Не доверяют Церкви и Патриарху по 8% опрошенных, еще по 14% - «отчасти» не доверяют. При этом лишь 19% опрошенных сталкивались с критикой Церкви в средствах массовой информации, а 73% ее не замечали. Только 6% респондентов считают, что против Церкви ведется информационная кампания, а 8% видят в критике объективное изложение фактов. Среди негативных сообщений респондентам чаще попадалась информация вмешательстве Церкви в политику, о часах и автомобилях священнослужителей, а также о скандале с Pussy Riot.
Опрос также показал, что среди респондентов нет единого мнения насчет того, должна ли Церковь быть богатой. 23% опрошенных считают, что богатство поможет Церкви выполнять свои функции, а 39% считают, что Церкви богатства не нужны.
Прокомментировать данные соцопроса издание попросило православных священнослужителей.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине отметил, что никакая статистика не дает полной картины. «Я бы, например, предположил, что уверены, что необходимость богатства для Церкви отрицают люди, которые в храмы не ходят, а те, кто ходит, думают совсем наоборот. Но так ли это – из приведенных цифр узнать нельзя. А ведь понятно, что мнения людей воцерковленных и тех, кому вообще храмы не очень нужны, "весят" по-разному», - сказал он. «Данные об уровне доверия Церкви мне кажутся заниженными: думаю, на самом деле это доверие выше. И это доверие Церковь никогда не обманывала и не обманет. А чем больше доверяют Церкви, тем больше людей, которые будут делать все, чтобы она становилась богаче. К примеру, эффективность социальных программ Церкви в разы выше эффективности программ других социальных фондов. Но тут может возникнуть одна опасность: нельзя подменять духовное окормление социальной работой. Церковь в первую очередь должна заниматься духовным воспитанием прихожан, какие бы объемы социальной помощи ей ни приходилось выполнять», - подчеркнул священник.
«Что касается тех, кто выступает против Церкви и громче всех шумит, то надо помнить: громкие крики – это еще не повод впадать в панику и считать, что Церковь слабеет. Тем более не надо думать, что прав тот, кто громче всех кричит: "Мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут", говорит о таких Евангелие», - напомнил отец Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, напомнил, что «с точки зрения верующего Церковь – это собрание людей святых и грешных, корабль спасения. Она не одну тысячу лет остается нравственным стержнем общества в самые разные периоды истории: как благополучные, так и времена открытых гонений. Поэтому какая бы критика ни обрушивалась на нее, доверие народа к Церкви не теряется, что мы и видим». «Что касается критики (чтобы не сказать оголтелой травли), то она еще и обратную реакцию вызывает: и среди молодежи, и среди тех, кто ищет веру, возникают попытки движения навстречу Церкви. Так что сейчас идет нормальный процесс, и Церковь жива в основе своей. Более того, несмотря на частью придуманные, а частью и реальные поводы для критики, абсолютно нормальным является само ее наличие. Другое дело, когда разворачивается уже информационная война. Но мы все равно видим, что попытки развалить Церковь неосуществимы: и врата адовы не одолеют ее», - заключил священник.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, перефразируя известное выражение, сказал что статистика – «дело скользкое» и он «совершенно не уверен в корректности этого, да и других опросов». «Эти цифры нам фактически навязываются в качестве какой-то "объективной реальности", при этом проверить их нельзя. Возникает впечатление, что эти цифры не столько отражают общественное мнение, сколько его формируют. Мы не знаем, как именно были сформулированы вопросы, в каком контексте они задавались, что, собственно, имелось в виду под "информационной кампанией" и под "богатством Церкви". А ведь ответы от этого сильно зависят», - заметил он.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) отметил, что в данных этого опроса его заинтересовало растущее количество верующих. «Давно известно, что год от года прихожан в православных храмах становится все больше. Примечательно то, что люди массово поддерживают Церковь, хотя при нынешнем положении в системе образования народ о духовном знает мало, и эти его знания обрывочны и искажены. Увы, образование сейчас дистанцировано от нашего православного вероучения, оно не дает глубокого знакомства с историей и традицией Церкви, с ее духовной красотой. Но в какое бы чудо и красоту превратилась наша страна, если бы рухнули препятствия, не допускающих молодежь до систематического образования в рамках государственной программы изучения основ православной веры!» - сказал отец Лука.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, считает, приведенные цифры со всей очевидностью свидетельствуют, что православное население в России преобладает. «Это на самом деле подтверждение общеизвестного факта, который упорно не желают принимать во внимание», - подчеркнул он. «Кроме того, надо иметь в виду, что для верующих доверие к Церкви и доверие к Патриарху – это, в общем-то, одно и то же. Поэтому такое разделение вопросов я бы назвал некорректным и даже провокационным. Что касается материальной стороны в жизни Церкви, - она как бензин для автомобиля, но не сам автомобиль. Понятно, что материальные средства - необходимое условие любой благотворительной, да и вообще социально полезной деятельности. Автомобиль без бензина не поедет, но как и куда поедет автомобиль, зависит от того, кто им управляет. Нужна человеческая воля и верующее сердце, чтобы задать нужное направление. Что касается "информационной кампании против Церкви в СМИ", то можно сказать, что идет самая обыкновенная дискуссия о различных сторонах жизни Церкви. Естественно, дискуссией она остается только если не допускается никаких оскорбительных и унижающих достоинство верующих приемов. Журналисты просто выполняют функцию "санитаров леса" в нашем обществе. Другое дело, что подчас допускаются высказывания некорректные и некомпетентные, в которых отсутствует понимание сути государственно-церковных отношений», - считает пастырь.
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, отметил, что 68% православных и 20% неверующих представляются вполне реальными цифрами. «Другое дело, - продолжил он, - что никак не уточняется, какой процент среди православных составляют люди воцерковленные. Можно предположить, что многие, назвавшиеся православными, Православию симпатизируют, ощущают близость к православной культуре и традиции, искренне стремятся к Богу. Потенциально они все наши прихожане, но какая часть из них реально участвует в церковной жизни - вопрос. С "неверующими" тоже не все так просто. Неверующих в чистом виде, т.е. абсолютно отрицающих и не допускающих бытия Божия и вечной жизни, я почти не встречал. Я беседовал с людьми, считающими себя неверующими. Часто это люди, не читавшие Евангелия, не задававшиеся серьезными вопросами. Перед ними проблема бытия Божия, собственно, и не вставала. Так что здесь все очень зыбко. Надо помнить, что это только цифры, и не считать, что подлинная жизнь к ним сводится».
Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподователь Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе священник Антоний Скрынников отметил, что чтобы правильно прокомментировать социологическое исследование, желательно знать «паспортичку» – классификационный раздел опросного листа. Он отражает характеристики респондента: социальный статус, образ жизни, образование, семейное положение и многое другое. «Приведенные цифры говорят, что информационная кампания против Церкви пробуксовывает. Здесь сказывается и традиционное недоверие части общества к СМИ, и недоступность интернет-материалов для части респондентов, например, для пенсионеров, а также несоответствие публикуемого в СМИ реальной жизни. Ведь большинство сограждан видит не часы и не машины духовенства, а прежде всего тяжелый труд, регулярные богослужения и требы, работу с наркоманами, алкоголиками, заключенными и другими никому, кроме Церкви, не нужными людьми. С другой стороны я бы посоветовал не обольщаться результатами опросов. Сегодня они показали одно, завтра другое. Никакие цифры не должны заставлять нас расслабляться в миссионерской и пастырской работе», - сказал он.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что «мы привыкли быть потребителями духовной продукции – это касается и большинства людей, которые считают себя верующими. Многие считают, что Церковь - это сервис, поставщик духовных услуг, который существует то ли за счет государства, то ли вообще непонятно за чей. Но эта ситуация постепенно исправляется. Думаю, самое главное, чтобы люди осознали себя, прежде всего, частью церковного тела». «Что касается богатства, думаю, вопрос об этом поставлен совершенно некорректно. Сама его постановка предлагает воспринять Церковь как чуждую и внешнюю тебе организацию. Но ведь каждый человек в силу своих возможностей стремится обустроить свое жилище. Так и православные должны относиться к храму как к Божьему дому, в котором они пребывают как члены Церкви. Что многие не знают о критике, которой сейчас подвергается Церковь, меня не радует, а скорее беспокоит. Это значит, что люди дистанцированы и от церковной, и от общественной жизни, их вообще не интересует информация о Церкви. Что касается молодежи, то ей, конечно, известны критические публикации о Православии. Важно правильно относиться к этой критике и понимать, что ее инициаторы хотят только одного - вбить клин между обществом и Церковью», - заметил о.Димитрий.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, назвал всякого рода опросы «развлекательным жанром»: «Их, как правило, нельзя рассматривать как итоги исследовательского процесса. Это просто такие наблюдения, которое представляют общепознавательный интерес, но не фундаментальный». «Судя по всему, довольно многие респонденты не отдают себе отчета в том, что против Церкви ведется критическая кампания. Дело в том, что интернет-читатели, - это, как правило, люди, которые глубоко интересуются именно информационной средой, и там мы видим колоссальное множество настоящих атак на Церковь. Но эта война ведется в сравнительно узком поле – как буря в стакане воды. Если и удается облить Церковь грязью, это все же обсуждается только в узком кругу, - да вот еще нам как общественным деятелям поневоле приходится обращать на это внимание. Основную же массу народа критика Церкви не затрагивает, и это хорошо. Да и кто такие – эти противники Церкви? Это небольшая группа, которая либо отравлена ненавистью к России, либо профессионально выполняет заказ врагов нашей страны», - заключил отец Макарий.