«Да простит меня Анатолий Дмитриевич, доклад не понравился»

Отзыв Андрея Рогозянского на публикацию текста выступления А.Д.Степанова «История современного патриотического движения в России: поражения, ошибки и уроки»

0
2260
Время на чтение 4 минуты
Да простит меня Анатолий Дмитриевич, доклад не понравился. Большинство людей, принадлежащих к православно-патриотическому движению, никогда не имели отношения к упомянутым автором структурам и на выборах голосовали по-разному, зачастую же не голосовали. В докладе реалистично отображается штабная действительность, разного рода организационные перипетии, но нет малейшего указания на то, кого данные штабы должны были объединять и в чём состояла и чем питалась повседневная жизнь православных патриотов. За всем этим очевидно прослеживается популярная на сегодня вождистская идея о сильной личности + административном менеджменте как главных составляющих истории. Хотя, многие процессы в церковной и патриотической среде растут и вызревают органически, "снизу". Роли распорядителей и управляющих п.-п. движением принимались на себя так называемыми лидерами произвольно, самозванно, из-за чего, на мой взгляд, возникали многие проблемы. Т.е., в первую очередь, необходимо было сказать о гуманитарном аспекте, вопросах легитимности и органичности политического возглавления и представительства.

И если как критерии оценки успеха п.-п. движения принимаются %% на выборах и способность организовывать многотысячные митинги, то дальше необходимо, по меньшей мере, понять, откуда вообще берутся данные голоса и тысячи? Кто эти люди, которые составляют базу патриотической политики? Кто и каким образом всеивает и взращивает в них семена здравого смысла и любви к своей Родине? Кто и что сохраняет их до сих пор от зомбирования посредством СМИ? Так называемые патриотические лидеры этим не занимаются. Никто или почти никто не ставит перед собой задачи воспитания и собирания патриотического круга, зато всегда есть масса желающих сжать то, что не сеяли, особенно подчеркивая при этом свою личную роль. Но так не бывает. Не может быть такого, тот же Л.Ивашов или Д.Рогозин вышли, играя лицом, и на одних звонких фразах состригли патриотические купоны с неопределённо аморфного и колеблющегося "электорального поля". Нет, это коллективный патриотический разум жив, продолжает верить, искать на своём низовом уровне, из-за чего тематика патриотизма и православно-патриотическая позиция заявляют о себе вновь и вновь, вопреки даже ошибкам, диссонансам и невнятным позициям так называемых лидеров.

Второе немаловажное обстоятельство. Автором не даётся анализа теоретической базы, хотя многие важные вещи за последние 20 лет, с помощью Божией, были найдены и состоялись. Говорить о п.-п. движении и не вспомнить возникновение соответствующих философских, историософских и культурологических концепций - такая ситуация значительно обедняет картину. Ни единым словом не вспомнить О.Платонова, Л.Бородина, А.Панарина, К.Касьянову, В.Аксючица, митр. Иоанна (Снычёва), создателей «Русской доктрины» и пр. - про что же и как тогда говорить? Кое-как упомянуты В.Клыков, М.Назаров, Н.Нарочницкая и то опять-таки в связи с попытками создания каких-нибудь любимых автором "структур", вхождением или невхождением куда-либо. Ну вот, Панарин с Платоновым никуда не входили, логично получается поэтому, что в истории по А.Д.Степанову оба попросту отсутствуют. Но как же так? П.-п. движение - это ведь не откуда-то взявшиеся князьки, это мир идей и прозрений, сильных концептов, авторитета, превышающего свой собственный. Историю на одной реалполитик не оснуешь!

И третье: в докладе А.Степанова п.-п. движение анализируется вне связи с параллельным общим историческим контекстом 1990-2000-х в России, как какое-то чистое лабораторное или марсианское явление. Контекст начала 90-х, 93-96-го, 96-99-го, 99-04-го и так далее – он очень разный. Я понимаю, что доклад от дополнительных подробностей быстро распухнет в объёмах. Но для чего тогда вообще брать на себя задачу освещения новейшей истории п.-п. движения в рамках одного доклада? Чего ради, не понимаю, автору, имеющему учёную степень в области истории, бросаться обрывками фраз наподобие: «НПСР не прошел проверку временем, развалившись в конце 90-х годов»? Это же ничего ровным счётом не скажет о политической конъюнктуре 90-х, ельцинизме, манипуляциях, октябре 93-го, выборах 96-го, коробках из под ксероксов и прочем подобном, в результате чего трижды дырявый, противозаконный и растерявший всяческие симпатии режим сохранил свою власть, а НПСР соответственным образом рассыпался! В авторском курсе истории А.Д.Степанова получается, в частности, что ельцинизм прошел проверку временем, а НПСР не прошёл. Православные патриоты на протяжении всего времени страдали множеством проблем, зато их оппоненты в противоположном лагере представляли, по-видимому, верх талантов, глыбищи, обладателей ключей к сверхпониманию, абсолютных администраторов и организаторов и именно в силу этого победили. Православные патриоты неэффективны и оценки их деятельности уничижительны. Зато олигархическая шайка, наоборот, сумасшедшим образом эффективна, и в сформированной ею парадигме реалполитик следует оценивать правоту и неправоту тех или иных п.-п. начинаний, движению же в целом как нерадивому школьнику от лица авторитетной экзаменационной комиссии в составе: Березовский, Чубайс, Черномырдин - влепить жирную "двойку". Но ведь война-то велась по законам подлости! Торжествовала грубая сила и сила, которой были сильны либералы, была сила прозападной "пятой колонны"! Вот что составляло основу соревнования! И попробуй-ка выиграть партию по правилам, когда на втором ходу твой противник одевает шахматную доску тебе на голову. Но в таком случае, о чём мы, вообще, говорим? О какой состоятельности и проверках временем в рамках этой бутафорской и якобы правовой политконструкции? Не храбрый и мудрый оказывался наверху, но хитрый, лукавый, продажный. Если в данных условиях продвигать тезис, что православные патриоты не проявили должного злодейства, то получается абсурд, самоотрицание и добровольная аннигиляция, ни больше, ни меньше!

Автор не касается проблем п.-п. движения и в «нулевые» в связи с политической конъюнктурой. И тоже понятно, почему. Весь православный патриотизм на сегодняшний день сконцентрировался в В.В.Путине и любые формы существования вне Путина расцениваются как подозрительные либо даже как прямое посягательство. Главпатр Путин - пора привыкать! Что ещё остаётся? Издадим цитатники и будем учиться, как Родину любить, по высказываниям о свв. Борисе и Глебе, страстотерпце царе Николае, Драконе и пр. этого странного человека. Перестанем вообще писать историю православно-патриотического движения, ибо на что она? Достаточно с нас, неэффективных и несмысленных, истории путинских правлений.

Андрей Рогозянский, писатель, публицист
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

89. Ответ на 87., Артур:

Артур, если Вам достаточно Вашего определения, Вам придется согласится, с тем, что патриот - это любой, кто считает о себе, что он любит Родину. Т.е. и власовцы патриоты, и бандеровцы, и кавказские сепаратисты. И русским патриотом впоне вправе именовать себя и Гельман, и Шендерович, и пуси райот в полном составе. Согласны?
С. Швецов / 19.05.2012, 19:47

88. 85. С. Швецов

Так я это и имел ввиду! Потрясающе.
Иван / 15.05.2012, 08:29

87. Ответ на 79., Артур:

Абсолютно достаточно, Сергей… Поймите, когда и если Вы высказываете недоумение касательно самого термина «православный патриот», то такое недоумение имеет смысл только применительно к проблеме, если угодно, мировоззренческой – вне зависимости от того, как себя назовут представители разных течений и групп в том, что мы можем считать «патриотическим движением». А Вы говорите (и иллюстрируете ссылкой) именно о таком вот запутанном и бурлящем политическом феномене. Но в этом случае вообще нет никакого смысла задавать вопросы о том, как участники этого политического процесса именуют себя и своих соратников либо конкурентов… Да как угодно! Это вопрос, в лучшем случае, политологический, а то и вовсе – вопрос политической истории. Он вовсе не семантический – в каковом аспекте, как мне показалось, Вы ставили его с самого начала. Эти родинки, Сергей, это не родинки, а мушки, которые мы наклеиваем друг на друга, а кто и на самих себя… Но принципиальный вопрос – это вопрос именно о семантике, если угодно, о том, что, какой смысл, какой положительное содержание стоит за самим термином «православный патриот». А кто кого этим термином и с какими на то основаниями назовет – дело десятое. Если ж Вы хотите сказать, что до сих пор не встречали чистый и незапятнанный образчик православного патриота, и, следовательно, их и вовсе нет, а самое понятие это есть чистая абстракция, не существующая в реальности, то, во-первых, Вы не можете не знать, что индукция не дает достоверного знания (я встретил десять белых лебедей, значит, все лебеди – белые), а во-вторых, и в главных: пусть даже речь идет об идеале… Но разве должны мы отрицать идеалы?..
Артур / 15.05.2012, 05:27

86. Re: «Да простит меня Анатолий Дмитриевич, доклад не понравился»

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю — за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз, И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой многим незнакомой Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.
Читатель / 14.05.2012, 17:34

85. Ответ на 82., Иван:

Это примерно, как выбор между Христом и истиной - сам разрыв ложен.

"...и в такие-то минуты я сложил себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной". Ф.М.Достоевский Образец, как бы это помягче выразится... противоестественного мышления.
С. Швецов / 14.05.2012, 15:22

84. Вчера и завтра.

Сознание определяет бытие(падение ума Адама привело к падению Мир) Поэтому, при материализме ,патриоты идут в хвосте Духа,и в их среде царит коварство духовное. Сегодня патриот должен быть во главе,а в главе - Дух. Но,препятствие - материализм.Слишком он большой... Но,адепты материализма сами делают свою работу по аннигиляции его идей.Тот же Гельман.Те же пусси.Они и далее будут сходить со сцены своими же руками. Вопрос в том,чтобы верно это оценивать,и на место,которое они освобождают сами - ставить духовное созидание.А ставят их критику...То есть православно-патриотическое сознание(в общем) остается по-прежнему действующее в материалистической парадигме. Ибо "боимся" признать,что Дух есть все,в том числе и материя. Странно получается:материалисты свергают себя своими руками,а их место никто не занимает.Все ими недовольны и элита и народ.Но,никто не убирает этот "мусор",прах постмодернизма. Материализм превращается в прах.Сам собой.И мы это видим.И мы этим недовольны.Но,убрать его не можем потому что цивилизационная парадигма,сформированная веками,продолжает оставаться материалистической даже в православном сознании.Это то,что в Евангелии названо "трупом" и в "Откровении" - "трупами". Это уже вчерашний день.Так как сегодня главный патриот во главе Новой России.И он с Духом во главе и Дух входит в умы.А патриоты - частью в материалистической парадигме,частью в новой...Кто-то так и останется "критиком",а кто-то начнет созидать новую парадигму абсолюта Духа,и становиться на место самоликвидирущихся материалистов. То есть материалисты(либералы)сами занимают второе место.Первое освобождается...
Бондарев Игорь / 14.05.2012, 13:42

83. Ответ на 79., Артур:

Проблема, Артур, как раз смысловая, а не терминологическая. Терминология существует не зря. Патриотизм бывает самых разных сортов и каждый из них имеет свой цвет. И определять его как "любовь к Богу и Родине явно не достаточно"(С)-Угадайте, кого цитирую - http://clck.ru/14giv). У нашего православного патриотизма есть свои конститутивные признаки (см. статью по ссылке), которые гораздо уже того понимания, которое Вы предлагаете. Да и сами Вы лично говорите, что некоторые деятели могут считать себя патриотами, при этом права такого за ними явно не признаете. Объявить о своем патриотизме, что "в центре этой любви стоит любовь к Богу и Его Церкви" могут и о.Митрофанов, и иг.Мещеринов, и уж особенно Слава Тамбовский. И Вы с их т.зр. - как раз пятая колонна, а они с Вашей. И это - родимое пятно патриотов. Т.е., я вообще не знаю патриота без этой родинки. Если знаете, познакомьте (к зеркалу не отправлять!).
С. Швецов / 14.05.2012, 13:40

82. Ответ на 78., Артур:

Ну да - просто и естественно. Но так не интересно. Вот если вокруг этого нагородить искусственных конструкций и предположений "а вот если от тебя империя потребует отказаться..." и пр., тогда да, получше. Это примерно, как выбор между Христом и истиной - сам разрыв ложен.
Иван / 14.05.2012, 12:17

81. Ответ на 75., С. Швецов:

Кроме исторических фактов.

Произвольные обобщения и интерпретации.
Иван / 14.05.2012, 12:07

80. Ответ на 78., Артур:

Ну, конечно, дорогой Иван… Все ж просто. Есть общность людей. Им хорошо вместе. Они объединены обычаем, родственными связями, исторической памятью, культурой. Они все это любят. Это и есть патриотизм. Чтобы во всем это сохранять порядок и защищать от внешних врагов люди учреждают государство. Государство охраняет все, что любят люди, что им дорого. Включая веру и Церковь.

Томас Мор такой Томас Мор.
С. Швецов / 14.05.2012, 12:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Брониславович Рогозянский
Первосвященник и Дева. Во Святом Святых иудейского храма
4 декабря - праздник Введения Пресвятой Богородицы
03.12.2024
Преображение Господне и наше
6/19 августа - праздник Фаворского света
18.08.2024
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Все статьи Андрей Брониславович Рогозянский
Последние комментарии
Рождённые в СССР
Новый комментарий от учитель
30.12.2024 18:53
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 18:45
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 17:19
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
30.12.2024 14:36
Обстановка внутри и вокруг УПЦ
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 14:29