И Победа стала от нас ещё дальше. Зыбучие пески истории затягивают подвиг нашего народа, разрывают нашу с ним эмоциональную связь. Мы помним, что тем, что мы живы, что существует наша страна, мы обязаны павшим и выжившим в той войне. Но радоваться Победе так, как могли радоваться наши отцы и деды - до слёз, до прерывания вздоха - уже не в состоянии...
Время - не просто врач, оно - криохирург. Оно замораживает и отсекает.
А мы не можем отпустить в прошлое нашу Победу. Не можем смириться с тем, что она - лишь часть истории. Для нас важно удержать Победу в настоящем. Слишком сложное это нынешнее настоящее. Слишком мало в нём того, что нас объединяет и поддерживает. Без Победы мы чувствуем, как уходит наша национальная идентичность, исчезает Россия.
Отсюда возникает желание вдохнуть в День Победы новые силы, свежую, живительную струю. Долгое время мостиком в настоящее были ветераны. И праздник строился вокруг них. Это было понятно и заслуженно. Но ветераны уходят...
И вот возникает идея переместить центр внимания от исчезающих стариков-ветеранов в широкие народные массы, придать празднику эмоциональный настрой, доступный всем и в любое время. Так родилась акция «Георгиевская ленточка».
Акция проводится с 2005 г. (с 60-летия Победы). Автор идеи - Наталья Лосева, сотрудник РИА «Новости». Естественно, что именно РИА «Новости» активно продвигает эту акцию.
Ленточка называется «Георгиевской» - в честь ордена св. Георгия Российской Империи. В Великую Отечественную войну она называлась «гвардейской»; использовалась в качестве орденской ленты Ордена Славы.
Цвета (оранжевый и чёрный) - это огонь и дым (вариант - смерть и воскресение). Цвета знаменуют особое воинское мужество носителя - воина или гвардейской части.
И вот эту ленту повязывают (привязывают) в любом количестве и в любых местах... (См. об этом Сайт в защиту Георгиевской ленты). Подобное «свободное» обращение с символом характерно для настоящего времени.
Георгиевскую ленточку удалось сделать модным атрибутом праздника 9 мая. Хорошо это или плохо? На первый взгляд, вроде бы, и неплохо: люди, цепляющие себе ленточку, тем самым уже хотя бы свидетельствуют, что они знают, «о чём праздник». Более того, они себя хоть как-то отождествляют с ним; хочется думать, что они дорожат Победой...
Последнее, правда, сомнительно. Тот, кто имеет уважение к павшим и выжившим героям той войны, не будет обращаться с символом доблести столь небрежно. Ленточка не помешала войне отдалиться, уйти за пределы непосредственного сопереживания... Тяжесть кровавого ратного труда, которым была достигнута Победа, нашим современникам уже не понять... А повязать ленточку так легко... В результате праздник становится лёгким, воздушным, ветреным (ленточки так красиво полощутся на ветру). Почти гламурным. Память того, чем является война и Победа, выхолащивается.
На личностном уровне выхолащивается понимание героизма. Где-то в глубине подсознания мелькает мысль: «а чем я хуже. Я повязал ленточку. Я помню! Я горжусь! Я такой же. Нужно будет, возьму, пойду и разгоню всех врагов». Ленточка уравнивает подлинных героев с теми, кто лишь пользуется их славой. Создаёт иллюзию легкости подвига. Завышает самооценку. А придёт завтра нужда, «ленточкоповязанные» будут потрясены тем, что от них может потребоваться. Массовость акции - ленточки повязываются миллионами - показывает нашу неготовность к какой-либо реальной мобилизации. Если бы люди понимали значение подвига - они боялись бы прикоснуться к ленточке, не смели бы её повязать.
Никто ведь не может дать себе орден или присвоить звание гвардейца... Если бы изначально предусматривалось некий момент награждения, то это было бы правильное использование символа. А так - налицо лишь одна профанация.
Андрей Карпов, редактор сайта «Культуролог»
34. Ответ на 21., РоманС:
33. Ответ на 1., рудовский :
32. 31. Алексей Карамазов
31. Ответ на 28., Иван:
30. Ответ на 29., Ш. Максим:
29. Ответ на 28., Иван:
28. 25. Ш. Максим
27. Ответ на 22., Орлов:
26. 22. Орлов
25. 24. Иван