент, существует развилка. Либо это просто конкурентная многопартийная система, и так заставляет нас думать закон об упрощении регистрации партий. А другая возможность – та, о которой говорит будущий лидер "Единой России". Дмитрий Медведев видит в перспективе нашу партийную систему как двухпартийную, в которой будет правоконсервативный центр (который, естественно, должен быть занят именно "Единой Россией") и оппозиционный центр (может быть, левый центр)», - добавил Л.Поляков.
По его словам, «та большая партийная дискуссия, которая уже началась и будет продолжаться на съезде, видимо, должна учитывать эту модель». «Ведь понятно, что партия не может полагаться на авось. Для корабля, у которого нет цели, нет попутного ветра. Просто так болтаться в расчете на то, что электорат поддержит – это и не стратегия, и даже не тактика, а нетактичность, политическая незрелость и политическое неумение. Любой политической партии нужно стремиться формировать повестку дня, контекст под себя и свои нужды. Это требование относится даже к самым микроскопическим структурам, а уж если речь идет об организации, которую мы по традиции называем "партией власти", то только она это и может, и обязана делать», - подчеркнул эксперт.
«При переходе на двухпартийную систему появится два центра - левый и правый. То есть такая тема "качелей", которая характерна для стран Западной Европы и Северной Америки. Это значит, что, действительно, если партия планирует в дальнейшем не поражение, но запуск механизма, в котором оппозицию можно допустить до власти, то она может заглядывать за этот горизонт. Для того, чтобы это было организованное, достойное, и легитимное в глазах своего электората отступление, партия должна иметь четкие программу, идеологию и ценностное ядро для того, чтобы проигрыш на любом уровне (региональном или общефедеральном) не деморализовывал электорат. Чтобы не было панического бегства от партии, как только она теряет статус властной. Ведь именно это сейчас, в принципе, является реальной угрозой. Причем, не на уровне массового электората, а на уровне, прежде всего, элитной поддержки», - отметил Поляков.
Как заметил он, «"Единой России" придется обрести прочное идеологическое ядро». «И здесь не нужно ничего изобретать. Это, как обычно, должен быть лозунг или партийный слоган из трех слов. Ведь каждая партия старается найти три термина, которые выражают ее сущность. И мне кажется, что для консервативной "Единой России" такие три слова, выстроенные в определенном порядке, есть. Это - патриотизм, свобода, справедливость. Патриотизм - для чиновников это приказ, а не благое пожелание. Свобода – это гарантия для среднего класса. И справедливость - это обязательство для народа», - заключил Леонид Поляков.