Как отметил владыка Иларион, первые плоды, принесенные воссоединением Церкви — «это единомыслие, согласие, мир и радость о совершившемся чуде Божием». «Интересно отметить, что первое слово, с которым Господь обратился к Своим последователям, восстав от мертвых, это было "радуйтесь". Вторым словом было "мир вам". Этого благословенного мира и благодатной радости мы и удостоились, по милости Божией, восстановив полноту братского общения внутри нашей дорогой Матери — Поместной Русской Православной Церкви», - сказал он.
По словам митрополита, «совместное служение Божественной литургии и приобщение Богу — это самый главный плод восстановления единства». «А результатами всего этого стали взаимопонимание, братское сотрудничество и взаимодействие в добрых делах, которые значительно облегчают наш общий крест спасительного служения Богу и людям», - добавил он.
«За прошедшие пять лет архипастыри, клирики и чада нашей Церкви стали активно выходить из той изоляции, в которой они жили в годы разобщения, и делиться со всеми богатейшим наследием, переданным нам нашими отцами, скромно носившими крест изгнанничества в рассеянии и сохранявшими Русскую Церковь за пределами ее канонической территории, возвещая правду о ее страданиях и мучениках. В результате многие не только заинтересовались историей, наследием и миссией Русской Зарубежной Церкви, но и перешли в наши ряды. Мне особенно отрадно было принимать клириков и приходы из различных раскольничьих образований, которые устали от фарисейства, политики, озлобления и противостояния, которые ищут евангельской жизни во Христе и приобщения духу благочестия и святости Русской Православной Церкви», - рассказал архипастырь.
Вместе с тем, отметил владыка, «пастырского внимания требуют как те, которые сомневаются в пользе восстановленного единства, но продолжают пребывать в Церкви, что весьма похвально, так и те, которые отвернулись от Церкви, примкнув к раскольникам». Последних, по его словам, необходимо «с любовью и добрым сердцем приобщать истине, красоте и пользе церковного единства». «Ведь существует довольно большая разница между ересиархами и расколоучителями и их последователями. Простите, но первые, по гордости и прочим смертным грехам, вряд ли принесут покаяние, отказавшись от своих новых званий, наград и т.д. А вторые просто заблуждаются, не владея правильной информацией или не находя сил, необходимых для преодоления каких-то психологических преград. Вот с этими людьми мы должны работать. А как работать? Слава Богу, и моему недостоинству, и многим клирикам и мирянам канонической Русской Зарубежной Церкви удается на бытовом уровне общаться с людьми, которые не приняли единства Русской Православной Церкви. Евангельский подход к ним, снисхождение, готовность к диалогу и трезвые слова как о радостях нынешней ситуации в Церкви, так и о проблемах будут способствовать сближению», - убежден он.
«Что же касается тех, кто остался в недрах Церкви, но сомневается в пользе совершившегося единства, то их становится все меньше и меньше, - заверил владыка. - К ним необходимо так же подходить, как и к отошедшим, но хвалить их за их святоотеческую верность единству Христовой Церкви».
«Вообще-то, мы должны всегда помнить, что Церковь — это Богочеловеческий организм. Здесь все призываются к приобщению Богу. Здесь мы можем Его встретить и развить с Ним личные отношения через молитву, посты, таинства и церковную жизнь. Здесь мы также можем встретиться с недостатками, страстями и ошибками человеческими, которые могут оттолкнуть слабых в вере. В любом случае, все будет полностью благополучно только в Церкви Торжествующей, т.е. Небесной, где уже все преодолено. А в Церкви земной мы должны любовью и терпением бороться с нашей падшей человеческой природой, преодолевая зло, гордость и разделения во взаимоотношениях служителей и чад Церкви», - сказал митрополит Иларион.
Говоря об укреплении и развитии церковной жизни, владыка выразил мнение, что «на данном этапе истории мы должны сосредоточиться на просвещении и оцерковлении людей, т.е. приобщении их к богатствам духовной культуры Православия, Церкви и Святой Руси». «Правильно поступает Святейший Патриарх, подчеркивая необходимость этой работы, ибо это — вопрос жизни и смерти! - сказал он. - Посему мы, служители и миряне Церкви, всем сердцем желая ее укрепления и развития, должны организоваться и активизироваться, добрым словом и примером своей красивой жизни воцерковляя своих ближних, чтобы они получили уготованное благостью Божиею вечное спасение и обогатили духовный опыт народов русского мира».
Рассказывая об участии РПЦЗ в праздновании в 2013 году 400-летия Дома Романовых, митрополит Иларион напомнил, что «Русская Зарубежная Церковь совершила канонизацию святых благоверных Царственных страстотерпцев вместе со всеми Новомучениками и исповедниками Российскими в 1981 году». «Верю, что вскоре после этого начались положительные перемены в жизни России именно по молитвам ее мучеников, чья кровь является "семенем Церкви". Посему в наше тяжелое время необходимо, наверное, соединить приближающееся празднование 400-летия Дома Романовых с достойным прославлением подвига и памяти Царственных страстотерпцев, дабы укрепить и обновить силы Церкви и народа», - отметил владыка.
«Думаю, надо воспользоваться этой возможностью, чтобы каждое чадо Русской Православной Церкви лишний раз заинтересовалось своей многоназидательной историей и вдумалось в эти неповторимые личности. Для этого собираюсь предложить Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви совершать поминовение Царственных страстотерпцев на отпустах всех богослужений, совершаемых в следующем году; обязательно отмечать эту дату и подвиг последней Царской семьи на всех совещаниях духовенства и съездах молодежи, в церковно-приходских школах и специальных мероприятиях, посвященных этой знаменательной дате. Память о мучениях Царственных страстотерпцев должна пробудить в сердцах всех русских людей то восторженное поклонение, которое удержит их от каких бы то ни было уступок врагам Церкви и Святой Руси, а тем более от измены Православию, мученикам же сплетет венец вечной славы и здесь, на земле, и в Царствии Небесном перед престолом Божиим», - заключил митрополит Восточно-Американский Иларион.