«Внешнеполитический курс и основные направления внешней политики, которые закладываются в период шестилетнего президентства Владимира Путина, будут подчиняться требованиям новой эпохи. В одной из своих статей в период президентской кампании Владимир Путин обозначил эту новую эпоху как конец постсоветской эпохи для нас и для всего мира. Я понимаю его позицию таким образом: пока мы жили 20 лет в постсоветское время, мы были крайне зависимы (иногда в прямом смысле - финансово, материально) от позиции Запада. Особенно ярко это было выражено в 90-е годы, когда государственный долг достиг полутриллионного размера, и мы довольно часто принимали политические решения под очевидным давлением извне», - заявил «Актуальным комментариям» известный политолог, заместитель декана факультета политологии ВШЭ Леонид Поляков, рассуждая о приоритетах во внешней политике России после прихода Владимира Путина к власти в качестве Президента страны.
В целом, продолжил эксперт, «эти 20 лет мы жили, сознательно ставя самих себя в абсолютную зависимость от внешнеполитического (и, в первую очередь, западнополитического) контекста». «Если эта эпоха закончилась, то должна быть совершена очень серьезная коррекция приоритетов. Сейчас это происходит: в российской внешнеполитической стратегии присутствует равномерное распределение наших интересов по всему вектору взаимодействия с внешними. Но при этом уже намечен приоритет по созданию Евразийского Союза (в каком-то смысле реконструкция бывшего советского пространства - но на новых принципах, на новой основе и с принципиально новыми целями). Это отражается в том, что первый свой визит Владимир Путин как избранный президент России, вступивший в должность, совершит в Минск. У нас существует союз России и Белоруссии, есть общий парламент (евразийский - РНЛ), общее правительство (евразийское - РНЛ). Эта взаимосвязь России и Белоруссии очень важна стратегически. Визит Путина подчеркивает это», - продолжил политолог.
«Это вполне закономерное движение. Есть понимание того, что ставка на Запад как некоего спонсора (в буквальном и в переносном смысле) нашей модернизации, нашего движения по пути демократизации, себя практически исчерпала. Да, с Западом надо контактировать, надо взаимодействовать Запад – источник бесценного демократического опыта. Запад – источник передовых технологий. Но однозначный ориентир на Запад, ярко выраженное государственное западничество, видимо, закончилось. Наша внешняя политика приобретает полноту универсального спектра – по всему периметру», - добавил Поляков.
По его словам, что касается отношений со странами «большой восьмерки», эта группа в принципе (это наметилось еще в период финансового кризиса 2008-2009 годов) с российской точки зрения должна потерять свое преобладающее значение такого «неформального клуба, управляющего миром». Формат «большой двадцатки» (возникший в ходе этого кризиса и закрепившийся после) должен демонстрировать свою способность решать глобальные проблемы - прежде всего, экономические, но не только. Подобно тому, как Дмитрий Медведев предложил формат «большого правительства», дополняющий наше традиционное правительство, так и здесь «большая двадцатка» является большим правительством по отношению к традиционно понимаемому мировому правительству в формате «большой восьмерки», - подчеркнул Леонид Поляков.