Прокомментировать слова отца Всеволода корреспондент издания Regions.ru попросил православных священнослужителей.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что отец Всеволод «прекрасно выразил основные идеи славянофильства и русской философской мысли Серебряного века. К этому нечего прибавить. На эту тему написано немало прекрасных книг. Отец Всеволод показывает, что эти идеи и сегодня ничуть не устарели. Я с ним абсолютно согласен». «Возможно, именно об этом говорили наши великие подвижники – и преподобный Серафим Саровский, и святой праведный Иоанн Кронштадтский, - что перед концом мира Россия еще скажет свое ясное и убедительное слово, которое будет услышано во всех частях этого света. А что Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать, сказал нам еще инок Филофей. По сути, это и есть та самая русская идеология, которая должна стать основанием строительства и современного русского государства, и нашей политики. Она должна стать внятным образовательным стержнем воспитания и формирования наших граждан будущего, да и нас самих», - убежден пастырь.
Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский считает, что если говорить о тенденциях, а не количественных показателях, то, в отличие от западной Европы, «православный восточно-христианский мир на подъеме, и это внушает оптимизм». «С другой стороны православные знают, что именно они являются хранителями предания Божьего, это дает основание православным считать себя теми самыми "удерживающими", о которых говорит Писание, доколе не придет антихрист», - сказал он. «Вообще самосознание того, что Москва – третий Рим, свойственно восточно-славянской цивилизации со времен XVI века, как и ощущение того, что Москва - святая Русь, и подобна она Иерусалиму – не как город, а как царство. И хотя в XX веке православные люди утратили свое православное государство, все-таки видя, что Господь продлевает дни этого мира, мы можем считать, что на нас действительно возлагается ответственная миссия. Тем более, мы видим, как Европа отказывается от своих христианских корней перед лицом ислама, а у России накоплен огромный опыт в мирном сосуществовании с исламом. И перед лицом глобальной американской культуры Россия все-таки имеет, что сказать этому миру», - убежден священник.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов), также убежден, что «красивые и значительные слова сказал батюшка Всеволод, и небезосновательно». «Несомненно, верно пророчество о том, что третьей духовной столице мира после Москвы не бывать. Очевидно, что Русская Церковь сейчас является по преимуществу носительницей той удивительной гармонии, которая отражает многовековую историю и культуру в ее бесконечной значимости для мира. Но сказать, что мы можем стать указом для Европы, мне трудно, поскольку европейское сознание уже настолько далеко отступило от православного мировоззрения, что выставить какие-то мосты обратно уже не представляется возможным. Поэтому мы правы в своем высоком сознании той миссии, о которой говорит отец Всеволод, но трудно предположить даже при хорошем воображении, что Запад как блудный сын осознает свое печальное духовно-голодное и жалкое состояние и вернется в отеческие объятия православия. Думаю, цель такая вряд ли ставится перед нами. Миссионерство на Западе ничуть не легче сейчас, чем на Востоке, а юридически говоря почти невозможно. Поэтому остается более внимать себе и хранить свои духовные традиции и святыни, возрождать в России полноту византийской традиции, которая претерпела большой ущерб за времена синодального периода, и таким образом заботиться о спасении своем. А уж будет воля Божья, то способные видеть духовное и стремиться к нему с Запада и Востока, с Севера и Юга с помощью Церкви придут и возлягут в Царствии Небесном», - сказал отец Лука.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, напомнил, что спасение мира и нашей цивилизации – в руках Божиих: «Мы должны понимать, что Сам Господь Бог и есть краеугольный камень нашей цивилизации. Русские на протяжении всей своей истории ощущали себя в первую очередь христианами. И отношения в жизни, и общественные отношения они стремились строить на христианских принципах. Это "генотип" нашей культуры. Он, прежде всего, предполагает любовь к Господу и ближнему своему. Это то, чего как раз нет на Западе. Любовь к Богу утеряна, а любовь к ближнему заменена правилами поведения и весьма относительной моралью – можете быть кем угодно, только никого не трогайте. Мораль, на самом деле, полуязыческая и очень удобная. Для многих она как раз и заменила христианство, поскольку вполне соответствует индивидуалистическому характеру Запада, уже фактически утратившему связь с Христианством. В этом отношении Россия как хранительница христианской традиции – это последняя по-настоящему христианская страна, которая может стать ориентиром для всех народов, стремящихся сохраниться как часть человечества, как творение Божие».
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сказал, что не знает, сможет ли Русский мир стать оплотом христианской цивилизации: «В первую очередь мы сами должны стать христианами, - отметил он. - И отец Всеволод Чаплин не первый сказал, что Россия является не Востоком и не Западом, и даже не сложносоставной структурой типа Евразии. Россия – это самостоятельный мир с самостоятельной культурой и традициями. Она, скорее, ближе к Византии. Не случайно Россию называли наследницей Византии. Пойдет ли за нами Запад или Восток - на этот вопрос никто ответа не даст. То, что мы владеем великим сокровищем, которое называется православной верой - это несомненно, но насколько остальной мир и мы сами, русский народ, сможем достойно пронести свою православную веру, данную нам историческим развитием, это большой вопрос. Нас самих трудно назвать стойкими в вере».
«Каждый христианин и Церковь в целом должны постоянно, каждый день, трудиться над тем, чтобы являть правду Божию. И начать надо с себя: каждый христианин должен спросить себя – могу ли я научить собрата и соседа чему-то своей верой? Это самое важное. Если мы сможем это передать всему миру, то только с помощью Божьей, и это будет огромным чудом», - заключил он.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, отметил, что «Православие – Божий дар России, который нужно сохранить и приумножить. Это уникальный двигатель подлинной любви, который практически остановился. Носители православной культуры способны на искреннюю любовь, сострадание и подвиги, но они способны и на падения и вырождение». «Нужно восстанавливать вектор нашего цивилизационного развития, необходимо корректировать наш курс. Но у нас не видят точных ориентиров ни для политического, ни для религиозного курса. Если бы народ увидел эти перспективы, и подрастающее поколение воспитали в соответствие с этими перспективами, тогда поистине мы могли бы стать поводырем умирающего от светских моральных ценностей под гнетом ислама Запада и пребывающий в постоянных войнах Восток. Но чтобы это произошло, нужно искоренить ряд советских предрассудков из умов людей», - заключил отец Лаврентий.