«Людям я бы посоветовал одну простую вещь: если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на Церковь», - сказал протоиерей. «Тот, кто этого не делает и при этом пытается считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором», - добавил священник.
Инициативу председателя синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина комментирует в интервью «Русской народной линии» руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев.
«В последние дни, вновь, на высоком уровне заострен вопрос о так называемой "церковной десятине" и это, очевидно, не случайно. Произведенный за последний год раздел епархий, несмотря на все достоинства этого действа, выставил и конкретные проблемы, которые тоже надо как-то решать. Одна из главных зазубрин этого нового продукта - это проблема финансирования всей жизни новых епархий (часто пока крайне небогатых). Собственного финансирования у них не хватает, а патриархийной помощи, по понятным и объяснимым причинам, ждать не приходиться. Что в такой ситуации делать?
Можно, конечно, сказать всем настоятелям, что они очень плохо работают с благотворителями и после этого выговора выставить настоятелям план продаж в книжных лавках и сбора пожертвований с обязательной угрозой прещений при его неисполнении. Можно объявить минимальный, но обязательный прейскурант на все требы и таинства. Можно и самому новоиспеченному владыке начать активно "пропалывать" местных "олигархов" в надежде на то, что харизма епископа опрокинет провинциальную спесь, родит для Господа новых верных и при этом откроет его епархии местные ресурсные возможности, которые можно было бы активно обратить на благо внутренней и внешней миссии, дела благотворительности, образования и тюремного служения.
Это, конечно, можно и методы эти испытаны, но хороши ли они с евангельской точки зрения и вообще в долгосрочной перспективе? Полемика последних лет, связанная с этой темой, и опыт отцов Церкви без лишнего "богословствования" показывают нам на, мягко говоря, некрасивость подобных подходов. А эта "некрасивость" отворачивает от нас собственную паству и умаляет авторитет духовенства в глазах внешних (которые еще только тянутся к вере). Где же выход?
Исходя из учения отцов древней Церкви, выход, понятное дело, в "Вине", т.е. в усилении молитвы, призывающей к нам Дух Святой на всякую помощь и особенно молитвы евхаристической, которая только одна истинна и просвещает Духом Святым всякого человека грядущего в мир, изменяя его и делая его сотрудником Божьим. Но это, как видится многим, "…не более чем патетика, к сожалению, пока не подтвержденная жизнью", а потому "…в Библии, которая есть кладезь всей мудрости, должен быть исчерпывающий ответ на этот вызов нашего времени... Надо искать!"
Известно с древности, что внеконтекстное толкование Библии приводит к ереси, а некоторые, особенно "умные", даже гадают по Библии, чего делать вообще нельзя, исходя из самой Библии. Вот так, нам видится, откопали в Ветхом Завете и "учение" о "Обязательной церковной десятине", взяв за основание жертвоприношения Авраама: "Аврам дал ему десятую часть из всего" (Быт. 14:20). Новый Завет ничего подобного не знает, мало того, Господь Иисус Христос практически открыто говорит ученикам про эти обязательные для евреев сборы: "...сыны свободны..." от сборов, чем Он не закрыл дорогу для пожертвований, а сделал их сугубо личным делом верующего, что и подтверждает личной просьбой к апостолу Петру пойти заплатить за всех, только чтобы не искушать фарисеев (Матф. 17:25,26).
Ранее Господь говорит, что не одна йота Закона не изменится, пока Он не вернется, но про эту конкретную - выраженную в сикелях "йоту" Он тоже сказал конкретно: "...сыны свободны..." Не освобождены, а свободны априори и потому поступают в этом смысле, как им подсказывает их христианская совесть, а совесть христианина помнит неизменяемую в веках заповедь, данную Богом Саваофом Моисею: "...пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками..." (Исх.34:20).
Так ведь наши верные христиане с пустыми руками приходят только в крайней нужде, а в прочих же состояниях хоть лепту вдовы, но принесут, а эта лепта, как известно, сильнее прочих угодна Богу. Да и если подойти к этим "лептам" конкретно со счетами и по минимуму, то выходит вот какая арифметика – две-три свечки за службу минимум по 20-30 рублей за штучку = 40-90 рубликов + 20-50 рублей наличными от души в корзину = 60-140 целковых в день, умножаем на в среднем 5 богослужебных дней в месяц (имеются ввиду сельские приходы), то получаем сумму пожертвований Храму в 300-700 рублей(!!!), а это уже повод задуматься о десятине...
Пенсия у нас в деревнях начинается где-то с пяти тысяч. Мы считали по минимуму пожертвований. Получили же мы в первом случае 6%, а во втором 14%. Усредняем и получаем точно 10% месячных пожертвований от наших самых бедных, но очень верных прихожан, которые всегда приходят к Богу не с пустыми руками, тем самым добровольно исполняя ветхозаветное правило о храмовой десятине. Кому чего еще от народа Божьего нужно? Заповеди про обязательную свечную жертву в Новом Завете нет вообще! Там вообще про наши свечи упоминания нет. Свечи - это как раз народное изобретение верных, чтобы актуализировано и без принуждения, самолично и без задержек отдавать Храму десятину от всего, что имеется в личной прибыли. Надо обязательно добавить, что величина доходов экономически преуспевающих верных пропорционально влияет на их пожертвования своей общине, и они точно также приносят в храм свою десятину без всяких обязательств закрепленных законодательно, а сильно богатых верных, мы на своих приходах, пока не знаем.
Итак, простейшие расчеты показывают нам, что все верные стабильно и без принуждения приносят в Храм Божий десятую часть от всего своего прибытка. О чем тогда может идти речь? Неужели о дополнительной десятине? Но таким образом уже не десятина получается, а пятина и более, а это уже не в какие рамки даже Ветхого Завета не вписывается. Речь должна теперь пойти о том, чтобы нам раз и навсегда прекратить разговоры в Церкви о деньгах. Про необходимые для Церкви деньги все в Святой Библии написано отлично, и наша сегодняшняя задача актуализировать среди прихожан регулярность чтения этой наисвятейшей книги, а то, сколько надо жертвовать, они сами после правильного прочтения Библии разберутся. Наша задача сегодня отказаться от удобных прейскурантов на требы и таинства (даром приняли, даром и отдавайте), от пресмыкания священства перед богатыми мира сего. Мы все должны углубиться в истину евхаристической молитвы, где Бог милосердный слышит все наши мольбы и знает о наших нуждах, всегда подавая просящим у Него и отверзая двери всем стучащимся к Нему.
P.S. Кто платит кровные деньги по обязанности, тот вправе спрашивать, куда эти деньги расходуются, а подобная перспектива совершенно не согласуется с новым уставом РПЦ, что неизбежно (если пятина будет установлена) приведет к множественным разнообразным конфликтам на местах между приходами и настоятелями, а епископы вообще забудут про тихую жизнь, как это сейчас уже есть в ОСА и многих других православных юрисдикциях Северной Америки. Мне лично такая перспектива претит. У нас и без "пятины" все слава Богу!»
78. Re: Пятина вместо десятины
77. Ответ на 70., Парадокс:
76. Re: Пятина вместо десятины
75. Ответ на 69., А.В.Шахматов:
74. Ответ на 69., А.В.Шахматов:
73. весьма осторожное предположение
72. Re: Пятина вместо десятины
71. Re: Пятина вместо десятины
70. 53. А.В.Шахматов :Дед,по вашему хамскому тону вы ходите не в храм,а в кабак,после чего с пьяна лаете,как собака,простите.
69. Ответ на 65., А.В.Шахматов: