Фильм представляет художественно-историческое исследование русско-кавказских отношений на протяжении последних четырех веков. Чьею была эта манящая своей красотой земля на границе Европы и Азии, и чья она сегодня? Как развивалась и изменялась на протяжении многих лет жизнь населяющих ее народов? На эти вопросы пытаются ответить создатели фильма.
Над фильмом работали люди, которые кровно или по долгу службы связаны с Кавказом: оператор – пресс-атташе Терского казачьего войска Александр Кузнецов, писатель, кавалер трех орденов Мужества Игорь Срибный, поэт, кавалер ордена Мужества Алексей Грибанков, писатель, кавалер ордена Мужества Виталий Носков, а также руководитель духовного театра «Глас», заслуженный деятель искусств РФ Никита Астахов.
В фильме дается ряд комментариев серьезных специалистов по военной истории, таких как: генерал-полковник, доктор исторических наук Леонид Ивашов, политолог Гейдар Джамаль, адвокат, участник боевых действий Александр Гусак и многих других.
Говоря о русско-кавказских отношениях, невозможно обойти имя русского военачальника и государственного деятеля Алексея Петровича Ермолова. Его военной деятельности на Кавказе и посвящен фильм Сергея Роженцева. До того, как в 1816 году генерал-лейтенант Ермолов приказом Александра I был назначен командиром Отдельного Грузинского корпуса, он уже отличился на военном поприще: в 1794 году в составе войск Суворова действовал против повстанцев в Польше; участвовал в Персидском походе; в 1805 году – в русско-австро-французской войне и, наконец, в Отечественной войне 1812 года.
Чтобы представить Кавказ начала XIX века, создатели фильма обращаются к труду русского историка, генерал-лейтенанта В.А.Потто «Кавказская война»: «…Все наши сношения с мелкими кавказскими владениями носили характер каких-то мирных переговоров и договоров, причем Россия всегда являлась как бы данницей. Большей части не только дагестанских и иных ханов, но даже чеченским старшинам, простым и грубым разбойникам, Россия платила жалованье, поддерживая тем в них алчность и возбуждая в других зависть и стремление набегами вынудить Россию платить дань и им… С появлением Ермолова на Кавказе все это прекратилось». Ермолов действовал не так, как в войне с европейцами, он разговаривал с кавказцами на их языке: устанавливал жесткую дисциплину, заставлял понять, что и за русскую кровь должно следовать отмщение. Ермолов, пресекая бандитские вылазки горцев, действовал по принципу: одна казнь сохранит русских от гибели, в кавказцев от измены. Изменниками считали «входивших в сношение с персами или турками, и разбойников, совершавших опустошительные грабительские нападения на селения русских и горцев, принявших покровительство России» (А.Г.Кавтарадзе).
При Ермолове были ликвидированы центры работорговли порой путем уничтожения целых аулов, «прославившихся» изуверствами, что ставят теперь в вину русскому военачальнику вину. Возведена крепость Грозная. Кабарду, добровольно вошедшую в состав России еще в 1557 году, он взял под защиту от набегов «закубанских» горцев и турецких войск. Поставил крепости в долинах рек Баксан, Чегем, Нальчик; перенес Военно-Грузинскую дорогу на левый берег Терека, что позволило обеспечить сообщение с Закавказьем; начал строительство на Кавказе здравниц и знаменитых ныне курортов – Пятигорска, Кисловодска, Железноводска. При Ермолове была организована горская милиция, устроены школы, даже начали выходить газеты. Именем Ермолова впоследствии были названы улицы городов и села на Кавказе, памятник великому полководцу украшал центр города Грозного до 1921 года.
Но пришли времена иные. С 90-е годы тысячи (!) русских людей, чьи предки переселились в XIX веке – строители, учителя, врачи, трудившиеся на благоустройство этого края – были выгнаны из своих домов или убиты.
Режиссер Сергей Роженцев показывает в своем фильме, насколько иными стали русско-кавказские отношения. Если генерал Ермолов почти двести лет назад следил за тем, чтобы никто на Кавказе «не порочил мусульманской веры», то в нынешнее время в чеченском плену терпят надругательство над своей православной верой русские воины, такие, как Евгений Родионов…
Генерал-лейтенант Игорь Рубцов, выполнявший на Кавказе в 90-е годы практически такие же функции, как его знаменитый предшественник, рассказывает в одном из эпизодов фильма, что во время Чеченской войны они «шли по следам Ермолова», используя его тактику. Ибо никому ни до него, ни после не удавалось умиротворить чеченцев. Не удается и по сей день. В декабре 2010 года отголоски этой войны пришли уже на Манежную площадь Москвы…
Все сказанное в фильме не в силах разрешить этот кавказский «гордиев узел», но то, что фильм обращает нас к истории – это первый шаг к разрешению проблемы.
Архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеймон, принявший участие в фильме, говоря о Ермолове, отмечает, что он «руководствовался христианскими заповедями: как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с людьми. Это не слава Наполеона, это надмирное благородство».
Фильм художественно оформлен картинами русских живописцев XIX века, в том числе рисунками М.Ю.Лермонтова. Кадры из советских кинофильмов «Княжна Мэри», «Герой нашего времени», «Суворов», «Лермонтов» смыкаются с кадрами современных событий на Кавказе, снятыми любительской камерой. На этом контрасте показано, каким был Кавказ, воспетый А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым, и в какой нищете и забвении пребывает он сегодня без такого покровителя и миротворца, как А.П.Ермолов.
Возможно, не достает в фильме экскурса в историю Великой Отечественной войны, когда за Кавказ сражались единым народом: русские, чеченцы, грузины, и отстояли свою «голубую линию».
Режиссер Сергей Роженцев снимал этот фильм, в том числе и как учебное пособие для школьников, кадетов, чтобы молодое поколение, как русских, так и чеченцев, знало, что произошло с ними и что происходит, как защититься от обмана тех, кто желает вражды нашим народам.
Ирина Ушакова
1. отзыв о фильме