13 мая 2012 г. по Москве прошла «Контрольная прогулка», инициированная Борисом Акуниным. Граждане либерального образа мыслей продефилировали по московским бульварам без каких-то конкретных лозунгов. Общее количество участников (по оценке портала «Православие и мир») – около 10 000 человек.
Теперь попробуем сравнить несравнимое. Главное, что хочется понять, почему мы (патриотическое гражданское общество) проигрываем им (либеральному гражданскому обществу) в массовости.
Сначала некоторые технические моменты. 15 мая – будний день, а 13-е – воскресенье. Митинг был назначен на 15-е число, потому что 15-е – Международный день семьи. Но это объясняет, почему выбран именно этот будний день, а не какой-то другой… Ведь, если бы было желание собраться в воскресенье, это также можно было бы привязать ко Дню семьи – взяли бы ближайший выходной по календарю, и делу бы это не навредило. Но – побоялись. Выходной день весной – это дачное время. Вероятность, что люди придут на митинг, в выходной – ниже, чем в будний.
Однако «Контрольной прогулке» выходной день не помешал. Может быть, даже наоборот. Почему? Возможен ответ: на прогулку вышли совсем другие люди. Неужели совсем другие? Разве у них нет дач? Может быть, либеральные граждане и не сажают грядок, но, уверен, что употреблением шашлыка с мангала не брезгуют.
Ещё интересно, что в противопоставлении «митинг»-«прогулка» победила абстракция. Некий общий протест оказался притягательней конкретики. Хотя, казалось бы, конкретика должна быть более понятной и мотивирующей. Более того, участники митинга были убеждены в том, что они могут добиться результата: власть вполне может остановить прохождение опасных законов, если почувствует общественное недовольство. А вот участники прогулки понимали, что их действие вряд ли как-то отразится на власти. И действительно не отразилось: поддержка общественности лагерю оппозиции на Чистых прудах была оказана, но лагерь всё равно пришлось свернуть.
Впрочем, главный вопрос, который хочется задать, – не о том, что двигало людьми, вышедшими на «прогулку». Вопрос должен быть поставлен в иной плоскости: почему нас всегда оказывается так мало? Мы называем себя защитниками интересов большинства. Мы действительно ощущаем себя таковыми. Возможно даже, что мы ими и являемся. Почему же в нашем лице большинство проигрывает меньшинству?
Можно, конечно, оговориться, что большинство всегда пассивно, а меньшинство выживает, именно благодаря своей активности… Но эту мысль можно и развернуть в обратную сторону – почему мы не сражаемся за выживание, когда угрозы столь велики? Или нам выживать не требуется, и всё в порядке? Отнюдь. Любой родитель знает, что образование рушится. Любой родитель против внешнего вмешательства в семейную жизнь. Но этот протест он не готов выражать публично. Это – первая существенная причина. Мы – боязливое большинство. Мы стадо, пастухи которого заняты какими-то своими делами, а волки – уже за соседним кустом. И выйти из овечьего образа мы не можем. То ли это наследие советской эпохи, то ли – следствие грехов уже наших дней…
Второе: мы пассивны. Мы – ленивое большинство. Нам хочется, чтобы за нас всё сделали другие. Грядки для нас привлекательнее борьбы – и политической, и духовной. Мы утешаемся тем, что мы – маленькие люди, что от нас ничего не зависит. И это – справедливо. Пока мы не ощутим, что каждый из нас живёт в сосредоточии истории – в настоящем, мы так и будем постоянно оказываться перед лицом уже состоявшихся событий. С нами что-то будет происходить, и естественно, происходить, как правило, плохое, потому что в отсутствие активной позиции добра побеждает зло.
Есть ещё распространённое оправдание, что политика – дело грязное. Что - не дело нормальному человеку участвовать в таких сомнительных акциях как протесты и митинги. Мы – брезгливое большинство. Брезгливость – разновидность гордыни. Мы хотим остаться чистенькими. Никому не нравится чистить сортиры (простите за такой низменный образ) – и испачкаться можно, и пахнет плохо… Но если этого не делать, нечистота заполнит всё окружающее нас пространство. Что, собственно, и происходит.
Ответственность, активность и мужество – необходимые качества гражданского общества. Можно сколько угодно утверждать, что участники «прогулки» - не настоящее гражданское общество, но пока что на стороне патриотического лагеря гражданского общества точно не наблюдается. Патриотического гражданского общества ещё нет. Будет ли? – От этого зависит судьба России. От этого – в большей степени, чем от чего-то другого.
Андрей Карпов, редактор сайта «Культуролог»
44. Re: Почему нас всегда оказывается так мало?
43. 41.Сава
42. 32. Елена Л.
41. Ответ на 35 Александр
40. Ответ на 34., Коценко Александр:
39. Ответ на 25., Сава:
38. Ответ на 27., А. Рогозянский:
37. Лицимеры
36. Re: Почему нас всегда оказывается так мало?
35. Ответ на 24., Сава: