«День Победы сейчас - единственный праздник, который объединяет весь наш народ»

Православные священнослужители о Великой Отечественной войне и советском солдате

Новости Москвы 
0
451
Время на чтение 9 минут
В этом году исполнилось 67 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. В последнее время заметно изменение отношения к войне. По телевидению все чаще показывают фильмы, в которых утверждается, что бойцы Красной армии не всегда вели себя лучшим образом по отношению к жителям освобождаемых территорий. Так, например, официальным слоганом фильма «4 дня в мае», который собирались показывать 7 мая по НТВ, стало утверждение «Иногда граница проходит не между "своими" и "чужими", а между добром и злом», пишет Regions.Ru. После многочисленных протестов НТВ отказалось показывать фильм, заменив его картиной «В августе 44-го...». В самом фильме речь идет о том, как группа советских солдат бок о бок с фашистами защищает приют для немецких девочек-сирот от нападения большого отряда советских танкистов, командиру которых захотелось женского общества.

Некоторые видят в таком освещении войны попытку достичь примирения и согласия, другие – стремление фальсифицировать историю, нарочно перепутать координаты добра и зла.

«Каким должно быть сейчас отношение к войне? Можно ли говорить о примирении и не станет ли это примирением со злом? Коснулась ли война вашей семьи?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, заявил: «Трудно представить, чтобы война кого-то у нас не коснулась. Мой отец и воевал, и был в плену. Я помню, как бомбили наш эвакуационный эшелон. Все было "как в кино". Мне тогда было пять лет. Что касается фильма, то вопрос, конечно, не простой. По существу он заключается в том, что важнее, мировоззрение или правда. Возможно ли одно без другого? Очевидно, что их нельзя противопоставлять. Но здесь огромную роль играет идеология».

По словам священника, «отвлеченно-идеологические подходы почти всегда в решении нравственных и мировоззренческих проблем интерпретативны и лишены однозначных и четких нравственных ориентиров». «Но чисто патриотический подход предлагает как бы забыть о нравственной правде, потому что понятно, что «свои» всегда правы. В то же время, и вместо правды нам подчас предлагается некая интерпретация правды, а вместо мировоззрения – скомканная идеология. Проблема очень сложная и решать ее надо, видимо, на более высоком духовно-нравственном уровне», - заключил о. Владислав.

Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский отметил, что попытка разрушить наше традиционное понимание Победы в Великой Отечественной войне граничит с преступлением против нашего народа.

«Понятно, что на любой большой войне присутствуют самые разные вещи. Среди десятков миллионов участников войны были как герои и труженики, так и подлецы и предатели. Вопрос ведь - какую общую картину и общее впечатление мы создаем и у самих себя и у наших детей, у молодого поколения, которое гораздо меньше знает об этой войне, особенно в преддверии праздника. В случае с этим фильмом у зрителя общее впечатление будет таким: наши танкисты – лицо нашей армии, - вели себя недостойно. И просто безобразие, что этот фильм снят за государственный счет, он оскорбляет еще живых ветеранов, и тех, кто погиб на войне, или позже – от ран или старости. Фактически это плевок в душу нашего народа, и ни о каком примирении и согласии речи идти не может. У меня один дед воевал, второй был в московском подполье - как известно, в ожидании возможного захвата Москвы было сформировано подполье, и у деда были документы с другой фамилией, где было фото с наклеенными усами. К сожалению, уже даже в моем поколении, не говоря о поколении моих детей, тех, у кого прямые предки участвовали в войне, становится все меньше: ведь те, кто погиб, не оставили потомков. Мне повезло, и все мои дедушки и бабушки, которых коснулась война, выжили, но среди их братьев и сестер мало кто остался в живых», - подчеркнул священник.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, заявил, что «к Великой Отечественной войне следует относиться как к героической части собственной истории, в которой многое переплелось: как высокое и героическое, так и драматическое - трусость, ненависть, местами и бездарность нашего командования».

«Что касается отношения к мирному населению со стороны нашей армии, особенно в Германии, то, изучая эту тему, я столкнулся с версией, что зверства, связанные с насилием мирного населения, были специально инспирированы самим Сталиным и органами НКВД, чтобы вызвать бегство местных жителей на Запад с части оккупированной нами территории. Потому что когда происходит оккупация определенных областей, то потом же надо заботиться об этом населении. И Сталину было проще инспирировать эти жестокости, вызвать отток населения в зону ответственности наступающих союзников», - полагает священник.

«Если почитать воспоминания наших ветеранов, то большинство говорят, что они сами с проявлениями таких зверств не сталкивались: да, были разгулы, пьяные дебоши, но воспоминания о явных зверствах и насилии со стороны наших бойцов отсутствуют, а если и есть, то касаются только определенных областей. Не исключено, что это были те самые районы, население которых было неугодно Сталину», - высказал мнение отец Андрей.

Он отметил, что «ставить под сомнение подвиг нашего народа было бы предательством по отношению и к истории, и к народу», но к Сталину священник относится «без особого уважения».

«У меня есть погибшие на войне родственники: брат бабушки погиб совсем молодым. Мой отец лишился двух пальцев на правой руке – во время переправы через Днепр после Сталинградской битвы его ранило осколком снаряда», - заключил священник.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, отметил, что, к сожалению, время объективного взгляда на войну еще не пришло.

«Все 90-е годы нам вообще пытались внушить, что это вообще не победа, а поражение. Сколько грязи было вылито на советского солдата только потому, что он советский! А сколько было фальсификаций! Как будто в этой войне были только грязь, кровь, подлость и обман. Такой взгляд якобы противопоставлялся советской пропаганде. И о какой объективности можно говорить сейчас? Эта ущербная тенденция 90-х на самом деле продолжается», - продолжил он.

Священник также отметил, что ему очень понравился фильм «Сталинград», снятый немцами. «Вот в нем действительно есть стремление к примирению. Но у нас подобных картин нет. Все прекрасно понимают, что во всю историю войн солдаты на захваченных территориях, выражаясь помягче, не всегда вели себя деликатно. Но отрицательные акценты почему-то ставятся именно на наших. О событиях, подобных тем, что показаны в фильме, я слышал. Но я не считаю, что именно об этом нужно снимать фильмы: зрителю в данном случае предлагается тенденциозный, а не объективно-отстраненный взгляд. И мне кажется, что народом это будет воспринято болезненно. Никакого примирения подобные фильмы не принесут, а только боль и несогласие», - заключил отец Александр.

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, заявил: «Важно, насколько искренне, не декларативно только, современное поколение переживает войну. У людей старшего поколения – и личный опыт, и детские впечатления, и рассказы родителей. У них представление о войне и более непосредственное и более живое. А у молодого поколения, которое о войне знает только по книгам и фильмам, какое отношение? Начиная с перестроечных лет, все сильнее проявляется тенденция так или иначе дистанцироваться от реальной истории с помощью субъективных или художественных интерпретаций с определенной идеологической нагрузкой. При этом уходит реальная историческая память, передаваемая от поколения поколению. Но без реальной связи с прошлым у нас не будет будущего. Теряя память, человек перестает быть человеком. А память укоренена в духовно-нравственном начале в вечности. Отсюда и внутреннее понимание красоты и ответственности. Согласия нужно искать на этом уровне».

Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, отметил, что на войне погибли его дедушка и дядя. «Тетя прошла всю войну от начала до конца. Такая ситуация в России типична, как ни страшно это звучит. Сложно найти человека, который бы не потерял кого-либо из родственников на войне. Война коснулась нас всех. Но отношение к войне действительно меняется. Сейчас поднимаются темы, которые невозможно было представить в советское время. Действительно среди наших солдат имели место случаи мародерства или недостойного поведения. Но это всегда есть на войне. Безусловно, граница между добром и злом не всегда проходит по политическим или идеологическим убеждениям. Часто эта граница значительно тоньше. Но когда мы эту тему поднимаем, отдельные факты не должны загораживать самого главного – нашего патриотического отношения к этой войне. Советские войска принесли Европе освобождение о фашистской чумы. И отношение к населению самой Германии нельзя представлять как сплошные грабежи и насилия: вспомним скульптуру советского солдата с немецкой девочкой в Трептов парке. Конечно, художники имеют право осмыслять и отрицательные моменты, но это не должно загораживать главного – подвига нашего солдата. И на этом, конечно, должен быть сделан главный акцент», - подчеркнул священник.

Иерей Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, подчеркнул, что «День Победы сейчас - единственный праздник, который объединяет весь наш народ, людей разных национальностей, и верующих, и неверующих». Когда закончилась война, напомнил священник, Илья Эренбург сказал: «Спасибо русскому солдату». «И даже Сталин первый тост провозгласил в честь великого русского народа. Его хотели поправить, что в честь советского, но он подчеркнул, что именно в честь русского. Это стоило бы помнить либералам, шельмующим и девальвирующим нашу победу и поливающим грязью наших солдат, но забывающим, кому они обязаны жизнью. Это люди без чести и совести. И этот гнусный фильм – лишнее свидетельство их ненависти к русскому солдату. О фашистских зверствах уже забыли. Это мы, оказывается, были плохими и безнравственными, и подвига никакого не было», - отметил о. Александр.

По его словам, метод либералов в том заключается, чтобы из единичных эпизодов выводить правило о поголовной безнравственности русских солдат и командиров и бездарности командования. К сожалению, приложил к этому руку и талантливый русский писатель Виктор Астафьев в романе «Прокляты и убиты». Фронтовики не приняли эту книгу. Сейчас это шельмование вступило уже в фазу беспредела.

«А ветеранов остается все меньше и меньше. И наша задача, задача детей ветеранов – сохранить о них благодарную память и своим детям передать. Память о войне – это святое. Если мы ее не сохраним, позволим исказить, Господь нам этого не простит. И Родина не простит, и история не простит. Понятно, для кого стараются наши либералы. Западным идеологам, которые никогда не прекращали войну против России, выгодно изменение отношения к войне, потому что если мы перестанем ценить победу и понимать ее значимость, мы погибнем как народ. Умные люди есть и среди тех, кто связывает себя с либеральными ценностями. Должны же они понимать, к чему приведет обесценивание нашей победы. Поэтому мы должны отстаивать нашу великую русскую победу. Вычеркнуть русский народ из истории не удастся!» - восклицает о. Александр.

Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, отметил, что освещением и интерпретацией исторических событий занимается историческая наука. «Поэтому наше отношение к этим событиям во многом зависит от честности и объективности историков. Чем больше в исторических исследованиях будет правды, тем лучше. Правда не может раскалывать общество», - продолжил он.

Увы, отметил священник, хорошо известно, наша история неоднократно переписывалась «на заказ» в зависимости от идеологической и политической конъюнктуры. И сейчас, например, навязывается мнение, что в войне победили американцы, а русские, получается, «сбоку стояли».

«В художественном произведении исторические события служат для создания художественного образа, который может быть более или менее правдивым и убедительным. Материал для создания художественного образа художник выбирает сам или выполняя "социальный заказ". Но художественный образ обладает силой эмоционального воздействия и обобщения. Поэтому какой-то единичный, исключительный случай в художественном преломлении может восприниматься как типичный. О том, кто хороший, а кто плохой, будут судить не по конкретной ситуации, а "вообще". Такой образ может принести боль очевидцам и участникам войны и ввести в заблуждение тех, кто о войне судит только по фильмам. Тема войны для нашего народа – очень трепетная тема. Для нас это священная освободительная война. Поэтому художник должен, конечно, осознавать, какая ответственность на него ложится, когда он берется за такие сюжеты», - заключил отец Игорь.

Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, подчеркнул, что «военная тема вообще имеет особую нравственную остроту, а тем более, если речь идет о самой страшной и одновременно самой героической войне в нашей истории».

«Снимать военные фильмы с особой, острой постановкой нравственных проблем и можно и даже необходимо. Вспомним, например, "Проверку на дорогах" Германа или "Свои" Месхиева. В случае с фильмом "Четыре дня в мае" об этом говорить не приходится, - просто потому, что сюжет фильма построен на полностью вымышленном автором событии, то есть в фильме отсутствует реальная историческая правда. А ставить серьезные нравственные проблемы, опираясь на вымысел, на ложь, строго говоря, просто недопустимо», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45