Пятина вместо десятины

Протоиерей Вячеслав Пушкарев комментирует предложение о введении церковной десятины

0
3022
Время на чтение 5 минут
Председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает нужным возвращение церковной десятины. «Люди, которые именуют себя православными христианами, - это довольно большое количество людей в России - вообще должны, на самом деле, нести ответственность, в том числе финансовую, за свой храм, за своего священника, за свою Церковь», - цитируют отца Всеволода российские СМИ.

«Людям я бы посоветовал одну простую вещь: если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на Церковь», - сказал протоиерей. «Тот, кто этого не делает и при этом пытается считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором», - добавил священник.

Инициативу председателя синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина комментирует в интервью «Русской народной линии» руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев.

«В последние дни, вновь, на высоком уровне заострен вопрос о так называемой "церковной десятине" и это, очевидно, не случайно. Произведенный за последний год раздел епархий, несмотря на все достоинства этого действа, выставил и конкретные проблемы, которые тоже надо как-то решать. Одна из главных зазубрин этого нового продукта - это проблема финансирования всей жизни новых епархий (часто пока крайне небогатых). Собственного финансирования у них не хватает, а патриархийной помощи, по понятным и объяснимым причинам, ждать не приходиться. Что в такой ситуации делать?

Можно, конечно, сказать всем настоятелям, что они очень плохо работают с благотворителями и после этого выговора выставить настоятелям план продаж в книжных лавках и сбора пожертвований с обязательной угрозой прещений при его неисполнении. Можно объявить минимальный, но обязательный прейскурант на все требы и таинства. Можно и самому новоиспеченному владыке начать активно "пропалывать" местных "олигархов" в надежде на то, что харизма епископа опрокинет провинциальную спесь, родит для Господа новых верных и при этом откроет его епархии местные ресурсные возможности, которые можно было бы активно обратить на благо внутренней и внешней миссии, дела благотворительности, образования и тюремного служения.

Это, конечно, можно и методы эти испытаны, но хороши ли они с евангельской точки зрения и вообще в долгосрочной перспективе? Полемика последних лет, связанная с этой темой, и опыт отцов Церкви без лишнего "богословствования" показывают нам на, мягко говоря, некрасивость подобных подходов. А эта "некрасивость" отворачивает от нас собственную паству и умаляет авторитет духовенства в глазах внешних (которые еще только тянутся к вере). Где же выход?

Исходя из учения отцов древней Церкви, выход, понятное дело, в "Вине", т.е. в усилении молитвы, призывающей к нам Дух Святой на всякую помощь и особенно молитвы евхаристической, которая только одна истинна и просвещает Духом Святым всякого человека грядущего в мир, изменяя его и делая его сотрудником Божьим. Но это, как видится многим, "…не более чем патетика, к сожалению, пока не подтвержденная жизнью", а потому "…в Библии, которая есть кладезь всей мудрости, должен быть исчерпывающий ответ на этот вызов нашего времени... Надо искать!"

Известно с древности, что внеконтекстное толкование Библии приводит к ереси, а некоторые, особенно "умные", даже гадают по Библии, чего делать вообще нельзя, исходя из самой Библии. Вот так, нам видится, откопали в Ветхом Завете и "учение" о "Обязательной церковной десятине", взяв за основание жертвоприношения Авраама: "Аврам дал ему десятую часть из всего" (Быт. 14:20). Новый Завет ничего подобного не знает, мало того, Господь Иисус Христос практически открыто говорит ученикам про эти обязательные для евреев сборы: "...сыны свободны..." от сборов, чем Он не закрыл дорогу для пожертвований, а сделал их сугубо личным делом верующего, что и подтверждает личной просьбой к апостолу Петру пойти заплатить за всех, только чтобы не искушать фарисеев (Матф. 17:25,26).

Ранее Господь говорит, что не одна йота Закона не изменится, пока Он не вернется, но про эту конкретную - выраженную в сикелях "йоту" Он тоже сказал конкретно: "...сыны свободны..." Не освобождены, а свободны априори и потому поступают в этом смысле, как им подсказывает их христианская совесть, а совесть христианина помнит неизменяемую в веках заповедь, данную Богом Саваофом Моисею: "...пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками..." (Исх.34:20).

Так ведь наши верные христиане с пустыми руками приходят только в крайней нужде, а в прочих же состояниях хоть лепту вдовы, но принесут, а эта лепта, как известно, сильнее прочих угодна Богу. Да и если подойти к этим "лептам" конкретно со счетами и по минимуму, то выходит вот какая арифметика – две-три свечки за службу минимум по 20-30 рублей за штучку = 40-90 рубликов + 20-50 рублей наличными от души в корзину = 60-140 целковых в день, умножаем на в среднем 5 богослужебных дней в месяц (имеются ввиду сельские приходы), то получаем сумму пожертвований Храму в 300-700 рублей(!!!), а это уже повод задуматься о десятине...

Пенсия у нас в деревнях начинается где-то с пяти тысяч. Мы считали по минимуму пожертвований. Получили же мы в первом случае 6%, а во втором 14%. Усредняем и получаем точно 10% месячных пожертвований от наших самых бедных, но очень верных прихожан, которые всегда приходят к Богу не с пустыми руками, тем самым добровольно исполняя ветхозаветное правило о храмовой десятине. Кому чего еще от народа Божьего нужно? Заповеди про обязательную свечную жертву в Новом Завете нет вообще! Там вообще про наши свечи упоминания нет. Свечи - это как раз народное изобретение верных, чтобы актуализировано и без принуждения, самолично и без задержек отдавать Храму десятину от всего, что имеется в личной прибыли. Надо обязательно добавить, что величина доходов экономически преуспевающих верных пропорционально влияет на их пожертвования своей общине, и они точно также приносят в храм свою десятину без всяких обязательств закрепленных законодательно, а сильно богатых верных, мы на своих приходах, пока не знаем.

Итак, простейшие расчеты показывают нам, что все верные стабильно и без принуждения приносят в Храм Божий десятую часть от всего своего прибытка. О чем тогда может идти речь? Неужели о дополнительной десятине? Но таким образом уже не десятина получается, а пятина и более, а это уже не в какие рамки даже Ветхого Завета не вписывается. Речь должна теперь пойти о том, чтобы нам раз и навсегда прекратить разговоры в Церкви о деньгах. Про необходимые для Церкви деньги все в Святой Библии написано отлично, и наша сегодняшняя задача актуализировать среди прихожан регулярность чтения этой наисвятейшей книги, а то, сколько надо жертвовать, они сами после правильного прочтения Библии разберутся. Наша задача сегодня отказаться от удобных прейскурантов на требы и таинства (даром приняли, даром и отдавайте), от пресмыкания священства перед богатыми мира сего. Мы все должны углубиться в истину евхаристической молитвы, где Бог милосердный слышит все наши мольбы и знает о наших нуждах, всегда подавая просящим у Него и отверзая двери всем стучащимся к Нему.

P.S. Кто платит кровные деньги по обязанности, тот вправе спрашивать, куда эти деньги расходуются, а подобная перспектива совершенно не согласуется с новым уставом РПЦ, что неизбежно (если пятина будет установлена) приведет к множественным разнообразным конфликтам на местах между приходами и настоятелями, а епископы вообще забудут про тихую жизнь, как это сейчас уже есть в ОСА и многих других православных юрисдикциях Северной Америки. Мне лично такая перспектива претит. У нас и без "пятины" все слава Богу!»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

78. Re: Пятина вместо десятины

Специально для несчастных анонимушек! http://www.youtube.com/watch?v=bx12fUjhxtM
/ 16.05.2012, 10:21

77. Ответ на 70., Парадокс:

Сделаю весьма осторожное предположение, которое не было озвучено в этой дискуссии. Поскольку государство форсированно готовит перевод всех граждан в их электронные аватары с безналичными электронными кошельками (а Церковь, как мы видим, не особо этому противится!), вот и возникают подобные вопросы.

Очень неожиданное предположение. И мне кажется, что его следует держать в памяти. А что? Действительно удобно. Заходишь в храм. Прикладываешься лбом к чему-то определенному, и десятина переводится из твоего электронного кошелька, на счет того, о ком нас предупреждал апостол Иоанн. То касается разговора о пятине и прочих процентах. На мой взгляд, проблема в том, что мы подменили понятие о главном в Церкви и второстепенном. Главное и единое у нас должно быть в Вере. А копейки оставьте в ведении прихода. Но нет. Мы можем теперь признавать или не признавать сестрами и братьями католиков. Мы можем признавать или отвергать эволюцию. Участвовать в шабашах с богоборческими религиями – ведь это не главное. А главное копейка! Главное процент. Главное единый налог с храма. И попробуйте нарушить циркуляр об отчислении. Долго потом в ногах придется поваляться. А ведь все очень просто. Собирается приход и решает золотить или красить купола. Платят ли прихожане небольшую фиксированную жертву или же анонимно жертвуют в опечатанную кружку. Платить ли архиерею за приезд в храм (о чем пишет Александр Григорьевич Раков), и даже, о ужас, сколько отчислить на содержание епархиальной администрации. Страшно не стало? Ведь за подобные попытки уже люди были изгнаны из Московского Патриархата. Это же может тогда возродиться у нас Церковь, как собрание верующих. Помощи Божией, с надежной на незыблемость Церкви Христовой.
Сергий Агапов / 16.05.2012, 10:15

76. Re: Пятина вместо десятины

Анонимушки,продолжаете свою ложь и зло,вам это подходит!
/ 16.05.2012, 09:58

75. Ответ на 69., А.В.Шахматов:

Тошнит от героев-анонимов, из-за них страдает Россия.Уважаемая Редакция,прошу не соединять меня с этими существами,а если же это невозможно, то уберите мое имя из регистрации РНЛ, заранее благодарю.

Шахматов, по-моему, тебе поставили и шах и мат, клади короля на бок.
Токарев / 16.05.2012, 08:09

74. Ответ на 69., А.В.Шахматов:

Сначала: очень желаю,назначайте место

А как место назначено, так ищите меня за семью морями: ,приезхжайте в Австралию,я вам покажу человеческий мир!

Шахматов, ты же уже не молод, что бы так безответственно себя вести. То всех русских женщин оскорбил - итог: попал в гнуснейшее положение. Или вот теперь. Или ты настолько глуп, что не понимешь этого? Ты говорил, что ждешь приглашения во власть? Забудь. Даже в среде табуреткиных, ты будешь выделяться в худшую сторону. Присоединяюсь к твоей просьбе в редакцию, отказать Шахматову в регистрации на форуме: Уважаемая Редакция [...] уберите мое имя из регистрации РНЛ, заранее благодарю.

Алекс / 16.05.2012, 07:40

73. весьма осторожное предположение

Сделаю весьма осторожное предположение, которое не было озвучено в этой дискуссии. Думается, что вопрос о десятине всплыл не напустом месте. Поскольку государство форсированно готовит перевод всех граждан в их электронные аватары с безналичными электронными кошельками (а Церковь, как мы видим, не особо этому противится!), вот и возникают подобные вопросы. И то, как сможет ответить на эти современные вызовы Церковь, по большому счету и определит ход событий ближайшего времени...
Парадокс / 16.05.2012, 07:32

72. Re: Пятина вместо десятины

Тошнит от героев-анонимов, из-за них страдает Россия.Уважаемая Редакция,прошу не соединять меня с этими существами,а если же это невозможно, то уберите мое имя из регистрации РНЛ, заранее благодарю.
/ 16.05.2012, 06:23

71. Re: Пятина вместо десятины

Дед алекс,гнусные анонмы,приезхжайте в Австралию,я вам покажу человеческий мир!
/ 15.05.2012, 20:12

70. 53. А.В.Шахматов :Дед,по вашему хамскому тону вы ходите не в храм,а в кабак,после чего с пьяна лаете,как собака,простите.

Давай я повторю,Шахматов. Ты сказал:"мой деду -купец "старовер",первым долгом пострадал от этого варварского явления".17-го года. Ты проклинаешь все, что было "после Никона", а не после 17-го.Не так?Так. Только злобствуешь ты по причине утраченного в 17-м.А вовсе не из за раскола.Тут твоя боль. Ты проговорился, и напомнил мне фразу Холтоффа из замечательного кинофильма. И это я лаю как собака?
дед пенсионер / 15.05.2012, 18:31

69. Ответ на 65., А.В.Шахматов:

Анонимушка,представьтесь,а то с трусливым зайцем великому человеку оскорбительно встречаться.

Не думаю, что у вас есть право требовать этого на форуме. Оскорбления наносить "анониму" вашему мньякальному "величию" не было оскорбительно? Раз так, не позорь фамилию. Теперь это уже наше с вами мужское дело, и все дальнейшие обсуждения в личке. Представлюсь вам лично там и при встрече. Или струхнул, "великий"?
Алекс / 15.05.2012, 18:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Патриот бывает только от Патрио
О формулировке национальной идеи России
20.05.2023
Зачем России нужно казачество?
Все могут уйти, но казаки останутся умирать за Бога, справедливость, народ Божий
13.04.2023
Все статьи Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38