По его словам, общество и государство, построенные тогда, закономерно рухнули, потому что в их основу была положена безбожная идеология, «на которой общество долго строиться не может». «Но сама по себе идея общества, построенного не по законам доминирования денег, прибыли и частного экономического интереса, была очень важна, и не случайно почти весь XX век капитализм выстраивал себя и менялся, отталкиваясь именно от той системы, которая была построена в Советском Союзе», - отметил священник.
По мнению отца Всеволода, поиски альтернативы капитализму в виде общества, которое не считает главным двигателем прогресса частный экономический интерес, не ушли в историю с распадом СССР, а еще не раз повторятся в XXI веке. Он подчеркнул, что сегодня стало общим местом для экономистов, политиков, интеллектуалов говорить о том, что современный капитализм переживает кризис и идет в исторический тупик. «Я не исключаю, что Россия с ее мощным стремлением к справедливости еще даст миру свой рецепт устроения общества, в котором главным будут не деньги, не частный экономический интерес и не эгоистические устремления человеческой личности», - заявил священник.
Вместе с тем, с делал оговорку отец Всеволод, уважение к советскому прошлому и стремление к справедливому устроению будущего не оправдывает преступлений, которые были совершены в период революции, гражданской войны, массовых репрессий и в целом в период существования СССР.
Прокомментировать заявление отца Всеволода Чаплина издание попросило православных священнослужителей.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях признался, что «целиком не разделяет» все принципиальные позиции точки зрения, высказанные отцом Всеволодом. «Советская экономика была командной, общество было подневольным, репрессированным. Где справедливость? Это был режим, который бесчеловечно, сознательно и безжалостно разрушил всю дореволюционную экономику, социальный строй, сословный строй России. Ведь это все величайший национальный капитал. В других странах это все пытаются сохранить и развивать, а у нас в одночасье разрушили. И самое главное, разрушили личность – не было никакого уважения к личности, к ее свободе, ее имению. И Советский Союз канул в Лету, потому что он был основан на насилии и неправде. Какая при этом могла быть социальная справедливость? И это почему-то противопоставляется Западу. Якобы там все держится только на деньгах. Разве там нет творчества, нет стремления к справедливости, нет жертвенности?» - задается вопросами священник. «В основании советского социального строя лежала примитивная псевдомарксистская апологетическая схема. Ничего из сказанного в ее защиту я не разделяю. Если мы до сих пор обольщаемся и уповаем на это наше мнимо духовное превосходство над Западом, мы сами себя приговариваем», - полагает отец Борис.
Между тем, игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, отметил, что «именно Церковь и предлагает ту самую альтернативную модель, которую, видимо, и имел в виду отец Всеволод»: «Церковь учит, что путь к счастью и гармонии человеческого общества лежит не в устроении внешних условий жизни на коммунистический или на капиталистический манер, а в устроении внутренней жизни каждого человека в обществе, потому что, как сказал Спаситель "Царствие Небесное внутри вас есть". Потому что человек, который совершенствует себя в добре, таким образом совершенствует и улучшает окружающий его мир. Это путь самосовершенствования. В Церкви это путь избавления от греха. Это и есть путь построения совершенного общества».
Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, считает, что «в том, что сказал отец Всеволод, есть, конечно, зерно правды». «Но мне кажется, - продолжил он, - что некоторая жизнеспособность советского строя обеспечивалась во многом остатками нравственной силы дореволюционного российского общества, которая хранилась в народе еще достаточно долгое время. И достижения советского периода явились, скорее, не благодаря, а вопреки советской власти, которая рухнула в одночасье, когда энтузиазм иссяк. Этот безбожный строй был обречен. В этом я с отцом Всеволодом полностью согласен. Для меня советское время очень противоречивое и сложное. Сохранились и хорошие и не очень хорошие воспоминания. Это было непростое время для нашей Церкви. Но тогда, как говорил мой отец, было ясно, кто враг Церкви, а кто истинный христианин. Сейчас же время лукавое. Все смешалось. Много маскирующихся под маской православного христианина. Что касается предложения использовать что-то из советского опыта для развития форм общественной жизни, то мне кажется, что в любом историческом периоде можно найти что-то лучшее и правильное, что не противоречит евангельским заповедям и претворить это в жизнь. Было бы желание. Это во многом зависит от тех, кто находится у руля власти. Естественно, это должно быть поддержано и народом».
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, замдекана факультета церковного служения Российского православного университета, считает, что «попытки построить утопию обречены на провал». «Не нужно повторять горьких ошибок советского прошлого. В фашистской Германии было тоже много хорошего - забота о людях, обеспеченность коренного населения, дисциплина, порядок, выдающиеся ученые и полководцы и многое другое, однако даже это хорошее никогда не изгладит из памяти людей концлагеря, пытки, расстрелы и многое другое. Имя России это не имя Ленина или Сталина, это имя святого Александра Невского, исторический пример которого сможет помочь разобраться в направлении общественного развития сегодня. Церковь, по свидетельству Святейших Патриархов Тихона и Сергия должна оставаться вне политико-экономических систем. Священное Писание напоминает нам "Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.(2Пет.3:13) "Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа"(Фил.3:20). Эгоизм может быть связан с любым мировоззрением, и социалистические лозунги прошлого отнюдь его не отрицали», - сказал он. «Тенденции развития России и прогнозы Столыпина демонстрировали грандиозный рост и экономической и политической роли России, когда же в результате "оранжевой" социалистической революции все было обращено вспять, то мы получили лишь малую часть от того, чем могли бы обладать как держава. За сложившуюся ситуацию, думаю, благодарить советские времена не стоит и, тем более, впадать в странную ностальгию. Не социальная справедливость, а взаимная забота сможет изменить наше общество, причем вне связи с какой-либо политической системой, это задача Церкви», - заключил отец Лаврентий.
Клирик Богоявленского собора в Елохове священник Алексий Козливсков считает, что «говорить стоит не об идеале социальной справедливости, за которым часто скрывается зависть и желание пограбить более успешных и обеспеченных (чем и занимались "пламенные революционеры" после октябрьского переворота)», а «строить общество социальной ответственности с опорой на национальные традиции, учитывающие менталитет, климатические, геополитические и иные особенности».
«Нынешняя власть должна, наконец, перестать обслуживать интересы денежных мешков и вспомнить о народе, который, кстати, вымирает вслед за вымиранием сельского хозяйства, культуры, нравственности, образования, промышленности, - продолжил пастырь. - Советское государство, в отличие от нынешнего, не самоустранялось от заботы о своем народе. Какая мощная была поддержка села, культуры, массового народного спорта, качественного образования. С удовольствием вспоминаю ту дружелюбность, открытость людей друг ко другу, особую совестливость, нравственную неразвращенность молодежи, стремление овладевать знаниями. А самоотверженный труд, а действительно массовый героизм! Все это опиралось не на абстрактные идеи социальной справедливости, а на любовь к Родине, к народу (тогда это называлось гордостью за свою страну). Советский период нашей истории - это в целом героическое и великое время. Но трагизм его в том, что в основание этого строя была заложена какая-то патологическая звериная ненависть Ульянова-Ленина к Богу, Его заповедям, к религии и Церкви. Закономерно этот строй и рухнул. Причем, капээсесовцы, дорвавшиеся до собственности, первые его и предали».
«Очевидно, что ничем не интересующийся кроме прибыли глобальный дикий капитализм с обслуживающим его интересы либерализмом убьют Россию, ее душу и ее народ. Если Россия собирается выжить, то ей придется отказаться от модели "аморального" капитализма и искать свой путь сбережения народа и сохранения страны, совмещая опыт инициативного предпринимательства с разумным государственным регулированием в интересах всего общества. И только при условии возрождения общественной нравственности, опирающейся на религиозную мотивацию, мы можем избежать на этом пути как тоталитаризма, так и полного распада страны», - заключил пастырь.
Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподователь Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе священник Антоний Скрынников заметил, что застал советское государство в школьном возрасте и поэтому не имеет возможности судить, отталкиваясь от собственного опыта. «Если говорить теоретически, то освоение космоса, научные достижения и многое другое не может быть забыто или отторгнуто лишь потому, что было создано и открыто в безбожном государстве. В советское время было много хорошего. Люди больше читали, легче было поступить в университет на бюджетное место, люди были более добры и приветливы. Хотя последнее, это не только заслуга советской системы образования и воспитания, но и веками вырабатывавшийся этикет взаимоотношений внутри семьи и общества, выстроенный на основе христианских ценностей», - заметил он.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), подчеркнул, что «вернуть социализм в ракурсе социальной защищенности и справедливости – хотелось бы, но не социализм в виде материалистической идеологии научно-технического прогресса, поскольку построенное общество не сильно будет отличаться от капиталистического». «Тут скорее вопрос о правильности терминов: если под социализмом понимать только социальную защищенность, то, разумеется, желательно построение такого общества, где не будет беспредела бесчеловечной рыночной экономики. Конечно, нам хочется вернуть такую модель общества, но в таком случае надо искать новый путь, поскольку возвращение к прежней модели – ведение планового хозяйства плюс научно-технический прогресс – это путь, ведущий в пропасть. Рыночная и плановая экономика – это два направления, которые в итоге все равно приводят к построению общества потребления, а, значит, являются тупиковыми», - сказал он.
«При капитализме и социализме высшим благом считается высокий уровень потребления – это является показателем качества жизни. Главный лозунг коммунизма "от каждого по способностям, каждому по потребностям" - это все равно лозунг потребительского общества. Научно-технический прогресс в том и заключается, чтобы осчастливить человека при его растущих запросах», - продолжил отец Илия. «Нам необходимо возвращаться не к социализму, а построить новую модель, которая будет основана на стабильности и потому неминуемо на умеренности в своих запросах, а не на стремлении к прогрессу, который толкает наше общество в пропасть», - заключил он.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что «у большинства наших сограждан нет духовных императивов, которые действительно ставили бы духовное выше материального, и это никак не связано ни с социализмом, ни с капитализмом». «Если отец Всеволод под социализмом подразумевает общество, в котором действуют духовные силы, а понятия чести и справедливости стоят во главе всего, то это вовсе не социализм, потому что эти принципы никак не связаны с соотношением собственности к производству с точки зрения экономики. Если существует частное производство, то это уже капитализм. А если все обобществлено и подчиняется Госплану, то это социализм. Но плановая экономика показала свою несостоятельность, я не говорю уже о конкурентоспособности. В плановой экономике отсутствует личность. Я помню эти отчеты к партийным съездам, когда мы стремились обогнать всех в производстве чугуна, не думая о том, какая польза от этого будет человеку: по чугуну обгоняли всех, а полки магазинов были пусты. Если считать социализмом внимание государства к социальным программам, то, к примеру, в Швеции это работает наравне с частным производством. Да и у нас такие программы есть, значит, мы живем в социализме? Другое дело, что в душах наших граждан нет укоренения понятий чести, достоинства личности – так, чтобы они были выше меркантильных интересов. Я хотел бы, чтобы наше общество стало благороднее, возвышеннее, ближе к Богу, а какой при этом будет экономический базис или форма собственности – не важно. Если люди станут ближе к Богу, это само по себе заставит их быть человечнее, относиться друг к другу с большей теплотой и любовью», - сказал отец Георгий.