Слова о Москве, залитой кровью, наделали много шуму и вызвали бурные обсуждения в интернете. В связи с этим, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Мухетдинов назвал слова Хасавова провокацией. «Дагир Хасавов в течение последних лет целенаправленно боролся против мусульман, против духовного лидера российских мусульман муфтия Равиля Гайнутдина, крупнейших мусульманских организаций Москвы Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России, поэтому его богоборческая позиция нам давно известна», - сказал муфтий. А председатель Российской ассоциации исламского согласия Муххамад Рахимов призвал вспомнить, что Россия – светское государство: «Ислам — религия мира и праведности, а "пролитие крови " всегда проклинается Господом», - сказал он. Провокатором и невеждой назвал Хасавова и глава Чечни Рамзан Кадыров. «Это слабо прикрытая попытка представить ислам в негативном свете, вызвать в адрес религии и мусульман России поток критики и даже ненависти», - отметил он.
В связи с этим, Хасавову пришлось выступить с разъяснениями. «Процессы миграции привели к тому, что в России живет много мусульман из Азии. Их менталитет и уклад жизни не такой как у мусульман Кавказа. Мы исповедуем одну религию, но живем по-разному. И между нами тоже происходят конфликты. Давайте тогда мы, образованная часть кавказских мусульман, создадим в рамках существующего права мусульманский союз, правозащитный центр, профессиональное адвокатское бюро. И нужно все-таки создавать шариатские суды и легализовать те, которые сегодня действуют незаконно», -пояснил он. – «А про "мы зальем город кровью" - я сказал, что к этому может привести, если не решать подобного рода вопросы. В любом квартале Москвы полно мусульман, азиатов. Один свист, один сигнал оттуда, от не традиционного для нас, мусульман Кавказа, течения ислама, например, ваххабизм или "Братья мусульмане", или всякие проамериканские движения… А кто знает, чем живут сегодня мигранты? Давайте не позволять им получать решения из-за кордона. Ну это же проблема. Сегодня меня не понимают, а через 5-10 лет поймут».
«Однако эти объяснения не очень успокаивают: адвокат, в сущности, говорит, что москвичи уже оказались заложниками и в любой момент могут оказаться жертвами – как только последует "один сигнал оттуда"», - отмечает издание.
Прокомментировать позицию Дагира Хасавова корреспондент Regions.ru попросил православных священнослужителей.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, заметил, что заявление это «мягко выражаясь, резковатое»: «Как прикажете понимать "мы будем устанавливать здесь свои порядки"? Все-таки Москва – столица огромной страны со своей исторической традицией, в которой живут отнюдь не только мусульмане. И мы знаем из нашей истории, что люди разных национальностей и разных вероисповеданий могут мирно жить в нашей стране. Поэтому так важно наладить дружелюбный диалог между представителями различных религиозных традиций, в котором вполне можно было бы обойтись без экстремистских заявлений. Обеспокоенность лидеров мусульманских общин в связи с этим заявлением мне понятна. Конфронтация ведь никому не нужна, в том числе и мусульманам».
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак считает, что в современных условиях подобного рода высказывания могут провоцировать совершенно непредсказуемую реакцию. «Все-таки не следует забывать, что в России мусульмане не являются большинством населения. И при всех сложностях во взаимоотношениях, и при всем стремлении жить мирно, надо все-таки понимать, что большая часть населения это люди, которые живут в условиях определенной традиции. Традиции, пусть и покореженной, и исковерканной, но, безусловно, связанной с нашей историей. А история связана с Православием, что отрицать невозможно. И именно благодаря Православию, а не исламу возникла и развивалась наша страна. Другое дело, что это совершенно не исключает уважительного взаимоотношения между представителями разных конфессий. И в наше время очень важно поддерживать именно такие взаимоотношения», - сказал он.
«Все мировые религии признают ценность жизни как таковой. Это нужно подчеркивать и стремиться к взаимопониманию. Понятно, что мусульмане стремятся жить в соответствии со своими правилами и традициями, но не нужно забывать, что живут они в государстве, которое имеет иную историческую традицию, и мусульманское законодательство, шариатские суды, ни в коем случае не должны вступать в конфликт с теми законами, которые существуют в государстве. Иначе может возникнуть очень тяжелый конфликт, и его ни в коем случае нельзя провоцировать. Нельзя мнение меньшинства навязывать большинству. Такого рода высказывания не будут способствовать нормальным взвешенным отношениям между представителями различных конфессий. Мы должны стремиться к миру и взаимной любви, мирно жить в одном государстве, а не подчеркивать разделения», - заключил он.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии согласен с тем, что внутренние мелкие вопросы, а также споры, например, религиозного характера, я думаю, вполне можно решать и внутри религиозной общины с помощью своего третейского суда, не прибегая к суду государственному. «Но если этот суд намеренно противопоставляется суду государственному, то невольно задаешься вопросом: задумываются ли люди, говорящие подобные вещи, в каком государстве они живут? Назвать наше государство мусульманским все-таки никак нельзя. В нем не просто живут не только мусульмане – в нем живут по большей части немусульмане. В таком противопоставлении себя всем остальным гражданам присутствует, как мне кажется, угроза разжигания межрелигиозной розни. Это в корне противоречит Российской конституции, принципам мирного сосуществования представителей различных религиозных конфессий в едином государстве. В этом контексте подобные высказывания будут восприниматься как, безусловно, провокационные», - заключил он.