«Я человек, а нэ собака!»

В православном театре «Странник» состоялась премьера комедии «Профессор держит слово»

0
1317
Время на чтение 4 минуты
В апреле в православном театре «Странник» состоялась премьера спектакля Владимира Уварова «Профессор держит слово». Автор пьесы, Дмитрий Орехов, считает своё произведение комедией, но в нём, как в пьесах Гоголя и Чехова, слишком много болевых точек. И плакать зрителям хочется точно не реже, чем смеяться.

Тема пьесы предельно современна: это толерантность. Профессор Спартак Иванович Мякишев заведует кафедрой прав человека, и толерантность — основная тема его лекций. Как честный человек, он и в своей личной жизни воплощает принципы, которые преподаёт в университете. Когда за его дочкой Лялей начинает весьма агрессивно ухаживать «приезжий» по имени Султан, профессор больше всего боится оказаться нетолерантным. «Ты хочешь сказать, что приезжие – не люди? - вопрошает он жену. - А как же Зураб Соткилава и Валерий Гергиев?.. А может, у него и череп неподходящий?.. Ты прости меня, Зиночка, но это чересчур… Здесь уже видна определённая дорожка. И дорожка эта ведёт не куда-нибудь, а туда! К неонацизму!»

Когда остальным членам семьи профессора становится ясно, что Султан по-настоящему опасен для Ляли, её решают спрятать. Вместе со сводным братом она должна уехать из города и переждать неприятные «ухаживания» в селе Покровском. Когда девушка вместе с братом и матерью отправляется на станцию, напористый Султан навещает профессорскую квартиру.

Встретившись с «женихом» Ляли и обнаружив, что он мало похож на Валерия Гергиева, профессор впервые забывает о заповедях толерантности и становится живым человеком: «Что-о? Лялю тебе? А это видел? Вот, кукиш с маслом?» После чего следует действительно смешная сцена, во время которой профессор, юродствуя, вопрошает «приезжего»: «Сейчас ты мне за всё ответишь…11 сентября кто устроил?!. Где и когда ты вступил в Аль-Каиду?! Как зовут твоего командира?! Где террориста №1 прячете?! Или, может быть, вы его не прячете? А где же он? Может быть, его и нету совсем?! По телевизору показывают, а его и нету?!. А на президента Ингушетии кто покушался?! Не ты?! Откройся мне, я никому не скажу! А Грибоедова кто убил? Что, тоже скажешь - не ты?! А кто моей жене на рынке гнилые помидоры подсунул?! Тоже не ты?!»

Истерика правозащитника доводит Султана до слёз, и тут его искренне становится жалко — и профессору, и зрителям. Он рассказывает грустную историю своей жизни: в семье было десять детей... тяжёлая жизнь... дядя позвал на заработки в Россию... «Куда приехал? Зачем приехал? Всюду хожу-дрожу, слушай! Скинхедов боюсь, слушай! Все на меня косятся!.. Может, кожа у меня и чёрный, но душа у меня бэлый!» Расчувствовавшийся профессор берёт с Султана слово «держать себя в руках» и предлагает ему поехать на станцию попрощаться с Лялей. После чего «гость» звонит своим многочисленным братьям «с острыми ножами» и просит их срочно собраться на той же станции...

  В финале профессор остаётся один: его отец, не выдержав, улетает в Гавану, Ляля не собирается возвращаться домой, жена хочет уйти. Оказывается, что человек, призывающий объединяться «всех со всеми», не может договориться с самыми близкими людьми. Сквозной мотив пьесы — это информационное сообщение о собаках, отравленных на бульваре Трудящихся. Вместе со всем обществом профессор Мякишев скорбит о погибших животных — и не видит, что происходит с людьми под самым его носом. Не зря и Султан в беседе с профессором несколько раз повторяет, что он «нэ собака!». 

Спектакль «Профессор держит слово»В финале профессор называет «русским шовинистом» очень любопытного персонажа — дворника, дядю Рафика. В далёком прошлом он тоже был «приезжим», но почему-то призывает профессора в первую очередь «себя уважать», «стать русским». «Если мы дружно в одной стране жили, кто хотел всё уничтожить? Шайтан, вот кто! - вразумляет он и Лялиного брата. - А если теперь ты в доме своём человек, а в гостях – пёс бешеный, кому это нужно? Шайтану! А теперь скажи, душа моя, зачем они сюда едут? За деньгами?.. Но деньги – это тоже шайтан!»

«Силы добра» представлены в пьесе в лице Лялиного брата Пети и его товарища Тиши-Молчальника. Оба прислуживают в алтаре, но замечательно то, что их образы созданы не в розово-голубых тонах, а по-настоящему смешными. Тиша, например, буквально следует евангельской заповеди говорить только «да, да» и «нет, нет», а в более пространные разговоры вступает только по благословению духовного отца. Петя взволнованно рассказывает о том, как за Литургией он спас Святые Дары, когда священник упал в обморок. Ясно, что он видит в этом указание на своё «особое избранничество» и совершенно не беспокоится о батюшке, рухнувшем на пол. Вместе с Тишей он ходит на «марш против пива», а на трудные вопросы о церковной жизни неизменно отвечает: «Отцам виднее». В то же время несомненно, что и Петя, и Тиша — хорошие, нравственные ребята, гораздо более здравые, чем профессор. И верят они искренне — просто им слишком мало лет, и они горят огнём неофитства. Их образы написаны и сыграны очень честно, и поэтому - смешно.

Отсутствие «сусальности» и мёртвой догмы — одно из главных достоинств пьесы и постановки. Носителем «догмы» здесь является только противник Православия — профессор Мякишев. Конечно, актёр Сергей Галустянц попытался внутренне оправдать своего героя. Ему это удалось, поэтому в финале становится жалко и профессора. Но всё-таки догма искажённой «любви к людям» уродует в этом герое всё человеческое, и будущее его сокрыто от нас за театральной завесой.

Ольга Надпорожская
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. ОПЕЧАТКА

Прошу прощения за ошибку: спектакль "СВИДЕТЕЛЬ", Д.Орехов. Православный драматический театр "Странник", ул.Цветочная, 16 (ст.м."Московские ворота")
Родион Романыч / 15.05.2012, 17:32

13. Ответ на 12., Александр Б. :

Впрочем, мне тоже не хватает. И тому подтверждение - мое сообщение, которое Вы сейчас читаете.

Александр, так Вы смотрели спектакль или нет, я так и не понял?.. Если все-таки не смотрели, но Вам, как и мне(Вы сами признались), НЕ ХВАТАЕТ КНИЖНЫХ ОБРАЗОВ,приходите в "Странник" и посмотрите спектакль. В ближайшее воскресенье 20-го в 19.00 там дают "Сидетеля" - пьеса Д.Орехова. Не думаю, что Вы пожалеете. Именно Вы, с вашим пытливым умом и нетеплохладным сердцем.
Родион Романыч / 15.05.2012, 17:13

12. автору(ам) комментариев 7-10

Уважаемый Родион Романыч! Суть моих вопросов сводится к простой мысли-вопросу: НЕУЖЕЛИ ВАМ НЕДОСТАТОЧНО КНИГ, КНИЖНЫХ образов? Позвольте отвечу (не только за Вас): не хватает. ПОКА не хватает... Впрочем, мне тоже не хватает. И тому подтверждение - мое сообщение, которое Вы сейчас читаете. Тема - многоплановая. Я просто дерзнул еще раз ее затронуть. Но, как вижу, лучше бы мне было не встревать. Благодарю Вас за Ваш(и) ответы(ы).
Александр Бутов / 15.05.2012, 16:26

11. 6. Павлу Тихомирову

Уважаемый Павел! Мне трудно ответить на Ваш вопрос. По ряду причин. Тем не менее: наверно, (теперь) всем персонажам "Ревизора". Но больше всех - автору, Николаю Васильевичу Гоголю. По поводу вменяемости. Без шуток. Последний вопрос к Вам (можете не отвечать): Вы ВПОЛНЕ уверены в своей собственной вменяемости? Что касается меня грешного, то я в своей личной вменяемости очень и очень сильно сомневаюсь. Такие дела. Спасибо Вам за ответ.
Александр Бутов / 15.05.2012, 16:17

10. Re: «Я человек, а нэ собака!»

Хочется поблагодарить и поддержать молодого драматурга Д.Орехова, это его, если не ошибаюсь, третья пьеса, две из которых поставлены в «Страннике», тоже еще молодом театре. Думается, что в данном случае мы имеем дело с удивительным альянсом театра и драматурга, очень ценным в наше время, такое случается только промыслительно. ТВ - 5 канал о «Профессоре…»: http://www.newstube.ru/media/trudnuyu-zhizn-gastarbajtera-ponyali-v-peterburge
Родион Романыч / 15.05.2012, 10:03

9. Ответ на 3., Александр Б. :

(3)... кому и/или чему Вы будете сопереживать (душевно)? Опять же Вы, видимо, намекаете на главного героя: как, дескать, можно сопереживать такому чудовищу? Ну, во-первых, кроме самого профессора в пьесе есть и другие персонажи. А во-вторых, разве Вы сами не будете сопереживать человеку, попавшему в беду? Но в беду и в пьесе, и в спектакле попадает не только и не столько Ляля, и все, кто любит ее (у них есть силы и возможности защитить себя и своих близких), сколько сам профессор, находясь в плену бредовых идей. Он сам себя лишил возможности защищать своих близких и в этом его трагедия. Разве не вызывает жалость человек, который сам себя оболванил? Но мы видим, что ближе к концу спектакля и сам профессор тяжело, но все же начинает прозревать: «толерантность – это такое!.. какая чушь!». То есть сам носитель либеральных идей-технологий обличает их. Я думаю, что в данном случае за него (и вместе с ним) можно немножко и порадоваться. А когда он после кошмарного сна снова начинает собирать карточки и посочувствовать ему: ну что же ты опять делаешь?! И т.д. Мы видим на протяжении спектакля крах человека, попавшего в лапы такого страшного зверя, как современные либеральные политтехнологии. Разве не жалко?
Родион Романыч / 15.05.2012, 09:32

8. Ответ на 3., Александр Б. :

(2) Что же все-таки удалось... актеру Сергею Галустянцу? Или это только ПОКАЗАЛОСЬ (Вам и кому-то еще)? Вы, Александр, здесь, видимо, намекаете на слова Ольги о том, что С.Галустянц «попытался внутренне оправдать своего героя». И в этом Вы видите большой минус: вот, дескать, оправдали то, против чего ставили: толерантность. Но Вы ведь, наверное, не хуже других знаете, что «наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы». Т.е. обличая грех, мы с Вами, как православные христиане, не судим человека, совершающего его, а напротив – сострадаем такому человеку, погрязшему в заблуждениях. Вот и С.Галустянц, следуя русской театральной школе, попытался вызвать в зрителе сочувствие к человеку, запутавшемуся в сетях современных либеральных идеологий. Но это лишь сильнее подчеркивает коварность и опасность, исходящие от современного толстовства, губящего людей, а отнюдь не оправдывает толерантность.
Родион Романыч / 15.05.2012, 09:26

7. Ответ на 3., Александр Б. :

(1) Не кажется ли Вам несколько диковатым это словосочетание: ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕАТР? Не кажется… Как не кажутся диковатым словосочетания: «святитель – драматург» (свт.Дмитрий Ростовский, к которому можно еще отнести словосочетания: «святитель – режиссер» и «святитель – покровитель и наставник театральных школ»), «митрополит – основатель и создатель театра» (просветитель Сибири, митрополит Тобольский Филофей (Лещинский), которого принято считать создателем сибирского театра и основателем Тобольского драматического театра). А также и такие словосочетания, как: «духовный театр» (театр, существовавший в семинариях и духовных школах в России с середины 16 в., в котором ставили спектакли на библейские сюжеты священники, а играли семинаристы), «монах-драматург» (Симеон Полоцкий) и т.д. И в наши дни архиереи весьма благосклонно относятся к современному театру православной направленности, а некоторые владыки не только благословляют, но даже участвуют в создании таких театров (Ижевский Молодежный православный театр «Странник», Волгоградский православный театр «Благодатное небо, Православный театр «Путник» и т.д.)
Родион Романыч / 15.05.2012, 09:06

6. Ответ на 3., Александр Б. :

кому и/или чему Вы будете сопереживать (душевно)?

сопереживать не буду, но буду демонстрировать проявление доведенной до логического конца идеологии толерантности знакомым чиновникам и вменяемым учителям. А то у нас в провинции народ многого еще не знает. К счастью или к сожалению. Вам встречный вопрос: в "Ревизоре" Вы кому сопереживаете?
Павел Тихомиров / 15.05.2012, 04:52

5. Re: «Я человек, а нэ собака!»

Павел Тихомиров, а почему нет? Напишите, пусть снимут и зальют на ютуб или вимео людям на радость.
рудовский / 14.05.2012, 18:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сергеевна Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Сергеевна Надпорожская
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07