Во время работы VII Санкт-Петербургского международного книжного салона состоялась дискуссия, посвящённая фальсификациям российской истории. За круглым столом собрались историки, писатели и издатели, священник и простые посетители выставки. За полтора часа участники беседы помогли друг другу сделать открытия — по большей части печальные, но иногда и смешные. Перед вами — отрывки из наиболее ярких выступлений.
Секретарь правления Союза писателей России Николай Коняев:
«Неслучайно, что нынешний год объявлен Годом российской истории, что сошлось воедино так много дат. Вчера исполнилось 330 лет со дня сожжения протопопа Аввакума, на этот же год приходится 400-летие кончины Патриарха Гермогена. В сентябре будет праздноваться 200-летие Бородинской битвы. В октябре, ноябре — памятные даты, связанные с освобождением России от смуты. Всё это даётся промыслительно, чтобы мы могли задуматься о том, что для нас история.
Валерий Николаевич Ганичев в недавнем выступлении говорил, что границы нашей страны сейчас открыты, и нет таких рубежей, на которых можно держать оборону. Оборона проходит на границе истории. Там совершается агрессия против нас - и там мы отстаиваем свой суверенитет, национальную самость, Россию.
При советской власти историю «секретили» сильнее, чем военные разработки. В то время существовал голод на исторические произведения. Достаточно вспомнить, что многие впервые прочитали «Историю» Карамзина, когда она была опубликована в журнале «Москва». До этого это было труднодоступное произведение. Но когда наступила свобода и к нам хлынул поток исторической литературы, большое количество информации оказалось не только недоброкачественной, но и неверно направленной.
У некоторых, прежде идеализированных, персонажей появились реалистические черты, которые разрушали их образ. Но ведь при этом разрушалось и нечто большее! Зачем было разрушать образ юной, прекрасной, чистой героини Зои Космодемьянской, отдавшей свою жизнь за Родину?.. Её подвиг — велик, и он не стал бы больше, если бы она сожгла на две или три конюшни больше. Она сделала самое главное: отдала свою жизнь. Этот подвиг согревал и направлял многих наших солдат.
Фальсификации истории были всегда, не только в советское и постсоветское время. Например, в пятитомном курсе лекций Ключевского нет упоминаний о святом Александре Невском. Упоминается орден Александра Невского, родственник Александра Невского, монастырь Александра Невского - всего пять упоминаний. А самостоятельного персонажа с таким именем нет. Огромный курс лекций без одного из наших главных персонажей - это пример того, как можно «выправить» историю.
Недавно я включил радиостанцию «Свобода» и услышал беседу двух очень важных учёных. Один — академик, другой — доктор со степенями. Они рассуждали о Куликовской битве: была она или не была? «Ну, наверное, всё-таки была. Все материалы указывают на то, что что-то там происходило. Но там не бились русские с татарами. Изменник Мамай поднял мятеж в Орде, и хороший ордынский воин, Дмитрий Донской, был послан прекратить этот мятеж. И он его прекратил!» Вот вам и смысл Куликовской битвы. Можно приводить и другие примёры. Есть какой-то учёный аппарат, который подбирают специально для того, чтобы доказать такую точку зрения. И совсем не упоминают тех событий и фактов, которые разрушают такую концепцию. Карамзин сказал, что история — это память прошедшего, идея настоящего и предсказание будущего. Национальная идея и заключается в правильном понимании истории. Изменяя наше прошлое, мы изменяем и будущее, не говоря уже о настоящем. Поэтому нужно всячески этому противостоять.
Есть факты и события, которые становятся фактами истории — и есть те, которые ими не становятся. Если бы о Зое Космодемьянской не было рассказано, если бы этот подвиг вовремя не был осмыслен народом, то мы бы и не знали об этой героине. Народ — это не только общность территории и языка. Это ещё и способность духовно осмыслять свою историю.
Во время Великой Отечественной войны наш народ был готов к духовному восприятию подвига. Глаза и душа у народа были открыты, потому он и сумел одержать великую победу».
Секретарь правления Союза писателей России Николай Иванов:
«Правда — не плоская, правда — это всегда объём. Мы часто сталкиваемся с искажением исторических фактов в силу мастерства писателя, художника, журналиста — или отсутствия этого мастерства. История — это не то, что происходило на самом деле. Зачастую это то, как об этом написали. Например, поход князя Игоря мы изучаем по «Слову о полку Игореве».
Черчилль сказал: «Крупицы правды во время войны настолько ценны, что их должны охранять легионы лжи». Когда авторы берутся за исторические факты и начинают их описывать, разобраться, где ложь, а где правда, — это очень сложный процесс. Я был знаком с Владимиром Иосифовичем Богомоловым и спрашивал его о том, как он писал свои романы, в частности - «В августе сорок четвёртого». Он ответил: «До тех пор, пока я не узнаю, не обсосу факты с трёх сторон, с позиций трёх достоверных документов, я никогда не вынесу его на страницу».
Я был в Афганистане. Однажды нас собрал командир дивизии и зачитал письмо солдата, который писал домой: «Дорогая мама, я только что вернулся с операции. Два дня сидели на высоте. Руки по локоть в крови, душманы лезли непрерывно. Автоматы от стрельбы накалялись, приходилось выбрасывать». После это командир сказал, что письмо написал солдат-повар, который никогда не ходил на боевые операции. Ему очень важно было, чтобы о нём думали как о герое.
В своё время я занялся романом о вводе войск в Афганистан, стараясь ответить на вопрос: а почему войска вошли в Афганистан? И, работая с документами, обнаружил, что даже документы КГБ и ГРУ об одном и том же событии — это совершенно разные углы зрения. Всегда надо знать: кем писался документ, в какое время, почему он вообще был написан. Бывает ведь ещё специальная «деза», которую запускала наша разведка. Мы преднамеренно шли на искажение каких-то фактов. И сейчас бывают ситуации, когда спецслужбы проигрывают дела в судах — только для того, чтобы не сдать свой источник.
Так что факты — это очень сложная вещь!»
Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов:
«Либералы любят повторять фразу: «У России непредсказуемое прошлое». Звучит как насмешка, но на самом деле это глубокая и правильная мысль. Она подчёркивает значение истории для формирования национального сознания. Сейчас дело с нашей исторической памятью обстоит крайне плохо. В лучшем случае у нас есть память о ближнем окружении, может быть, кто сохраняет память о своем роде. Но память народная отсутствует, мы, как народ, не поминаем своих предков.
Сегодня мы живём в переходное время. Это прекрасно чувствуют наши враги, что видно по целенаправленным атакам на Русскую Православную Церковь, которые сейчас ведутся, и по многим другим факторам. Я думаю, что та национальная травма, которую получил наш народ после крушения великой державы, наконец-то прошла. Сейчас происходит осознание, осмысление, одушевление народа. Нам, историкам, журналистам, нужно активнее участвовать в этом процессе национального оздоровления.
Наши противники ведут целенаправленную войну против нашей истории, ведут работу по разрушению смыслов. Одним из самых важных направлений этой войны является апология предательства. Сейчас появляется масса работ, в которых оправдывается Курбский — как герой, боровшийся с тиранией Ивана Грозного. На Украине пытаются превратить в героя изменника Мазепу. Появляются работы, в которых оправдываются генералы, предавшие Царя Николая II. Приговор самого Императора этим генералам - «кругом измена, трусость и обман» забывается, некоторые пытаются представить дело так, будто генералы Алексеев и Корнилов, создав Белую армию, тем самым уже искупили своё предательство. Ничего они не искупили. Страшная трагедия заключалась в том, что предатели возглавляли национальное движение сопротивления интернациональному сброду. Может быть, поэтому оно и провалилось.
Классические образы предателей недавнего прошлого - это генерал Власов и Михаил Горбачёв, который совершил предательство, развалив великую державу. А ведь недавно Горбачёв был награждён нашими властями высоким орденом, носящим имя святого апостола Андрея Первозванного. Всё это — тоже попытка исказить нашу историю.
Но самое опасное состоит в том, что искажение истории укоренено даже на уровне календаря. Известно, что Бородинская битва произошла в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. А из-за того, что якобы из соображений хронологической точности к «старому стилю» прибавляют не 13 дней, а 12, мы будем праздновать 200-летний юбилей Бородина накануне Сретения Владимирской иконы. Но ведь это же искажение самой сути события! Офицеры и солдаты шли в бой с молитвой к Божией Матери, перед битвой Ей служился молебен, они и умирали с молитвой к Божией Матери. А мы празднуем этот день накануне!
Куликовская битва произошла в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. А её государственные власти предлагают вспоминать 8 сентября по григорианскому календарю, игнорируя календарную разницу. Таким образом, искажается духовный смысл истории!
А некоторые даже создают новую календарную мифологию. Например, день смерти Пушкина вспомиют обычно накануне дня его реальной кончины — а это как раз день памяти святого Ефрема Сирина. И говорят: «Вот, посмотрите, Пушкин умер в день памяти Ефрема Сирина, молитву которого он переложил в стихи!» А это ложь! Пушкин был жив в день его памяти! Павел Степанович Нахимов был смертельно ранен накануне праздника апостолов Петра и Павла. Умер он на следующий день после праздника. Прибавляя 12 дней, попадают сегодня на день апостолов Петра и Павла и говорят: он умер в день своего небесного покровителя!
Это отнюдь не курьезы, это крайне важно. Это разрушает представление о священности русской истории, ибо все самые важные события русской истории происходили в дни христианских праздников. Сам Господь помогал русскому народу побеждать врагов! Прохоровское сражение, решившее исход Великой Отечественной войны, произошло в день апостолов Петра и Павла. Ледовое побоище — в праздник Акафиста Пресвятой Богородицы. Невская битва — в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Морское сражение при Гангуте, решившее исход Северной войны — в день памяти великомученика Пантелеимона. Если самые важные события нашей истории наложить на Пасхалию, мы придем к удивительному открытию: почти все они происходили в дни великих праздников. И искажение этой закономерности не позволяет нам понять сам смысл русской истории, который состоит в том, что что русская история есть продолжение истории священной».
Священник Алексий Мороз:
«Мы с вами живём в мире массовой культуры, когда СМИ пытаются внушить нам, и особенно молодёжи, ложные установки. Это установки гедонизма: смысл жизни заключается в удовольствии, которое мы получаем от разных грехов и страстей. Смысл жизни — это погоня за грехом, удовлетворение потребностей: «Пей пепси-колу, дыши футболом, сникерсни, расслабься!» Таким образом уничтожается духовный православный код русского человека. Формируется ложный персонаж, маргинальная личность, полностью построенная на страстях.
Строится мировое государство, цель которого — уничтожение всех национальных культур, исторического своеобразия каждого народа, уничтожение всех религий, и в первую очередь — Православия. Мы видим эти попытки исказить, искоренить нашу историческую преемственность, нашу традицию, уничтожить русского человека. Как в своё время писал Достоевский, «русский и православный — слова-синонимы. Русский без Православия — дрянь, а не человек». Все здоровые члены нашего общества — православные, патриотические — должны приложить максимальные усилия к сохранению и развитию нашей традиционной культуры.
У народа, у которого нет истории, нет и будущего. Мы питаемся от наших глубинных корней, которые уходят в небо, ибо они коренятся в Православии. Если эти корни будут пресечены, мы с вами неизбежно исчезнем. Поэтому так важно донести историческую правду до нашего народа. Каждый из нас работает на своём месте: кто - пишет учебники, кто - преподаёт в институтах, кто говорит в СМИ. Мне кажется, прошло время, когда мы должны были чего-то бояться, за что-то держаться, на что-то надеяться. Если мы будем допускать в нашей проповеди хотя бы минимальную ложь, она погубит всё наше дело».
Писатель Андрей Грунтовский:
«А ведь мы, православные патриоты, тоже искажаем историю. Мы живём в такое время, когда маятник всё время качается. Он ушёл от одной точки, одной лжи, и с размаху приближается к другой. Например, все церковные лавки завалены литературой, особенно детской, где говорится, что Россия началась только после Крещения. Но эта концепция не выдерживает никакой критики. Русское государство началось гораздо раньше. Ведь история — это понятие широкое. Оно включает в себя и историю культуры, а русская культура создавалась тысячелетиями.
Такой же примерно процесс мы наблюдаем с оценкой советского периода. В школе нас учили, что всё советское - замечательно, что «комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной». А потом все эти комиссары вдруг оказались слугами Антихриста! Ни то, ни другое неверно. Господь обязательно накажет нас за тотальное поливание советского периода грязью. Он уже наказывает нас, и в первую очередь — слепотой...».
На круглом столе также выступили доктор исторических наук, профессор Владимир Фортунатов; кандидат философских наук, доцент, генеральный директор издательства «Русский остров» Олег Самылов; доктор педагогических наук, кандидат филологических наук Герман Ионин; секретарь правления Союза писателей России Юрий Носов-Пахомов; публицист Роман Ключник.
Записала Ольга Надпорожская
1. Историческая ложь "новой хронологии"