Организатором конференции выступил Российский институт стратегических исследований (РИСИ) при поддержке Владикавказского института управления и Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. В конференции принимали участие 40 человек.
Секция «Моноэтнизация республик: риски распада общероссийского культурно-политического пространства и социально-экономической деградации региона» состоялась 26 апреля, в ней приняли участие около 30 экспертов.
Исход русского населения из северокавказских республик вызван увеличением террористической угрозы в регионе, активизацией межэтнических конфликтов, деградацией промышленного сектора, считает старший научный сотрудник секции кавказских исследований РИСИ Артур Атаев. Докладчик указал на ослабление роли Русской Православной Церкви, которая, являясь основным духовно-нравственным институтом, могла бы остановить отток русского населения из проблемного региона.
В настоящее время, отметил Атаев, русское население в ряде республик компактно сконцентрировано преимущественно в так называемых «русских районах» (например, в Сунженском районе Ингушетии, Наурском и Шелковском районах Чечни). Переселение русских в регионы Северного Кавказа, по оценке Атаева, изначально имело целью укрепление российской государственности в целом и перспективное развитие самих территорий. Соответственно, «вымывание» русского населения из республик приводит к дестабилизации социально-экономической ситуации в них.
В своих докладах участники секции коснулись вопроса возможного включения в состав СКФО Ростовской области, Краснодарского края и Адыгеи. Так, руководитель Черноморо-Каспийского информационно-аналитического центра РИСИ Эдуард Попов связывает решение о готовящемся преобразовании федерального округа с активными протестами русского населения Ставропольского края, включенного в состав СКФО.
Поддержал коллегу заведующий кафедрой социологии, политологии и теологии Пятигорского государственного лингвистического университета, профессор Сергей Передерий. По его словам, в нынешнем субъектном составе СКФО невозможно решить проблемы русского населения. Именно с этим Сергей Передерий связывает формирование социального запроса на создание «ставропольской русской республики», а Попов - запрос на создание автономных казачьих республик и так называемых «казачьих оборонительных линий».
Проблема межэтнических отношений на Северном Кавказе связана с отсутствием государствообразующей идеи, разложением цивилизационной идентичности, считает директор РИСИ Леонид Решетников. Россия, отметил он, является единственным крупным государством в мире, лишенном в современных условиях дееспособной национальной идеи.
Северный Кавказ является «геостратегическим узлом мировых противоречий», считает заместитель директора Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Иван Бабин. В современных условиях, убежден он, в СКФО существенно возникает воздействие внешних геополитических факторов. В частности, «иранского фактора», связанного с возможной войной между США и Ираном. Игорь Бабин напомнил, что в настоящее время продолжается существенное наращивание военной группировки на южном направлении и обновление парка бронетехники. Также в сентябре состоятся международные стратегические командно-штабные учения «Кавказ-2012», на которых, подчеркнул Бабин, одним из возможных сценариев будет именно отражение агрессии из регионов, находящихся южнее Закавказья. По словам Бабина, развязывание войны на иранском направлении может иметь самые плачевные последствия для Кавказо-Каспийского региона, в том числе милитаризацию Каспийского моря, неконтролируемую миграцию.
Один из участников конференции, руководитель Департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократии Азербайджана Ариф Юнусов в первый день конференции предложил посвятить отдельный круглый стол обсуждению вопроса, вынесенного в название конференции: «Стратегии России на Кавказе». Однако подобное обсуждение в силу ограниченности времени так и не состоялось.
Вместе с тем, сотрудники РИСИ, организовавшего конференцию, сообщили коллегам, что материалы конференции будут направлены в федеральные органы власти для принятия конкретных решений.