«Информационная кампания против Церкви пробуксовывает»

Православные священнослужители о доверии к Церкви и информационной войне против нее

Новости Москвы 
0
756
Время на чтение 7 минут
Две трети (64%) граждан заявляют о доверии Русской Православной Церкви, более половины (56%) – лично Патриарху Кириллу. 73% уверены, что в настоящее время Церковь играет положительную роль в общественной жизни страны, и только 2% считают иначе. Об этом свидетельствуют результаты исследования Фонда «Общественное мнение», сообщает Regions.ru. При этом 68% участников опроса сообщили, что относят себя к Православию, 6% исповедуют ислам, к другим христианским конфессиям причисляют себя в целом 1% респондентов, а 20% не считают себя верующими.

Не доверяют Церкви и Патриарху по 8% опрошенных, еще по 14% - «отчасти» не доверяют. При этом лишь 19% опрошенных сталкивались с критикой Церкви в средствах массовой информации, а 73% ее не замечали. Только 6% респондентов считают, что против Церкви ведется информационная кампания, а 8% видят в критике объективное изложение фактов. Среди негативных сообщений респондентам чаще попадалась информация вмешательстве Церкви в политику, о часах и автомобилях священнослужителей, а также о скандале с Pussy Riot.

Опрос также показал, что среди респондентов нет единого мнения насчет того, должна ли Церковь быть богатой. 23% опрошенных считают, что богатство поможет Церкви выполнять свои функции, а 39% считают, что Церкви богатства не нужны.

Прокомментировать данные соцопроса издание попросило православных священнослужителей.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине отметил, что никакая статистика не дает полной картины. «Я бы, например, предположил, что уверены, что необходимость богатства для Церкви отрицают люди, которые в храмы не ходят, а те, кто ходит, думают совсем наоборот. Но так ли это – из приведенных цифр узнать нельзя. А ведь понятно, что мнения людей воцерковленных и тех, кому вообще храмы не очень нужны, "весят" по-разному», - сказал он. «Данные об уровне доверия Церкви мне кажутся заниженными: думаю, на самом деле это доверие выше. И это доверие Церковь никогда не обманывала и не обманет. А чем больше доверяют Церкви, тем больше людей, которые будут делать все, чтобы она становилась богаче. К примеру, эффективность социальных программ Церкви в разы выше эффективности программ других социальных фондов. Но тут может возникнуть одна опасность: нельзя подменять духовное окормление социальной работой. Церковь в первую очередь должна заниматься духовным воспитанием прихожан, какие бы объемы социальной помощи ей ни приходилось выполнять», - подчеркнул священник.

«Что касается тех, кто выступает против Церкви и громче всех шумит, то надо помнить: громкие крики – это еще не повод впадать в панику и считать, что Церковь слабеет. Тем более не надо думать, что прав тот, кто громче всех кричит: "Мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут", говорит о таких Евангелие», - напомнил отец Александр.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, напомнил, что «с точки зрения верующего Церковь – это собрание людей святых и грешных, корабль спасения. Она не одну тысячу лет остается нравственным стержнем общества в самые разные периоды истории: как благополучные, так и времена открытых гонений. Поэтому какая бы критика ни обрушивалась на нее, доверие народа к Церкви не теряется, что мы и видим». «Что касается критики (чтобы не сказать оголтелой травли), то она еще и обратную реакцию вызывает: и среди молодежи, и среди тех, кто ищет веру, возникают попытки движения навстречу Церкви. Так что сейчас идет нормальный процесс, и Церковь жива в основе своей. Более того, несмотря на частью придуманные, а частью и реальные поводы для критики, абсолютно нормальным является само ее наличие. Другое дело, когда разворачивается уже информационная война. Но мы все равно видим, что попытки развалить Церковь неосуществимы: и врата адовы не одолеют ее», - заключил священник.

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, перефразируя известное выражение, сказал что статистика – «дело скользкое» и он «совершенно не уверен в корректности этого, да и других опросов». «Эти цифры нам фактически навязываются в качестве какой-то "объективной реальности", при этом проверить их нельзя. Возникает впечатление, что эти цифры не столько отражают общественное мнение, сколько его формируют. Мы не знаем, как именно были сформулированы вопросы, в каком контексте они задавались, что, собственно, имелось в виду под "информационной кампанией" и под "богатством Церкви". А ведь ответы от этого сильно зависят», - заметил он.

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) отметил, что в данных этого опроса его заинтересовало растущее количество верующих. «Давно известно, что год от года прихожан в православных храмах становится все больше. Примечательно то, что люди массово поддерживают Церковь, хотя при нынешнем положении в системе образования народ о духовном знает мало, и эти его знания обрывочны и искажены. Увы, образование сейчас дистанцировано от нашего православного вероучения, оно не дает глубокого знакомства с историей и традицией Церкви, с ее духовной красотой. Но в какое бы чудо и красоту превратилась наша страна, если бы рухнули препятствия, не допускающих молодежь до систематического образования в рамках государственной программы изучения основ православной веры!» - сказал отец Лука.

Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, считает, приведенные цифры со всей очевидностью свидетельствуют, что православное население в России преобладает. «Это на самом деле подтверждение общеизвестного факта, который упорно не желают принимать во внимание», - подчеркнул он. «Кроме того, надо иметь в виду, что для верующих доверие к Церкви и доверие к Патриарху – это, в общем-то, одно и то же. Поэтому такое разделение вопросов я бы назвал некорректным и даже провокационным. Что касается материальной стороны в жизни Церкви, - она как бензин для автомобиля, но не сам автомобиль. Понятно, что материальные средства - необходимое условие любой благотворительной, да и вообще социально полезной деятельности. Автомобиль без бензина не поедет, но как и куда поедет автомобиль, зависит от того, кто им управляет. Нужна человеческая воля и верующее сердце, чтобы задать нужное направление. Что касается "информационной кампании против Церкви в СМИ", то можно сказать, что идет самая обыкновенная дискуссия о различных сторонах жизни Церкви. Естественно, дискуссией она остается только если не допускается никаких оскорбительных и унижающих достоинство верующих приемов. Журналисты просто выполняют функцию "санитаров леса" в нашем обществе. Другое дело, что подчас допускаются высказывания некорректные и некомпетентные, в которых отсутствует понимание сути государственно-церковных отношений», - считает пастырь.

Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, отметил, что 68% православных и 20% неверующих представляются вполне реальными цифрами. «Другое дело, - продолжил он, - что никак не уточняется, какой процент среди православных составляют люди воцерковленные. Можно предположить, что многие, назвавшиеся православными, Православию симпатизируют, ощущают близость к православной культуре и традиции, искренне стремятся к Богу. Потенциально они все наши прихожане, но какая часть из них реально участвует в церковной жизни - вопрос. С "неверующими" тоже не все так просто. Неверующих в чистом виде, т.е. абсолютно отрицающих и не допускающих бытия Божия и вечной жизни, я почти не встречал. Я беседовал с людьми, считающими себя неверующими. Часто это люди, не читавшие Евангелия, не задававшиеся серьезными вопросами. Перед ними проблема бытия Божия, собственно, и не вставала. Так что здесь все очень зыбко. Надо помнить, что это только цифры, и не считать, что подлинная жизнь к ним сводится».

Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподователь Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе священник Антоний Скрынников отметил, что чтобы правильно прокомментировать социологическое исследование, желательно знать «паспортичку» – классификационный раздел опросного листа. Он отражает характеристики респондента: социальный статус, образ жизни, образование, семейное положение и многое другое. «Приведенные цифры говорят, что информационная кампания против Церкви пробуксовывает. Здесь сказывается и традиционное недоверие части общества к СМИ, и недоступность интернет-материалов для части респондентов, например, для пенсионеров, а также несоответствие публикуемого в СМИ реальной жизни. Ведь большинство сограждан видит не часы и не машины духовенства, а прежде всего тяжелый труд, регулярные богослужения и требы, работу с наркоманами, алкоголиками, заключенными и другими никому, кроме Церкви, не нужными людьми. С другой стороны я бы посоветовал не обольщаться результатами опросов. Сегодня они показали одно, завтра другое. Никакие цифры не должны заставлять нас расслабляться в миссионерской и пастырской работе», - сказал он.

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что «мы привыкли быть потребителями духовной продукции – это касается и большинства людей, которые считают себя верующими. Многие считают, что Церковь - это сервис, поставщик духовных услуг, который существует то ли за счет государства, то ли вообще непонятно за чей. Но эта ситуация постепенно исправляется. Думаю, самое главное, чтобы люди осознали себя, прежде всего, частью церковного тела». «Что касается богатства, думаю, вопрос об этом поставлен совершенно некорректно. Сама его постановка предлагает воспринять Церковь как чуждую и внешнюю тебе организацию. Но ведь каждый человек в силу своих возможностей стремится обустроить свое жилище. Так и православные должны относиться к храму как к Божьему дому, в котором они пребывают как члены Церкви. Что многие не знают о критике, которой сейчас подвергается Церковь, меня не радует, а скорее беспокоит. Это значит, что люди дистанцированы и от церковной, и от общественной жизни, их вообще не интересует информация о Церкви. Что касается молодежи, то ей, конечно, известны критические публикации о Православии. Важно правильно относиться к этой критике и понимать, что ее инициаторы хотят только одного - вбить клин между обществом и Церковью», - заметил о.Димитрий.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, назвал всякого рода опросы «развлекательным жанром»: «Их, как правило, нельзя рассматривать как итоги исследовательского процесса. Это просто такие наблюдения, которое представляют общепознавательный интерес, но не фундаментальный». «Судя по всему, довольно многие респонденты не отдают себе отчета в том, что против Церкви ведется критическая кампания. Дело в том, что интернет-читатели, - это, как правило, люди, которые глубоко интересуются именно информационной средой, и там мы видим колоссальное множество настоящих атак на Церковь. Но эта война ведется в сравнительно узком поле – как буря в стакане воды. Если и удается облить Церковь грязью, это все же обсуждается только в узком кругу, - да вот еще нам как общественным деятелям поневоле приходится обращать на это внимание. Основную же массу народа критика Церкви не затрагивает, и это хорошо. Да и кто такие – эти противники Церкви? Это небольшая группа, которая либо отравлена ненавистью к России, либо профессионально выполняет заказ врагов нашей страны», - заключил отец Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06