«Как все это можно назвать? Только одним словом - предательство»

Известный русский историк Игорь Фроянов о предательской деятельности Андрея Курбского

Иван Грозный 
0
1133
Время на чтение 4 минуты
В этом году «Русская народная линия» планирует издать сборник статей, посвященных истории и феномену предательства в России на примере четырех наиболее известных предателей нашего Отечества: князя Андрея Курбского, гетмана Мазепы, генерала Андрея Власова и президента СССР Михаила Горбачева. В сборнике также будут рассмотрены непрекращающиеся попытки героизации и оправдания предателей России. (Ранее свое мнение по поднятому вопросу высказал известный русский ученый, доктор исторических наук Александр Николаевич Боханов).  

Сегодня предлагаем вниманию мнение известного русского историка, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, доктора исторических наук Игоря Яковлевича Фроянова о предательской деятельности князя Андрея Курбского:


«Историческая известность Андрея Курбского в значительной мере, лучше даже сказать, в полной мере, определяется тем, что он тесно связан с именем Царя Ивана Грозного. Если бы не было этой исторической связки, то известность Курбского в отечественной истории была бы довольно скромной, а то и вообще князь был бы предан забвению. Внимание же к Ивану Грозному объясняется тем, что он является наиболее ярким олицетворением российского самодержавия, против которого, начиная с декабристов, велась непрерывная, систематическая и планомерная борьба. Эта борьба меняла формы, внешний рисунок, но суть ее оставалась одной - ниспровержение российской власти, создавшей Российскую Империю, включая Красную Империю (СССР), укрепившей её мощь и выведшей на передовые рубежи в мировой истории. Вот почему Курбский с этой точки зрения фигура, конечно, политическая.

А если говорить о личной роли Курбского, то, несомненно, он сыграл в нашей истории роль предателя. Некоторые современные ученые, публицисты, просто праздные любители отечественной истории называют его «первым русским диссидентом». Тем самым ему придается особое историческое значение как предтечи либерализма в России. Признавая предательскую роль князя Курбского, необходимо прояснить историю его предательства. Эта история связана с той политической борьбой, которая происходила во время Ивана Грозного. Нам известно, что против Ивана Грозного, против «самодержавства» российского выступали определенные силы, организованные, но отнюдь не хаотичные. Формой их организации являлась так называемая «Избранная Рада» (название, придуманное Курбским), куда входили известные исторические персонажи, такие как поп Сильвестр и Алексей Адашев. К ним примыкал и Андрей Курбский. Это был кружок людей, которым всецело доверял Иван Грозный, которых чтил и ценил за добрые, как ему казалось, советы. «Избранную Раду» называют иногда негласным правительством при Грозном. Я бы только добавил, что то было правительство предательства русских национальных интересов. Оно повело скрытую борьбу с российским самодержавием, только что завершившим свое становление и еще не устойчивым, не прочным. «Избранная Рада» пыталась повернуть политическое развитие России в русло конституционной монархии западного типа. На этой почве и развернулась ожесточенная политическая борьба, которая и привела Курбского к измене родине.

Длительное время среди историков бытовало мнение, будто Курбский, неожиданно узнав о готовящейся против него репрессивной акции, спасаясь, убежал за рубеж. Но, как стало ясно в результате исследований последних 2-3 десятилетий, он задолго до своего побега вел тайные переговоры и обменивался письмами с западными политическими деятелями, в том числе и с польским королем. Поэтому его бегство было заранее подготовлено, а не произошло в одночасье и в спешном порядке. Но Курбский, конечно же, понимал, что он нужен западным соседям России в качестве источника важной информации, и надо сказать, что он продавал эту информацию. Ему хорошо заплатили за предательство. Значительные суммы, как бы сейчас мы сказали, «в валюте» он получил, будучи еще в России. Так, когда он бежал за рубеж, то захватил с собой огромную по тем временам сумму в иностранных деньгах: 30 дукатов, 300 золотых талеров, 500 серебряных талеров. Другой вопрос, что его на границе обобрали и все отняли, но бежал он с большими деньгами и получил их за то, что поставлял очень важную информацию Западу, которая помогала западным недругам в борьбе с Россией. А когда он оказался там, то продолжал предавать Россию - именно он посоветовал польскому королю натравить на Россию крымских татар, именно он передал секретные сведения о расположении и передвижении русских войск, что порой приводило к очень досадным поражениям русской рати. Также он активно участвовал в походах против России, сопровождавшихся грабежом и разрушением православных храмов.

Курбский не был православным человеком в подлинном смысле этого слова, Иван Грозный уличал его в симпатиях исключительно к «ветхословию». Это - любопытная деталь, поскольку на Руси в это время гуляла ересь жидовствующих, приверженцы которой выдвигали на первый план Ветхий Завет в ущерб Новому Завету. Есть данные, позволяющие с большой степенью вероятности предположить о том, что Курбский «хромал» по части православной веры и, возможно, был даже причастен к ереси, как и его приятель по «Избранной Раде» Алексей Адашев. Тогда становится понятным активное участие Курбского в походах польского короля, во время которых сжигались и разрушались православные храмы.

Верхом негодяйства были настойчивые и столь же неисполнимые просьбы Курбского, обращенные к польскому королю, дать ему 30-тысячную армию, с помощью которой он обещал захватить Москву. Это был безумный и самонадеянный план, но он зафиксирован в исторических источниках. Таким образом, Курбский выступал вместе с заклятыми врагами России, помогал им, за это получал огромные деньги и значительные земельные пожалования, когда оказался за пределами России. Как все это можно назвать? Только одним словом - предательство».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Re: «Как все это можно назвать? Только одним словом - предательство»

Интерсно, как Курбский мог знать о передвижения русских войск, будуче в Литве? Насколько я помню, спутико-шпионов у поляков еще не было тогда.
Субъект / 22.04.2012, 04:25

8. Ответ на 7., А.В.Шахматов :

Так я и знал! Вокалист Шахматов любит предателя Власова, он, мол, против сталинщины восстал, но не Родины и народа. Проявилось .... семя французика из Бордо.
Венцеслав Крыж / 21.04.2012, 20:14

7. Re: «Как все это можно назвать? Только одним словом - предательство»

Товарищи,вы это о чем? - Горбачев не может быть предателем,так как народ выбрал Ельцина, который и стал бульдозером расчленения СССР,что подтвердила и Госдума.Да и советская власть была прогнившая и должна была рухнуть-всё что без Бога и с предательством,рано или поздно, загибается.РФ тоже скоро будет Евразийским союзам,который тоже долго не просуществует,и так будет до скончания века. Словом,всё что Богу и человечеству неугодно рушится.Что касается генерала Власова,то он восстал против сталинщины,а не Родины и народа,но был наивным, что использовали фашисты.
/ 21.04.2012, 18:46

6. Фроянову и Боханову

Начиная с Карамзина, русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные "гости", не делая ни малейших попыток объективно и непредвзято разобраться

. Делали, почему же: http://www.21v.ru/N44/blag_knyaz_ili_izmen.htm (здесь другой историк - Махнач.), есть ещё Скрынников; Дворкин (например "Иван Грозный как религиозный тип" : http://halkidon2006.narod.ru/i/d/dv.htm) Но сейчас модным стало бросаться в другую крайность - из очернительства в отбеливание. А сбрасывать на свалку историков и исторические свидетельства прошлых времён - как то по-меньшей мере неразумно...
Anton45 / 21.04.2012, 14:43

5. В тему: стихи Валентина Сорокина

Когда престольный, мрачный Иоанн Учил бояр единству и подмоге, Он, Курбский, со двора нырнул в туман - Храп скакуна и цокот по дороге… Кометы звонко падали во тьму. Травой шуршала ведьма на поляне. О, долго ли мерещились ему Ордою разобщенные славяне? Пусть это было в давние года, Но и сегодня в нас не вспыхнет жалость: Измена одинакова всегда, В какой бы модный фрак не наряжалась. Закрыли тучи перед ним зарю, Рассветный луч в его глаза не брызнет. Он бросил вызов - не государю, А доброй, всепрощающей Отчизне. …Сухой прищур и бледное лицо. А там, в Москве, перед толпою босой, Царь, восходя на грозное крыльцо, Карающе выбрасывает посох. И молвит он, державно клокоча: - Святую Русь храните непрестанно! - И плещутся по лезвию меча Косые крылья красного кафтана. Лисицей шнырет по селеньям тать И блудит - от монголина до перса… Доколе душу мыкать и топтать Хвастливым и коварным иноверцам? Да отпоет их карканье ворон. К отмщенью, братья славные, к отмщенью. А кто не с нами - убирайтесь вон, И нет вам ни возврата, ни прощенья! 1969
АМ / 21.04.2012, 13:32

4. Re: «Как все это можно назвать? Только одним словом - предательство»

Кто уничтожал историческую Россию, с Её Православием,великим языком,духовностью, культурой,традициями,семейными и национальными устоями-предатели-преступники.
/ 21.04.2012, 10:33

3. Цитата поста 12 о.Александра Васькина к статье «Впадение в смуту и выход из нее» (http://goo.gl/PJgjM)

«И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Это евангельское изречение, пожалуй, точнее всего передает суть многовекового спора, который ведется вокруг событий царствования Иоанна Грозного. С "легкой" руки Карамзина стало считаться признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху черной краской. Даже самые консервативные историки-монархисты считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, говоря о "дикости", "свирепости", "невежестве", "терроре" как о само собой разумеющихся чертах эпохи. И все же правда рвалась наружу. Свет беспристрастности время от времени вспыхивал на страницах исследований среди тьмы предвзятости, разрушая устоявшиеся антирусские и антиправославные стереотипы. "Наша литература об Иване Грозном представляет иногда удивительные курьезы. Солидные историки, отличающиеся в других случаях чрезвычайной осмотрительностью, на этом пункте делают решительные выводы, не только не справляясь с фактами, им самим хорошо известными, а... даже прямо вопреки им: умные, богатые знанием и опытом люди вступают в открытое противоречие с самыми элементарными показаниями здравого смысла; люди, привыкшие обращаться с историческими документами, видят в памятниках то, чего там днем с огнем найти нельзя, и отрицают то, что явственно прописано черными буквами по белому полю". Этот отзыв принадлежит Николаю Константиновичу Михайловскому — русскому социологу, публицисту и литературному критику второй половины прошлого века. Он был одним из редакторов "Отечественных записок", затем "Русского богатства". По убеждению — народник, близкий в конце 70-х годов к террористической "Народной воле", Михайловский не имел никаких оснований симпатизировать русскому самодержавию, и все же... Воистину — неисповедимы пути Господни! Некогда, отвечая на упреки иудеев, возмущенных тем, что народ славит Его, Господь ответил: "Аще сии умолчат, камение возопиет" (Лк.19:40). "Сии" — русские дореволюционные историки, православные лишь "по паспорту", забывшие истины веры, утратившие церковное мироощущение, отрекшиеся от соучастия в служении русского народа — "умолчали". И тогда, по слову Господа, "возопили камни". Одним из таких "вопиющих камней" — окаменевших в мифах марксизма историков, невольно свидетельствовавших о несостоятельности богоборческих "научных" концепций, — стал через много лет после Михайловского советский академик Степан Борисович Веселовский, охарактеризовавший итоги изучения эпохи Грозного так: "В послекарамзинской историографии начался разброд, претенциозная погоня за эффектными широкими обобщениями, недооценка или просто неуважение к фактической стороне исторических событий... Эти прихотливые узоры "нетовыми цветами по пустому полю" исторических фантазий дискредитируют историю как науку и низводят ее на степень безответственных беллетристических упражнений. В итоге историкам предстоит, прежде чем идти дальше, употребить много времени и сил только на то, чтобы убрать с поля исследования хлам домыслов и ошибок, и затем уже приняться за постройку нового здания". Решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений "исторической науки" оказали свидетельства иностранцев. Начиная с Карамзина, русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные "гости", не делая ни малейших попыток объективно и непредвзято разобраться в том, где добросовестные свидетельства очевидцев превращаются в целенаправленную и сознательную ложь по религиозным, политическим или личным мотивам… Желание показать эпоху в наиболее мрачном свете превозмогло даже доводы здравого смысла, не говоря о полном забвении той церковно-православной точки зрения, с которой лишь и можно понять в русской истории хоть что-нибудь. Стоит встать на нее, как отпадает необходимость в искусственных выводах и надуманных построениях. Не придется вслед за Карамзиным гадать — что вдруг заставило молодого добродетельного царя стать "тираном". Современные историки обходят этот вопрос стороной, ибо нелепость деления царской биографии на два противоположных по нравственному содержанию периода — добродетельный (до 30 лет) и "кровожадный" — очевидна, но предложить что-либо иное не могут. А между тем это так просто. Не было никаких "периодов", как не было и "тирана на тропе". Был первый русский царь — строивший, как и его многочисленные предки, Русь — Дом Пресвятой Богородицы и считавший себя в этом доме не хозяином, а первым слугой… Приняв на себя по необходимости работу самую неблагодарную, царь, как хирург, отсекал от тела России гниющие, бесполезные члены. Иоанн не обольщался в ожидаемой оценке современниками (и потомками) своего труда, говоря: "Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого; утешающих я не нашел — заплатили мне злом за добро, ненавистью — за любовь". Второй раз приводим мы изречение Иоанна, теперь уже с полным правом говоря — воистину так! В отличие от историков, народ верно понял своего царя и свято чтил его память. Вплоть до самой революции и последовавшего за ней разгрома православных святынь Кремля к могиле Грозного царя приходил простой люд служить панихиды, веруя, что таким образом выраженное почитание Иоанна IV привлекает благодать Божию в дела, требующие справедливого и нелицеприятного суда» (Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. С.-Пб., 1995. С. 132-133, 138-139, 162).

2. «Как все это можно назвать? Только одним словом - предательство»

Сейчас читаю Курс лекций Ключевского. Очень поражён, как это можно, описывая историю своего Отечества, опираться на свидетельства иностранных шпионов и откровенных предателей, таких как Курбский. Вот уж действительно смотрят, но не видят. Считаю, что подобное "не понимание" истории связано с желанием "подогнать" историю под собственные политические взгляды. По гордости люди сами закрывают для себя путь духовного вИдения Истории, а как следствие и вИдение сегодняшнего дня. Не было бы этой слепоты, не было бы и предательства в феврале 1917 года, не было бы и гражданской войны. Господа Историки, сейчас от Вас очень многое зависит. Цена за искажение Истории очень высока и платит её народ поколениями.

1. Re: «Как все это можно назвать? Только одним словом - предательство»

Спасибо Игорь Яковлевич за статью! К сожалению история царствования Иоанна Васильевича Грозного ныне выкрашена в черные тона. Большинство православных считают царя Иоанна жестоким тираном. Во многом этому способствуют СМИ, статьи в светских печатных изданиях, фильм Лунгина "Царь" и т.п. Обидно, когда Помазанника Божия, приложившего много сил к превращению России в Православное Царство,представляют звероподобным существом, убившим своего сына, собственноручно казнившим своих подданных. Пора развенчать мифы и рассказать всю правду кто на самом деле пытался развалить еще не окрепшее государство и кто его к этому подстрекал.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Яковлевич Фроянов
Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства
О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва)
05.02.2017
Все статьи Игорь Яковлевич Фроянов
Иван Грозный
В тревогах о будущем мира и надеждах на добрую волю
В Москве состоялось итоговое годовое заседание Совета старейшин коренных народов России и стран Евразии
27.12.2024
Очередной «удар по Самодержавию»?
Возле вновь выставленной картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван» установили пост охраны
18.12.2024
Россия – Дом Пресвятой Богородицы
В Нижнем Новгороде прошла Всероссийская научно-просветительская конференция «Пути возрождения Самодержавной Монархии в России»
05.12.2024
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22