«За последние годы возникла и стала очень серьезной проблема межнациональных конфликтов во многих регионах страны, в том числе в тех, которые до недавнего времени были населены почти исключительно русскими. Примечательно, что и правозащитники, и органы власти причиной этих конфликтов, как правило, считают прежде всего ксенофобию коренного населения, внушая ему мысль о необходимости научиться жить в условиях национального и культурного многообразия и жестко подавляя все проявления недовольства поведением приезжих. Что касается самих приезжих, то сохранению национальных культур в диаспоре уделяется больше внимания, чем их знакомству с русской культурой. Отметим, что даже очевидно необходимые меры, - как, например, введение обязательного экзамена по русскому языку для мигрантов, - вызывают зачастую резкую критику. Не жалуют русскую культуру и большинство влиятельных СМИ. Традиционная религиозность, традиционные представления о нравственности, сама привязанность к тем самым основам русской культуры, которые восходят к наследию свв. Кирилла и Мефодия, как правило, либо игнорируются, либо подаются в смешном или отталкивающем виде. Такая политика может поставить под угрозу культурную идентичность России», - отмечает издание.
В связи с этим, корреспондент Regions.ru обратился к православным священнослужителям со следующими вопросами: Существует ли опасность, что День славянской письменности и культуры станет памятником на могиле этой культуры? Если да, то можно ли этого избежать и что для этого нужно?
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, убежден, что «не дождутся те, кто злословит о нас, что День славянской письменности и культуры станет памятником на могиле этой культуры». «Нужно ли изучать, развивать и праздновать дни славянской письменности? А как же! Национальные диаспоры свою культуру холят и лелеют, а мы должны подделаться под ситуацию и говорить, что у русских своей культуры нет? Это даже не смешно и не глупо, это зловредно. Поэтому надо культуру свою прославлять, и День славянской культуры - очень важный праздник. Не так уж часто нам приходится вспоминать о нашей славянской и русской культуре», - подчеркнул он.
«Что такое культура вообще? – это совокупность созидательной деятельности определенного социума, народности, этноса. В данном случае русский этнос - это не просто этнос, это суперэтнос. И сущность русской культуры – это собирание, благодаря которому она только обогащается этническими культурами народов, входящих в нее. И русская культура имеет такое уникальное свойство – обогащаться, но не придавливать других. Это свойство воспитано в течение тысячи лет, и оно позволяет нам развиваться, не ущемляя развитие других культур, входящих в суперэтнос России. Если национальные культуры открыты для русской, они также обогащаются и именно через русскую культуру достигают тех высот, на которые они никогда не поднимутся, если замкнутся в пределах своей этнической культуры. Да поможет нам всем Господь развивать русскую славянскую культуру, умножать ее, и не то чтобы стесняться, а дорожить ею, и она сделает очень многое – сможет преодолеть многие распри и противоречия нашего времени», - заключил отец Александр.
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге, напомнил, что «в те времена, когда была монархия, и Православие было государственной религией, были четкие представления о государственной идее, которая заключалась в том, что русский этнос является доминирующим не только по численности, но и по культурному превосходству. Все остальные нации должны существовать здесь, учитывая эту роль русского народа. Но та государственность рухнула с крушением монархии, и с тех пор идеологические приоритеты переориентировались на интернациональный формат. И даже современные политики не сменили этой парадигмы: мы по-прежнему по Конституции являемся интернационалистами. Хотя по критериям Организации объединённых наций Россия является мононациональным государством, так как более 67% её населения приходится на одну национальность. Поэтому тут явное противоречие с Конституцией РФ. Кстати, на Украине тоже более 67% - украинцы, и они как раз являются мононациональным государством. Так что нужно менять государственную идеологию и приводить ее в порядок».
«Русские являются доминирующим этносом, а без признания этого мы видим нарастание национально окрашенных протестных настроений, - продолжил священник. - Если права народа не будут соблюдаться, то будет взрыв, очередная Кондопога, и к власти придут националисты и фашисты, чего не хочется никому. Либеральная власть, которая находится в рамках интернациональной парадигмы, игнорирует реальность существования русского государствообразующего народа, и такие праздники, как День славянской письменности и культуры, положения, к сожалению, не меняют. Конечно, в первую очередь сами русские должны определиться с тем, что является культурой. Нам нужно прийти к точке самоидентификации в этом смысле, а уже потом с приезжих иностранцев требовать знания русского языка и следования местным нормам поведения».
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) отметил, что «в знак нашего взаимопонимания с теми, кто опасается нажима со стороны своей культуры на одну из соседних, стоит сказать: когда мы говорим о русском народе, мы не имеем в виду ничего подобного практике Третьего Рейха – с измерением черепов, учетом цвета волос и прочих "расовых" признаков. Принадлежность по духу Русской Православной Церкви - и есть знак преемства той культуре, которая была принесена к нам из великой Византии и явилась основанием для нашей государственности и народности. Именно духовная высота отмечает то, что мы сейчас называем "русскостью", не в узком национальном плане, а в мировоззренческом подходе к жизни, к человеку, к целям. Оттого-то те, кто борется с "русизмом", прежде всего, являются врагами Церкви. Опору и основу для нашей будущей жизни стоит искать в той "русскости", которая проистекает из духовной культуры, хранимой в Священном Писании нашей Православной Церкви».
«Необходимо отличать узость национального подхода, когда один народ навязывает другим свои национальные особенности, с тем созидающим духовным основанием, которое содержит в себе Русская Церковь. Православная вера, сподвигающая и помазующая на царство всех Государей, должна быть силой вдохновляющей и объединяющей народ, дающая смысл и перспективу жизни человеку. Поэтому опасно, когда СМИ пытаются откреститься от "национальной узколобости" - это оборачивается борьбой как раз против духа спасения, покаяния и благочестия. Следуя этой логике, я бы признал, что все русофобские настроения имеют антихристианское происхождение. Молебны, литургии - это существенный вклад в преодоление этой духовной брани», - заключил пастырь.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что на его взгляд, «те люди, которые боятся слов "русский", "русская культура", "славянский", несут большую часть ответственности за разжигание этих самых ксенофобских настроений. Там, где люди доверяют друг другу, никогда эти слова не вызвали бы никакого подозрения». «Мне в голову не придет, если я приеду в Чечню, словом "чеченский" поставить под угрозу межнациональные отношения. А когда начинаются разговоры типа "нельзя говорить «русские», это фашизм", у нормального человека, который никогда в жизни не проявлял никакой ксенофобии, появится протест: почему я должен избегать наименования своего народа, я не буду этого делать, наоборот, буду чаще говорить и буду искать виноватых – тех, кто заставляет меня стыдиться моего происхождения: Те, кто пытается утверждать, что слово "русский" опасное, и есть главные провокаторы. Все эти "Иваны не помнящие родства" - это и есть люди, которые бросают семя недоверия в общественную среду. А мы должны гордиться нашей Родиной», - подчеркнул священник.
«Во времена моей молодости мне попалась книжка по истории США, и меня поразило, что во время гражданских войн, при совершенно разных политических силах и взглядах все эти распри излагались в положительном ключе – "наши" дрались с "нашими". Я не смог найти негативных персонажей – это и есть правильное отношение к своему Отечеству. Я горд Россией, ее историей, несмотря на то, что здесь всегда есть и правые, и виноватые. И в этом нет никакой ксенофобии. Слова "русский" и "славянский" должны объединять все народы, живущие в России», - заключил отец Георгий.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, напомнил, что изучая русский язык, человек неизбежно будет соприкасаться и с русской культурой. «Уже вышел указ, и с сентября уже все, приезжающие в Россию жить и работать, будут сдавать этот экзамен», - сказал он. «Недостатка в желающих похоронить русскую культуру, а вместе с нею и русский народ, никогда не было. Правда, их попытки так и не увенчались успехом. Понятно, что их раздражает само слово "русский" и укорененность нашей культуры в православной традиции. Поэтому мы и должны в первую очередь хранить эту традиционную составляющую», - подчеркнул он.
«Сейчас нашу культуру хотят трансформировать. Противостоять этому может только традиция – приверженность в первую очередь духовным и религиозным ценностям. Русская культура несет мощное объединяющее начало. Это признают и представители иных культур. Но культуру, традицию нужно защищать, нельзя сидеть сложа руки», - отметил священник.
«Что политика большинства СМИ направлена на разрушение традиционного уклада, совершенно очевидно. Они в этом заинтересованы, потому что нравственные ориентиры препятствуют навязыванию потребительских и греховных наклонностей. С этим, безусловно, нужно бороться. За свою культуру, за свой народ нужно сражаться. Да, против русской культуры идет самая настоящая война. А на войне, как на войне. Поэтому так важен для нас праздник в честь свв. Кирилла и Мефодия, который объединяет с каждым годом все больше людей, осознающих ценность нашей духовной традиции», - заключил отец Валерий.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак, считает, что главная проблема заключается в том, что современный мир живет по определенным стереотипам: «И в нашем обществе складываются стереотипы, связанные с понятием "русский". С одной стороны, оно связывается с различными формами национального экстремизма, а с другой стороны – используется в уничижительном контексте, как например, в различных шоу. В результате, массовое сознание получает искаженное представление и о русской истории, и о русской культуре. Но нам нечего стыдиться и нечего бояться. Русский народ, будучи православным, сыграл важную культурообразующую роль в истории всех народов Российской империи. Большинство из них получили письменность именно на основе русского алфавита. Ничего унизительного для народов нашей страны в этом не было. Более того, благодаря русской развивались и местные культуры. Все мы принадлежим одной большой традиции, в рамках которой и должны мирно сосуществовать. Русский язык и русская культура всех нас объединяют. У нас одно поле для общей плодотворной деятельности», - сказал отец Андрей.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, отметил, что «все приезжающие к нам жить и работать должны знать русский язык и русскую культуру, жить в русской знаковой системе. Проблемы возникают именно из-за игнорирования и неуважения приезжими нашей знаковой системы. И Москва, и Россия в целом воспринимаются ими только с точки зрения личного обогащения. Отсюда и столкновения». «Мы будем защищать наши ценности, в которых смысл нашей жизни и будем бороться с теми, кто пытается их девальвировать и опошлять. Люди, не принимающие наших ценностей, должны уехать», - подчеркнул он.
«Уникальность нашей культуры в ее универсальности. Она принимает всех, независимо от этнической принадлежности, - продолжил отец Александр. - Россия пытается идти своим путем, и это раздражает наших оппонентов, которые хотели бы чтобы мы были "как все". А это и означало бы уничтожение России и русской культуры».
«День свв. Кирилла и Мефодия это живой праздник, потому что они молятся за нас и слышат наши молитвы. Можно сказать, что они небесные покровители славянской, а значит, и русской культуры. И мы ответственны за ее сохранение и развитие. Ведь до сих пор русский язык питается из церковнославянского источника, открытого Кириллом и Мефодием. Я убежден, что это никогда не станет "археологией". Это живая христианская традиция», - заключил священник.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, в свою очередь отметил, что «идея особой роли титульной нации, ее культуры и религии в каком-либо государстве вовсе не является некорректной, опасной для единства страны и унизительной для других народов, культур и вероисповеданий. Любой, проживающий в стране, где большинство населения принадлежит к другой культуре и религии, должен осознать необходимость уважения к этой культуре и истории данной страны. А унизительны наглость и бесцеремонность по отношению к кому бы то ни было».
«Не секрет, что в России – стране, которую сформировали русские, славяне, именно к русским и славянам вообще применяются недопустимые термины, как "ксенофоб", например. По факту мы сталкиваемся с таким понятием как "положительная дискриминация", когда ущемляются права большинства в пользу меньшинства. Но какая бы ни была дискриминация, она не допустима. Странно, что СМИ, высмеивая традиционную религиозность России, не понимает, что так сказать, пилят сук, на котором сидят, потому что на место оттесненного Христианства придет ислам, который ни с кем церемониться не будет, в том числе со светскими СМИ», - предупредил он.
«России нужно определиться. Быть неверующим означает быть нейтрально ориентированным по отношению к культуре России. Но к России нельзя относиться нейтрально - это взгляд иностранца, а не патриота и не гражданина. Только православная культура способна сохранить историческое лицо России. Царская Россия не знала религиозных войн. Это важный исторический опыт, который, уверен, пригодится в современном развитии государства и общества», - напомнил отец Лаврентий.
«Опасность, что День славянской письменности и культуры станет памятником на могиле этой культуры, существует, потому что большинство россиян ведут себя как иностранцы по отношению к своей Родине. Стоит требовать, чтобы в России все знали основы православной культуры, так же, как и в Германии знали основы немецкой религиозной культуры, связанной с католичеством и протестантизмом, как в Объединенных Арабских Эмиратах знали основы исламской культуры. Россия не исключение. И если носители иных культур имеют уважение к России, то они должны признать что основа культуры России - православие, и эту историческую и фактическую данность надо уважать и знать и в связи с этим выстраивать свои взгляды. К этому уважению я призываю носителей неславянской культуры по отношению к славянам. Тогда и многие дискуссии и споры по значению этого праздника отпадут сами собой», - заключил священнослужитель.