1 мая изначально мыслился как праздник борьбы трудящихся за свои права, начиная с демонстрации, которая произошла в 1886 году. С одной стороны - рабочих действительно использовали в своих темных целях различные деструктивные и разрушительные силы. С другой стороны, протесты рабочих были во многом обоснованы: тяжелые условия труда, работа по 15 часов (позднее по 12 и 10), мизерная оплата, антисанитария, обитание в бараках без всяких удобств, неграмотность и непросвещенность. Все это возбуждало протесты рабочих, особенно, когда правительство ничего не делало для них.
Это трагическое противоречие, которое использовали в своих целях революционеры, прекрасно показал Ф.М.Достоевский в своем романе «Бесы», когда рабочие мануфактурной фабрики братьев Шпигулиных пошли жаловаться губернатору на наглый и грубый обсчет, а он, вместо того, чтобы рассудить по правде, провоцируемый революционерами, приказал всех их выпороть. Как будто Федор Михайлович Достоевский пророчески провидел Кровавое воскресенье и Ленский расстрел!
Безусловно, в Царской России многое делалось для рабочих, но, однако, явно недостаточно. К 1917 году рабочий вопрос, как и крестьянский, до конца решен не был. О советской власти можно говорить много нехорошего: гонения на Церковь, на крестьянство, на интеллигенцию. Но в одном ей нужно отдать должное: рабочий вопрос она решала достаточно эффективно.
Представление о том, что рабочий должен управлять государством, было во многом справедливо. Советы комплектовались действительно выходцами из рабочей и крестьянской среды. Это были во многом достойные люди. По крайней мере, если сравним состав последнего Верховного Совета СССР и нынешней Государственной Думы, то и по деловым, и по нравственным качествам сравнение будет явно не в пользу нынешней Думы.
Безусловно, советская власть много делала для рабочих и людей труда, но, кроме этого, великая советская культура восславила труд как святое, достойное дело, возвышающее человека. Многие из нас воспитывались на этих высоких образцах, на таких замечательных фильмах, так «Трактористы», «Волга-Волга», «Весна на Заречной улице», где труду воздавалось должное. Все мы помним бессмертные строки советской песни: «Нам ли стоять на месте? В своих дерзаниях мы вечно правы! Труд наш - есть дело чести, есть подвиг доблести и подвиг славы». В этом социализм, при всем своем противлении Христианству, духовно Христианству близок.
Все мы помним заповедь святого апостола Павла: «не трудящийся да не ест» и образы Нового Завета, связанные с трудом: «мы - соработники, а вы - Божья нива». Мы помним, что Сам Господь трудился до тридцати лет как плотник или, по одной из версий Нового Завета, как каменщик, а апостолы были простыми рыбаками. К сожалению, нынешнее презрение к труду сильно напоминает отношение к труду и трудящимся иудейских первосвященников и книжников: «Этот народ - невежда в законе, проклят он!»
Нынешняя пропаганда праздности и унижения людей труда является антихристианским и может быть предантихристовым делом. Мы не должны возвращаться к советскому строю по простой причине: во-первых, нельзя войти в одну воду дважды, а, во-вторых, в советской культуре на первом месте стоял человек, когда как Господу Богу места в ней либо не было вообще, либо Он был оттеснен далеко на периферию. Этот гуманистический проект рухнул. Сейчас мы переживаем страшную эпоху постгуманизма, постхристианства и постмодерна.
Труд есть дело творческое и аскетическое, именно поэтому его ненавидит
современная цивилизация, которая выращивает бездельников, сластолюбцев и
рабов.
Необходимо строить новое общество, в котором христианские ценности не только бы декларировались, но и осуществлялись. Гуманизм в своей внутренней сущности, по словам святого Иустина (Поповича), должен быть богообразен.
Здесь вспоминается образ Святейшего Сербского Патриарха Павла - человека, который до последних своих дней сам себя обслуживал, трудился, чинил обувь, а при этом успевал служить, занимался делами Сербской Патриархии, духовно окормлял десятки тысяч людей и действенно влиял на государственную политику. О нем, более обоснованно, чем о Петре Великом, можно сказать: «Он всеобъемлющей душой на троне (в данном случае, на Патриаршем престоле) вечный был работник».
Вспоминаются также слова Святейшего Патриарха Павла: «Некоторые говорят, что епископ не должен трудиться физически, что труд унижает. Какая ерунда! Не труд унижает, унижает грех. Если Своими руками трудился мой Господь, который был плотником, то почему я не могу сам класть крышу на своей епископии?»
Безусловно, нам нужен свой православный праздник труда. Но это не должен быть день 1 мая, наступающий после Вальпургиевой ночи. Я бы предложил Днем труда сделать 12 июля - день святых апостолов Петра и Павла. Апостола Петра - простого галилейского рыбака и апостола Павла, который ни одну общину не обременял собой, а день и ночь трудился своими руками. Вот это был бы международный православный праздник труда, который с Божьей помощью мог бы сделаться государственным.
Диакон Владимир Василик, к.филол.н., доцент СПбГУ
14. Ответ на 12., диакон Владимир Василик:
13. Ответ на 11., Токарев:
12. труд = эпитимья, а не дело чести
11. Ответ на 9., Токарев:
10. труд = эпитимья, а не дело чести
9. Безусловно, советская власть много делала для рабочих и людей труда, но, кроме этого, великая советская культура восславила труд как святое, достойное дело, возвышающее человека.
8. Ответ на 4., диакон Владимир Василик:
7. Ответ на 6., Слава Тамбовский:
6. Re: Нам нужен свой православный День труда
5. М.Яблокову