Пятина вместо десятины

Протоиерей Вячеслав Пушкарев комментирует предложение о введении церковной десятины

0
3042
Время на чтение 5 минут
Председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает нужным возвращение церковной десятины. «Люди, которые именуют себя православными христианами, - это довольно большое количество людей в России - вообще должны, на самом деле, нести ответственность, в том числе финансовую, за свой храм, за своего священника, за свою Церковь», - цитируют отца Всеволода российские СМИ.

«Людям я бы посоветовал одну простую вещь: если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на Церковь», - сказал протоиерей. «Тот, кто этого не делает и при этом пытается считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором», - добавил священник.

Инициативу председателя синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина комментирует в интервью «Русской народной линии» руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев.

«В последние дни, вновь, на высоком уровне заострен вопрос о так называемой "церковной десятине" и это, очевидно, не случайно. Произведенный за последний год раздел епархий, несмотря на все достоинства этого действа, выставил и конкретные проблемы, которые тоже надо как-то решать. Одна из главных зазубрин этого нового продукта - это проблема финансирования всей жизни новых епархий (часто пока крайне небогатых). Собственного финансирования у них не хватает, а патриархийной помощи, по понятным и объяснимым причинам, ждать не приходиться. Что в такой ситуации делать?

Можно, конечно, сказать всем настоятелям, что они очень плохо работают с благотворителями и после этого выговора выставить настоятелям план продаж в книжных лавках и сбора пожертвований с обязательной угрозой прещений при его неисполнении. Можно объявить минимальный, но обязательный прейскурант на все требы и таинства. Можно и самому новоиспеченному владыке начать активно "пропалывать" местных "олигархов" в надежде на то, что харизма епископа опрокинет провинциальную спесь, родит для Господа новых верных и при этом откроет его епархии местные ресурсные возможности, которые можно было бы активно обратить на благо внутренней и внешней миссии, дела благотворительности, образования и тюремного служения.

Это, конечно, можно и методы эти испытаны, но хороши ли они с евангельской точки зрения и вообще в долгосрочной перспективе? Полемика последних лет, связанная с этой темой, и опыт отцов Церкви без лишнего "богословствования" показывают нам на, мягко говоря, некрасивость подобных подходов. А эта "некрасивость" отворачивает от нас собственную паству и умаляет авторитет духовенства в глазах внешних (которые еще только тянутся к вере). Где же выход?

Исходя из учения отцов древней Церкви, выход, понятное дело, в "Вине", т.е. в усилении молитвы, призывающей к нам Дух Святой на всякую помощь и особенно молитвы евхаристической, которая только одна истинна и просвещает Духом Святым всякого человека грядущего в мир, изменяя его и делая его сотрудником Божьим. Но это, как видится многим, "…не более чем патетика, к сожалению, пока не подтвержденная жизнью", а потому "…в Библии, которая есть кладезь всей мудрости, должен быть исчерпывающий ответ на этот вызов нашего времени... Надо искать!"

Известно с древности, что внеконтекстное толкование Библии приводит к ереси, а некоторые, особенно "умные", даже гадают по Библии, чего делать вообще нельзя, исходя из самой Библии. Вот так, нам видится, откопали в Ветхом Завете и "учение" о "Обязательной церковной десятине", взяв за основание жертвоприношения Авраама: "Аврам дал ему десятую часть из всего" (Быт. 14:20). Новый Завет ничего подобного не знает, мало того, Господь Иисус Христос практически открыто говорит ученикам про эти обязательные для евреев сборы: "...сыны свободны..." от сборов, чем Он не закрыл дорогу для пожертвований, а сделал их сугубо личным делом верующего, что и подтверждает личной просьбой к апостолу Петру пойти заплатить за всех, только чтобы не искушать фарисеев (Матф. 17:25,26).

Ранее Господь говорит, что не одна йота Закона не изменится, пока Он не вернется, но про эту конкретную - выраженную в сикелях "йоту" Он тоже сказал конкретно: "...сыны свободны..." Не освобождены, а свободны априори и потому поступают в этом смысле, как им подсказывает их христианская совесть, а совесть христианина помнит неизменяемую в веках заповедь, данную Богом Саваофом Моисею: "...пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками..." (Исх.34:20).

Так ведь наши верные христиане с пустыми руками приходят только в крайней нужде, а в прочих же состояниях хоть лепту вдовы, но принесут, а эта лепта, как известно, сильнее прочих угодна Богу. Да и если подойти к этим "лептам" конкретно со счетами и по минимуму, то выходит вот какая арифметика – две-три свечки за службу минимум по 20-30 рублей за штучку = 40-90 рубликов + 20-50 рублей наличными от души в корзину = 60-140 целковых в день, умножаем на в среднем 5 богослужебных дней в месяц (имеются ввиду сельские приходы), то получаем сумму пожертвований Храму в 300-700 рублей(!!!), а это уже повод задуматься о десятине...

Пенсия у нас в деревнях начинается где-то с пяти тысяч. Мы считали по минимуму пожертвований. Получили же мы в первом случае 6%, а во втором 14%. Усредняем и получаем точно 10% месячных пожертвований от наших самых бедных, но очень верных прихожан, которые всегда приходят к Богу не с пустыми руками, тем самым добровольно исполняя ветхозаветное правило о храмовой десятине. Кому чего еще от народа Божьего нужно? Заповеди про обязательную свечную жертву в Новом Завете нет вообще! Там вообще про наши свечи упоминания нет. Свечи - это как раз народное изобретение верных, чтобы актуализировано и без принуждения, самолично и без задержек отдавать Храму десятину от всего, что имеется в личной прибыли. Надо обязательно добавить, что величина доходов экономически преуспевающих верных пропорционально влияет на их пожертвования своей общине, и они точно также приносят в храм свою десятину без всяких обязательств закрепленных законодательно, а сильно богатых верных, мы на своих приходах, пока не знаем.

Итак, простейшие расчеты показывают нам, что все верные стабильно и без принуждения приносят в Храм Божий десятую часть от всего своего прибытка. О чем тогда может идти речь? Неужели о дополнительной десятине? Но таким образом уже не десятина получается, а пятина и более, а это уже не в какие рамки даже Ветхого Завета не вписывается. Речь должна теперь пойти о том, чтобы нам раз и навсегда прекратить разговоры в Церкви о деньгах. Про необходимые для Церкви деньги все в Святой Библии написано отлично, и наша сегодняшняя задача актуализировать среди прихожан регулярность чтения этой наисвятейшей книги, а то, сколько надо жертвовать, они сами после правильного прочтения Библии разберутся. Наша задача сегодня отказаться от удобных прейскурантов на требы и таинства (даром приняли, даром и отдавайте), от пресмыкания священства перед богатыми мира сего. Мы все должны углубиться в истину евхаристической молитвы, где Бог милосердный слышит все наши мольбы и знает о наших нуждах, всегда подавая просящим у Него и отверзая двери всем стучащимся к Нему.

P.S. Кто платит кровные деньги по обязанности, тот вправе спрашивать, куда эти деньги расходуются, а подобная перспектива совершенно не согласуется с новым уставом РПЦ, что неизбежно (если пятина будет установлена) приведет к множественным разнообразным конфликтам на местах между приходами и настоятелями, а епископы вообще забудут про тихую жизнь, как это сейчас уже есть в ОСА и многих других православных юрисдикциях Северной Америки. Мне лично такая перспектива претит. У нас и без "пятины" все слава Богу!»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

78. Re: Пятина вместо десятины

Специально для несчастных анонимушек! http://www.youtube.com/watch?v=bx12fUjhxtM
/ 16.05.2012, 10:21

77. Ответ на 70., Парадокс:

Сделаю весьма осторожное предположение, которое не было озвучено в этой дискуссии. Поскольку государство форсированно готовит перевод всех граждан в их электронные аватары с безналичными электронными кошельками (а Церковь, как мы видим, не особо этому противится!), вот и возникают подобные вопросы.

Очень неожиданное предположение. И мне кажется, что его следует держать в памяти. А что? Действительно удобно. Заходишь в храм. Прикладываешься лбом к чему-то определенному, и десятина переводится из твоего электронного кошелька, на счет того, о ком нас предупреждал апостол Иоанн. То касается разговора о пятине и прочих процентах. На мой взгляд, проблема в том, что мы подменили понятие о главном в Церкви и второстепенном. Главное и единое у нас должно быть в Вере. А копейки оставьте в ведении прихода. Но нет. Мы можем теперь признавать или не признавать сестрами и братьями католиков. Мы можем признавать или отвергать эволюцию. Участвовать в шабашах с богоборческими религиями – ведь это не главное. А главное копейка! Главное процент. Главное единый налог с храма. И попробуйте нарушить циркуляр об отчислении. Долго потом в ногах придется поваляться. А ведь все очень просто. Собирается приход и решает золотить или красить купола. Платят ли прихожане небольшую фиксированную жертву или же анонимно жертвуют в опечатанную кружку. Платить ли архиерею за приезд в храм (о чем пишет Александр Григорьевич Раков), и даже, о ужас, сколько отчислить на содержание епархиальной администрации. Страшно не стало? Ведь за подобные попытки уже люди были изгнаны из Московского Патриархата. Это же может тогда возродиться у нас Церковь, как собрание верующих. Помощи Божией, с надежной на незыблемость Церкви Христовой.
Сергий Агапов / 16.05.2012, 10:15

76. Re: Пятина вместо десятины

Анонимушки,продолжаете свою ложь и зло,вам это подходит!
/ 16.05.2012, 09:58

75. Ответ на 69., А.В.Шахматов:

Тошнит от героев-анонимов, из-за них страдает Россия.Уважаемая Редакция,прошу не соединять меня с этими существами,а если же это невозможно, то уберите мое имя из регистрации РНЛ, заранее благодарю.

Шахматов, по-моему, тебе поставили и шах и мат, клади короля на бок.
Токарев / 16.05.2012, 08:09

74. Ответ на 69., А.В.Шахматов:

Сначала: очень желаю,назначайте место

А как место назначено, так ищите меня за семью морями: ,приезхжайте в Австралию,я вам покажу человеческий мир!

Шахматов, ты же уже не молод, что бы так безответственно себя вести. То всех русских женщин оскорбил - итог: попал в гнуснейшее положение. Или вот теперь. Или ты настолько глуп, что не понимешь этого? Ты говорил, что ждешь приглашения во власть? Забудь. Даже в среде табуреткиных, ты будешь выделяться в худшую сторону. Присоединяюсь к твоей просьбе в редакцию, отказать Шахматову в регистрации на форуме: Уважаемая Редакция [...] уберите мое имя из регистрации РНЛ, заранее благодарю.

Алекс / 16.05.2012, 07:40

73. весьма осторожное предположение

Сделаю весьма осторожное предположение, которое не было озвучено в этой дискуссии. Думается, что вопрос о десятине всплыл не напустом месте. Поскольку государство форсированно готовит перевод всех граждан в их электронные аватары с безналичными электронными кошельками (а Церковь, как мы видим, не особо этому противится!), вот и возникают подобные вопросы. И то, как сможет ответить на эти современные вызовы Церковь, по большому счету и определит ход событий ближайшего времени...
Парадокс / 16.05.2012, 07:32

72. Re: Пятина вместо десятины

Тошнит от героев-анонимов, из-за них страдает Россия.Уважаемая Редакция,прошу не соединять меня с этими существами,а если же это невозможно, то уберите мое имя из регистрации РНЛ, заранее благодарю.
/ 16.05.2012, 06:23

71. Re: Пятина вместо десятины

Дед алекс,гнусные анонмы,приезхжайте в Австралию,я вам покажу человеческий мир!
/ 15.05.2012, 20:12

70. 53. А.В.Шахматов :Дед,по вашему хамскому тону вы ходите не в храм,а в кабак,после чего с пьяна лаете,как собака,простите.

Давай я повторю,Шахматов. Ты сказал:"мой деду -купец "старовер",первым долгом пострадал от этого варварского явления".17-го года. Ты проклинаешь все, что было "после Никона", а не после 17-го.Не так?Так. Только злобствуешь ты по причине утраченного в 17-м.А вовсе не из за раскола.Тут твоя боль. Ты проговорился, и напомнил мне фразу Холтоффа из замечательного кинофильма. И это я лаю как собака?
дед пенсионер / 15.05.2012, 18:31

69. Ответ на 65., А.В.Шахматов:

Анонимушка,представьтесь,а то с трусливым зайцем великому человеку оскорбительно встречаться.

Не думаю, что у вас есть право требовать этого на форуме. Оскорбления наносить "анониму" вашему мньякальному "величию" не было оскорбительно? Раз так, не позорь фамилию. Теперь это уже наше с вами мужское дело, и все дальнейшие обсуждения в личке. Представлюсь вам лично там и при встрече. Или струхнул, "великий"?
Алекс / 15.05.2012, 18:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Вячеслав Валерьевич Пушкарев
Нужно вспомнить старую истину «повторение – мать учения»
Киберспорт и онлайн-игры открывают новые возможности для воцерковления молодёжи
12.09.2024
Почему русские генералы столь часто ошибаются?
Наши воеводы безбожники или в лучшем случае агностики, поэтому не последовательны и всё делают рывками
15.08.2024
Все статьи Протоиерей Вячеслав Валерьевич Пушкарев
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46