Эти крупнейшие за последние годы военно-морские учения двух стран стартовали 22 апреля и проходили в два этапа. На первом были отработаны задачи базовой подготовки штабов и корабельных расчетов. С 24 апреля привлекаемые в учениях силы и средства выдвинулись в заданный район их проведения в Желтом море. В рамках активной фазы учений, которая завершилась 26 апреля, российские и китайские моряки отработали целый ряд практических эпизодов. В их числе было условное уничтожение средств воздушного нападения зенитными ракетными и артиллерийскими комплексами, а также форсирование района, опасного от действий подводных лодок. Отрабатывались и поисково-спасательные операции, включавшие в себя поиск и подъем людей с воды, оказание помощи аварийному судну в ведении борьбы за живучесть и его буксировка. Боевые корабли продемонстрировали и возможности поиска целей враждебного характера и нанесение им поражения имеющимся оружием. Активная фаза учений включала в себя и конвоирование судов, то есть отрабатывались те задачи, которые выполняются военными кораблями двух стран в Аденском заливе.
Одним из эпизодов учений стало освобождение захваченного судна с применением трех вертолетов и четырех быстроходных лодок с подразделениями спецназа. Учения включали в себя и отработку практического применения оружия на море. 26 апреля успешно были проведены стрельбы в едином кильватерном строю двумя отрядами китайских и российских кораблей главным калибром по морским целям, а также стрельба реактивными глубинными бомбами и малой зенитной артиллерии по воздушным целям. Практическая фаза учений завершилась красочным военно-морским парадом боевых кораблей двух стран с участием самолетов и вертолетов ВВС НОАК. Парад с мостика эсминца «Шэньян» принимал командующий ВМС НОАК адмирал У Шэнли. Его присутствие на учениях стало показателем того огромного значения, которое китайская сторона придает укреплению взаимодействию флотов двух стран.
Прокомментировать итоги российско-китайских военных учений мы попросили вице-президента Академии геополитических проблем, доктора военных наук Константина Сивкова.
«По масштабу привлеченных сил это, наверное, крупнейшие учения, которые проводились с иностранными государствами со стороны России. Были задействованы такие корабли как ракетный крейсер "Варяг", проводились масштабные стрельбы, отрабатывались совместные действия в единых боевых ордерах с китайскими силами. Это очень серьезный шаг. Отрабатывались вопросы борьбы с подводными лодками, с надводными силами, с крупными надводными кораблями, поскольку крейсер такого типа как "Варяг" имеет дальность боя 500 с лишним километров и предназначен именно для ведения действий против кораблей класса авианосец, а не для борьбы с террористами.
Отдельные же моменты по борьбе с террористами имели скорее камуфляжный характер, нежели фактический. В основном учения были направлены на отработку совместных российско-китайских военных действий на море против мощного, имеющего современные военно-морские вооружения противника. Кто таким противником на Тихом океане может стать для России и Китая, догадаться не трудно. Это тот, кто имеет мощные атомные подводные лодки, способные наносить удары, и противодействие которым отрабатывается. А что учения имели целью именно такую отработку, видно из эпизода, в котором сторону противника имитировала китайская атомная лодка. Поэтому совершенно очевидно, что учения имеют важное геополитическое значение. Это демонстрация того, что Россия и Китай готовы к совместному отстаиванию своих интересов в зоне Юго-Восточной Азии. Это главный геополитический вывод этих учений.
Понятно, что это сигнал не Японии, хотя для неё это тоже серьезный звоночек, серьезное предупреждение, поскольку Япония имеет территориальные претензии к России. Но надо понимать, что на сегодня только США объявили в своей стратегии национальной безопасности, что главную угрозу для них представляет Китай. Так что это учения, которые демонстрируют решимость России и Китая сформировать военно-политический союз. Об этом, кстати, в открытую заявила китайская сторона. И это правильно и позитивно. Я считаю эти учения очень положительным фактором для России в плане повышения её национальной безопасности в целом. Такой военный блок как Россия-Китай будет представлять по потенциалу абсолютно равноценный, если не превосходящий, аналог блоку НАТО. По людскому потенциалу этот союз значительно превосходит НАТО, по экономическому и военному потенциалу он сопоставим с Альянсом. Так что это очень серьезный звоночек для НАТО и для Запада в целом».
5. Константин Сивков: «Эти учения имеют важное геополитическое значение»
4. Re: Константин Сивков: «Эти учения имеют важное геополитическое значение»
3. Re: Константин Сивков: «Эти учения имеют важное геополитическое значение»
2. Re: Константин Сивков: «Эти учения имеют важное геополитическое значение»
1. Re: Константин Сивков: «Эти учения имеют важное геополитическое значение»