Иерей Александр Шумский: «Это явление постмодерна в нашей духовной жизни»

Православные священнослужители выказали свое отношение к деятельности протодиакона Андрея Кураева

Новости Москвы 
0
1896
Время на чтение 4 минуты
В последнее время, когда СМИ бурно и зачастую неприязненно обсуждают деятельность Русской Православной Церкви, в центре их внимания оказалась фигура протодиакона Андрея Кураева, пишет Regions.ru. Как отмечает издание, «некоторые восприняли упоминание Святейшим Патриархом о "предателях в рясах" на молебне 22 апреля, как намек на о.Андрея, как и заявление Патриарха, что священнослужителям не следует участвовать в ток-шоу, где "участники соревнуются друг с другом, желая завоевать симпатии зрителей"».

Выказать свое отношение к деятельности отца Андрея Кураева издание попросило известных православных священнослужителей.

Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, убежден, что «о. Андрей просто уже утратил чувство меры»: «Он, например, подвергает сомнению схождение Благодатного огня в Великую субботу. Он допускает почти кощунственные высказывания о св. Иоанне Предтече. А в Молдавии он давал такие советы семинаристам, которые повторить и в мужской компании неловко. То, что он говорил о миссионерстве и катехизации, было больше похоже на уголовную феню. Когда такое говорит священнослужитель, то это вызывает серьезное недоумение. Адекватными такие высказывания признать трудно».

«Многое еще можно было бы привести такого, что противоречит и церковному преданию, и святым отцам, - отметил священник. - Прежде всего, как мне кажется, в такой ситуации следовало бы задуматься о духовном здоровье. Его представления о миссионерстве, на мой взгляд, ничего общего с традиционным церковным представлением о миссионерской работе не имеют».

«Отец Андрей, по-моему, типичный представитель постмодерна. Я бы сказал, что это явление постмодерна в нашей духовной жизни. Это крайняя степень релятивизма, вседозволенности, фактически нигилизм. Какая-то отсебятина предлагается в качестве объективной истины. Этим уже заражено общество, и тем более это опасно в духовной жизни», - заключил отец Александр Шумский.

По мнению же настоятеля домового храма МГУ протоиерея Максима Козлова, «дело не в одной фигуре о.Андрея». «У нас есть круг лиц, востребованных СМИ, которые стали своеобразными "спикерами" от лица Церкви. Некоторые из них имеют такие полномочия, будучи главами синодальных структур или церковных подразделений, а некоторые стали таковыми в силу своего авторитета или по мере своей активности. И мне представляется, что здесь, как в свое время сказал о.Димитрий Смирнов, большой бедой для человека является то, что мера его популярности подчас превышает масштаб его личности», - отметил священник.

«Быть постоянно востребованным, вопрошаемым, дающим комментарии и при этом в какой-то момент не ощутить себя все знающим и понимающим, имеющим большее право на высказывание и иной раз, может быть, несущим меньшую ответственность за продуманность своего высказывания, чем остальные, очень трудно. И многие "неофициальные церковные и околоцерковные спикеры" как раз подходят к этому порогу. Когда церковная проблематика стала на порядок более интересующей СМИ и общество, и соответственно обращения к ним становятся все более частыми, то это желание дать свой ответ всегда и всюду иногда и подводит. Отца Андрея оно очевидным образом подвело в его первоначальных комментариях по делу известных кощунниц, что он и сам признал, когда мы это обсуждали на совете МДА», - считает священник.

«На мой взгляд, было бы желательно, чтобы непосредственно священноначалием был определен круг лиц, дающих такого рода комментарии. Та большая мера ответственности, которая устанавливается сейчас в церковной жизни, естественным образом распространится и на область публичных высказываний. Всем нам, в том числе и о.Андрею, конечно, следует согласовывать свои слова и действия в публичном пространстве, в особенности в области общественно-политической и культурной, с позицией Церкви», - заключил он.

По мнению же игумена Сергия (Рыбко), «не ошибается только тот, кто ничего и не делает», а «о.Андрей делает очень много». «Я недавно в открытом письме в защиту монашества указал ему на те моменты, к которым отношусь отрицательно. Мы с ним объяснились. Он ответил мне частным письмом, в котором говорится, что я не совсем правильно его понял. Я это принял. Короче говоря, я скорее отношусь к сторонникам о. Андрея, хотя не во всем разделяю его взгляды», - заключил отец Сергий.

По мнению же протоиерея Андрея Спиридонова, клирика храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, «Кураев пытается говорить на более понятном современному обществу языке, и возникает такая разноголосица». «Человек, который живет внутрицерковной жизнью, не может изъясняться, а иногда даже понимать тот язык, который понятен "продвинутому" обществу, так как медийное пространство более разнузданно и цинично. Такие миссионеры, как Кураев, лучше в этом ориентируются, но при этом заведомо ставят себя в рискованную и сложную позицию», - считает священник.

А редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский полагает, что о.Кураев «скорее, некий раздражитель общественного мнения: его подчас скандальные суждения являются полезными для взвешенной оценки каких-либо проблем». «В свое время еще лет 10 назад мне пришлось с ним беседовать на эту тему, причем в публичной аудитории, и он сказал, что православный человек не обязательно должен ходить строем и мыслить и действовать в строгости с тем, как говорит Патриарх: Церковь - это любовь и свобода. И тут невозможно с ним не согласиться. И Кураев своими иной раз эпатажными выступлениями, с некоторыми из которых я категорически не согласен, порой подправляет взгляд Церкви на самое себя. Ведь важно не как на нас смотрят со стороны, а как мы сами себя воспринимаем», - считает отец Максим.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, напомнил, что «когда два месяца назад был первый скандал с осквернением храма Христа Спасителя, отец Андрей Кураев выступил неудачным образом», и «духовенство Московской православной академии это ему высказало, и протодиакон признал ошибочность своих слов». «Ему, как и каждому из нас, свойственно ошибаться, и даже свойственно ошибаться чаще, так как он больше трудится, причем на самом переднем крае. Поэтому не удивительно, что против него и критики больше», - считает отец Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:21
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 20:26
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:54
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:19