«Церковь всегда была печальницей за народ»

Православные священнослужители о месте Церкви в государстве и обществе

0
390
Время на чтение 4 минуты

На днях протоиерей Всеволод Чаплин, выступая в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, заявил: «Церковь только начинает движение к своему полноценному месту в жизни общества. Это не может не быть место, которое является центральным. Церковь не может не занимать в обществе такой позиции, которая означала бы право говорить как власть имущая во всех областях общественной жизни, исполняя пророческую роль не просто народной совести - у нас много людей, претендующих на народную совесть, - а голоса Бога в политике, экономике, в любых общественных процессах, в частной жизни людей, в их семейной жизни».

На это резко возразил член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ исламовед Александр Игнатенко, сообщает Regions.Ru. Он заявил, что необходимо вернуться «к однозначной и полной реализации конституционных принципов, по которым Россия является светским государством, а не следовать тому, что у нас происходит в настоящее время». Он также считает, что нужно создать некий орган, который бы осуществил «деполитизацию религии, а именно: превращение религии в то, чем она должна быть - частным делом каждого человека, каждого гражданина».

О. Всеволод, в свою очередь, счел, что такие взгляды на отношения религии и общества безнадежно устарели. «Нельзя вернуться ни в СССР, ни в Европу шестидесятых годов, где пытались объявить религию частным делом человека. Никакое мировоззрение - религиозное, агностическое, атеистическое, либеральное и др. - не может быть изолировано от общественных процессов. Этого не получилось сделать методами тоталитарного давления, тем более этого не получится сделать очередным провозглашением двойных стандартов: дескать, секулярное мировоззрение - это общее дело, а религиозное - дело частное. Такие двойные стандарты нравственно глубоко нечестны», - заявил протоиерей.

О. Всеволод полагает, что современная модель отношений религии и общества в России и мире только начинает развиваться, и развиваться по-новому. Как напомнил он, последний опрос фонда «Общественное мнение» показал, что 44% россиян соблюдают некоторые церковные предписания, а 5% соблюдают их строго, и «это говорит о том, что номинальные христиане у нас сегодня стали меньшинством, причем религиозное возрождение в стране вовсе не закончено».

Священнослужитель подчеркнул, что вера людей не может не влиять на их поступки, стремление изменить к лучшему жизнь семьи, коллектива, локальной общины, государства, народа. «Утверждение, что религия должна быть частным делом, по определению тоталитарно и далеко от понимания реальности современного мира, в котором религия все чаще является главной основой общественных процессов», - заявил протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, не экономика, не попытка создания или расформирования каких-то государственных органов, не межпартийная борьба, «а именно мировоззренческая основа определяет настоящее и будущее любого народа, и какой будет эта основа, люди должны решать свободно, а не на основе потерпевших историческое поражение идей прошлого века».

«Как бы вы прокомментировали эту полемику? Какой, на ваш взгляд, должна быть модель отношений религии и общества?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что представления А.Игнатенко о церковно-государственных отношениях безнадежно устарели. «Кто вообще ему дал право указывать Церкви, какое место она должна занимать в обществе?» - вопрошает священник.

«Отец Всеволод абсолютно прав, говоря, что Церковь выходит именно на тот уровень, который она и должна занимать. И под ее пристальным вниманием действительно должны быть все сферы жизни нашего народа: Церковь всегда была печальницей за народ, т.е. заботилась о всех малоимущих, о всех кому трудно и тяжело живется.

В жизни общества и государства есть такие сферы, которые все, в том числе и Церковь, как-то обходят вниманием. Я, например, убежден, что Церковь должна возвысить голос против того произвола и беззакония, которые царят в стране. Нарушения нормальной гражданской жизни из-за несовершенного законодательства и недобросовестного правоприменения глубоко внедрились в нашу жизнь. В частности, введение ювенальной юстиции - это именно проявление такого произвола в законодательной сфере. И Церковь тут молчать не должна, она должна проявлять заботу о всем нашем народе. По-моему, такую активность Церкви можно только приветствовать и призывать как можно более широкие круги искренних и творческих людей в сотрудничестве с нею искать решения трудных проблем, стоящих перед обществом», - подчеркнул отец Александр.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, отметил, что место Церкви в обществе и ее отношения с государством - очень сложный и больной вопрос, который толком еще даже не сформулирован. «Можно понять, чем вызваны высказывания о. Всеволода, но можно понять и опасения его оппонента. И тот, и другой взгляд присутствуют в нашем обществе и имеют право на существование», - продолжил священник.

«Критика чисто секулярного государства совершенно оправдана. Общество, которое сейчас складывается, не может похвастаться ни порядком, ни благопристойностью. Людей пытаются оторвать от духовных истоков жизни, от духовных и нравственных традиций. В результате люди оказываются вне правды и истины. С другой стороны, и среди религиозных деятелей предостаточно носителей мировоззрения, несвободного от разных внешних наслоений прошлых времен. Иногда приходится слышать от них весьма странные высказывания, которые роняют Церковь в глазах общественного мнения и создают о ней превратное представление», - добавил он.

«Думать в первую очередь нужно о цели и смысле религиозной жизни, а не о влиянии Церкви на общество. Тогда влияние приложится. А навязывать его нельзя: это не столько привлекает людей к Церкви, сколько отталкивает от нее. Прежде всего, нужно думать о правде Божией, а не о суетных политических выгодах», - заключил отец Тихон.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии