На днях протоиерей Всеволод Чаплин, выступая в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, заявил: «Церковь только начинает движение к своему полноценному месту в жизни общества. Это не может не быть место, которое является центральным. Церковь не может не занимать в обществе такой позиции, которая означала бы право говорить как власть имущая во всех областях общественной жизни, исполняя пророческую роль не просто народной совести - у нас много людей, претендующих на народную совесть, - а голоса Бога в политике, экономике, в любых общественных процессах, в частной жизни людей, в их семейной жизни».
На это резко возразил член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ исламовед Александр Игнатенко, сообщает Regions.Ru. Он заявил, что необходимо вернуться «к однозначной и полной реализации конституционных принципов, по которым Россия является светским государством, а не следовать тому, что у нас происходит в настоящее время». Он также считает, что нужно создать некий орган, который бы осуществил «деполитизацию религии, а именно: превращение религии в то, чем она должна быть - частным делом каждого человека, каждого гражданина».
О. Всеволод, в свою очередь, счел, что такие взгляды на отношения религии и общества безнадежно устарели. «Нельзя вернуться ни в СССР, ни в Европу шестидесятых годов, где пытались объявить религию частным делом человека. Никакое мировоззрение - религиозное, агностическое, атеистическое, либеральное и др. - не может быть изолировано от общественных процессов. Этого не получилось сделать методами тоталитарного давления, тем более этого не получится сделать очередным провозглашением двойных стандартов: дескать, секулярное мировоззрение - это общее дело, а религиозное - дело частное. Такие двойные стандарты нравственно глубоко нечестны», - заявил протоиерей.
О. Всеволод полагает, что современная модель отношений религии и общества в России и мире только начинает развиваться, и развиваться по-новому. Как напомнил он, последний опрос фонда «Общественное мнение» показал, что 44% россиян соблюдают некоторые церковные предписания, а 5% соблюдают их строго, и «это говорит о том, что номинальные христиане у нас сегодня стали меньшинством, причем религиозное возрождение в стране вовсе не закончено».
Священнослужитель подчеркнул, что вера людей не может не влиять на их поступки, стремление изменить к лучшему жизнь семьи, коллектива, локальной общины, государства, народа. «Утверждение, что религия должна быть частным делом, по определению тоталитарно и далеко от понимания реальности современного мира, в котором религия все чаще является главной основой общественных процессов», - заявил протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, не экономика, не попытка создания или расформирования каких-то государственных органов, не межпартийная борьба, «а именно мировоззренческая основа определяет настоящее и будущее любого народа, и какой будет эта основа, люди должны решать свободно, а не на основе потерпевших историческое поражение идей прошлого века».
«Как бы вы прокомментировали эту полемику? Какой, на ваш взгляд, должна быть модель отношений религии и общества?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что представления А.Игнатенко о церковно-государственных отношениях безнадежно устарели. «Кто вообще ему дал право указывать Церкви, какое место она должна занимать в обществе?» - вопрошает священник.
«Отец Всеволод абсолютно прав, говоря, что Церковь выходит именно на тот уровень, который она и должна занимать. И под ее пристальным вниманием действительно должны быть все сферы жизни нашего народа: Церковь всегда была печальницей за народ, т.е. заботилась о всех малоимущих, о всех кому трудно и тяжело живется.
В жизни общества и государства есть такие сферы, которые все, в том числе и Церковь, как-то обходят вниманием. Я, например, убежден, что Церковь должна возвысить голос против того произвола и беззакония, которые царят в стране. Нарушения нормальной гражданской жизни из-за несовершенного законодательства и недобросовестного правоприменения глубоко внедрились в нашу жизнь. В частности, введение ювенальной юстиции - это именно проявление такого произвола в законодательной сфере. И Церковь тут молчать не должна, она должна проявлять заботу о всем нашем народе. По-моему, такую активность Церкви можно только приветствовать и призывать как можно более широкие круги искренних и творческих людей в сотрудничестве с нею искать решения трудных проблем, стоящих перед обществом», - подчеркнул отец Александр.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, отметил, что место Церкви в обществе и ее отношения с государством - очень сложный и больной вопрос, который толком еще даже не сформулирован. «Можно понять, чем вызваны высказывания о. Всеволода, но можно понять и опасения его оппонента. И тот, и другой взгляд присутствуют в нашем обществе и имеют право на существование», - продолжил священник.
«Критика чисто секулярного государства совершенно оправдана. Общество, которое сейчас складывается, не может похвастаться ни порядком, ни благопристойностью. Людей пытаются оторвать от духовных истоков жизни, от духовных и нравственных традиций. В результате люди оказываются вне правды и истины. С другой стороны, и среди религиозных деятелей предостаточно носителей мировоззрения, несвободного от разных внешних наслоений прошлых времен. Иногда приходится слышать от них весьма странные высказывания, которые роняют Церковь в глазах общественного мнения и создают о ней превратное представление», - добавил он.
«Думать в первую очередь нужно о цели и смысле религиозной жизни, а не о влиянии Церкви на общество. Тогда влияние приложится. А навязывать его нельзя: это не столько привлекает людей к Церкви, сколько отталкивает от нее. Прежде всего, нужно думать о правде Божией, а не о суетных политических выгодах», - заключил отец Тихон.