Художественный руководитель театра «Странник» Владимир Уваров поставил уже два спектакля по пьесам Дмитрия Орехова: «Профессор держит слово» и «Свидетель». Спектакль «Профессор держит слово» — недавняя премьера, «Свидетель» идёт в театре уже полтора года. За пьесу «Свидетель» Дмитрий Орехов получил литературную премию имени Сергия Нилуса.
Главный герой пьесы «Свидетель» — молодой иеромонах, отец Кирилл. Он находится под впечатлением мученической смерти отца, тоже священника: неизвестный застрелил его прямо в храме. Именно после этого молодой человек принимает постриг и начинает истово проповедовать иноверцам, бесстрашно обличая их и называя фанатиками и «слугами тьмы». Когда ему запрещают миссионерскую работу, отец Кирилл подаёт прошение о переводе в Ставропольскую епархию, в Чечню. По его собственному признанию, он хочет повторить судьбу отца. «Да в чём же грех, если я хочу быть свидетелем Христа?! - вопрошает он правящего архиерея. - Разве Ангелы на Небесах не радуются каждому новому мученику? Разве мученичество — не великий жребий от Господа, к которому всегда стремились христиане?» Но мудрый архиерей принимает другое решение: послать горячего батюшку на дальний приход, в деревню, где миссионерская деятельность важна не меньше, чем среди иноверцев.
Вскоре батюшку навещает сомнительный гость по имени Харза: с первого взгляда становится ясно, что он связан с уголовщиной. Отец Кирилл встречает Харзу по-христиански и даже омывает ему больные ноги. Услышав, что в прошлом батюшка был рок-музыкантом и что отец его был убит, прожжённый Харза понемногу начинает проникаться к нему уважением. Проповедь отца Кирилла против воли Харзы касается его сердца. «... В гробу у него было такое светлое лицо, - вспоминает батюшка о покойном отце. - Словно он очень счастлив — там! И тогда я понял, что Бог благ, и блажен человек, который получает его венец!» «Блажен человек, говоришь...» - задумчиво повторяет Харза. «По-гречески «мученик» - не тот, кто мучается, - продолжает отец Кирилл. - «Мученик» - свидетель. Свидетель Христа. А свидетель Христа прямо в рай идёт... Какие бы ты грехи не совершил, всё прощается!..»
Понемногу перед зрителями приоткрывается и тайна Харзы: он оказывается членом банды, которая занимается грабежом храмов. Но когда за Харзой приходят подельники и пытаются увести с собой, священник неожиданно наставляет на них ружьё. Отец Кирилл видит в отталкивающем Харзе человека — и Харза раскрывается ещё больше, рассказывает батюшке историю своей жизни, по сути, исповедуется. Оказывается, что на его совести не только бесчисленные грабежи, но и убийство монаха.
Взаимное доверие отца Кирилла и Харзы растёт, как это и бывает между духовником и исповедником. И, когда в дом вновь врываются бандиты, герои неожиданно меняются ролями: теперь Харза встаёт на защиту отца Кирилла. Он не позволяет грабителям забрать фамильный образ Спасителя — и падает, сражённый пулей недавнего подельника.
Мучеником и свидетелем Христа оказывается не романтичный священник, а разбойник, никогда не помышлявший о такой кончине. Искренние, но оторванные от реальности проповеди отца Кирилла так и остаются словами, и не зря архиерей недавно подозревал его в «прелести». Но матёрый преступник, убийца всем сердцем принимает эти слова и Того, Кто стоит за ними. Харза свидетельствует о своей вере не словом, а делом — и оказывается готовым вступить в Царство Небесное. А священнику ещё предстоит потрудиться на земле...
В этой истории есть что-то от «легенд» Николая Лескова. Перед нами, по сути, притча, в которой два героя-антипода совершают свой путь к Богу — и преуспевает на этом пути не праведник, но грешник.
Краеугольный камень спектакля — это монологи Харзы, которого без капли лжи играет заслуженный артист России Валерий Пигаев. У Харзы сильно болят ноги, и актёр не забывает об этом ни на секунду, проносит боль через всё действие. При этом очевидно, что душа Харзы страдает ещё сильнее: она «в муках рождения», поэтому боль постоянно нарастает. И только после финального выстрела умирающий герой констатирует: «Ноги совсем не болят. Всё время болели, а теперь не болят». Он умирает с Божьим именем на устах и идёт на встречу с Создателем лёгким шагом. А значит, разрешилась от мук и его душа.
Ольга Надпорожская
1. Re: Кто станет «свидетелем»?