В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросами: «Возможно ли в наше время дистанцироваться от западного мира, как призывает Охлобыстин? Считаете ли вы, что такая закрытость пошла бы на пользу стране? Если да – в чем она должна выражаться?»
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что многие ценности, которые сейчас навязываются нам Западом, и в духовном, и в культурном, и в цивилизационном плане ничего хорошего нам не принесут. «Беда в том, что мы свою собственную духовную традицию не ценим. К тому же полностью закрыться от западного влияния у нас все равно не получится. Что-то хорошее, может быть, и нам бы пригодилось, а от чего-то, безусловно, нужно максимально дистанцироваться. Хорошо, конечно, чтобы был такой фильтр, чтобы все хорошее с Запада пропускал, а все плохое отсеивал. Так что в чем-то эта идея хорошая, а в чем-то просто неосуществимая. Что касается принятия новой конституции – это вопрос чисто политический, а в политику я вдаваться не хочу», - сказал священник.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что «Запад нас не примет в свои ряды, поскольку мы для них – доноры. Потому и пытаться ему подражать во всем бесполезно». «Дистанцированость и закрытость вещи разные: я могу отстаивать свою позицию, а если мне кто-то навязывает другую, я буду дистанцироваться, но не закрываться. Ставить знак равенства между этими двумя понятиями - это уже натяжка и неправда. Дистанцироваться от западных стран нам просто необходимо, потому что они преследуют свои интересы. Да и цивилизация западная очень специфическая. Она являет собою вполне цельный и стройный взгляд на мир, который при этом абсолютно неприемлем для России. У нас с Западом разные способы существования на протяжении как минимум тысячи лет. Нам дистанцироваться необходимо для того, чтобы просто выжить, сохранить себя. Но мы не должны быть закрытыми, мы – единая цивилизация, в конце концов. Я в этом смысле очень почитаю Федора Достоевского и согласен с его мыслью, что мы - не просто часть европейской цивилизация, мы – та ее часть, которая может спасти эту цивилизацию. И мы не отказываемся от своего призвания, оно дано нам Богом, и мы должны его выполнить», - считает пастырь.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что о.Ивану Охлобыстину «пора бы уже окончательно определиться, что для него важнее, ведь если он всерьез займется политикой, служение у алтаря Господня будет уже невозможно, он будет окончательно запрещен в служении». «Что касается предложенной им идеи, то это очередная популистская неисполнимая идея, которая, если попытаться ее осуществить, приведет к расколу общества. Сколько можно противостоять и дистанцироваться от Запада? Сейчас уже не те времена. Я не сторонник глобализма, но желаю, чтобы Россия жила в мире с нормальными государствами. А эта идея ведет снова к "холодной войне", которая будет выгодна определенным финансовым кругам. Наоборот, нужно мостики наводить с западными христианами, ведь там очень много и православных. Нужен диалог - культурный, цивилизационный обмен», - считает священник. «Самая главная задача России сейчас - самоопределиться с нашей духовной основой, т.е. с Православием. Это не значит, что мы должны быть изолированы от внешнего мира. Зачем уподобляться средневековой Японии или Советскому Союзу? Это будет откат назад. И, конечно, найдутся силы, которые используют это для уничтожения России, а для простых людей это будет очередной кошмар. Я категорически против этой идеи», - заключил он.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) уверен, что будущее нашего Отечества заключается в общенародном возвращении к нашим святыням. «Сама личность Ивана Охлобыстина есть пример отступления от традиций и пренебрежение высшим ради низшего. Поэтому он сам себе противоречит. Я - за дружбу между народами и взаимообмен опытом, но с теми народами, у которых есть стержень нравственной жизни, а у России он самый основательный. И только когда мы сами будем духовно здоровой нацией, тогда можно перенимать от иностранцев лучший опыт. А пока в собственном доме царит эклектика, нравственная дезориентация, духовно-религиозное невежество и пренебрежение собственными святынями, цепляться во имя спасения за чуждый запад – дело погибельное. Но и закрываться от него в пустоте вероотступничества – тоже дело не лучшее, так что мне видится счастливая будущность нашего Отечества в воспитании и образовании молодежи через наши святыни. А уже на основании этого православного мировоззрения мы и будем брать лучшее от всех тех народов, с которыми Господь судит нам быть современниками», - сказал он.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак полагает, что «в идеале в этом и есть здравое зерно, но насколько это возможно в условиях современного мира, очень сложно сказать»: «Что это будет? Новый "железный занавес" или замкнутое пространство в условиях расширяющегося глобализма – это практически невозможно. Без выстраивания отношений с Западной Европой, США, азиатскими странами Россия не сможет в современном мире выстроить свою собственную политическую линию и выработать свою собственную стратегию. Поэтому отказ от сотрудничества вряд ли возможен. Другое дело, что это сотрудничество должно исходить из твердых принципов, мы не должны изменять себе или действовать в ущерб общему развитию страны. Конечно, это должна быть самостоятельная стратегия сильного государства, которое строит свое будущее во взаимодействии с другими государствами. Поэтому речь, как мне кажется, должна идти об определенных внутренних преобразованиях, благодаря которым и будет выработана четкая стратегия».
Протоиерей Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине в свою очередь заметил: «Отца Ивана я очень уважаю. Он очень талантливый и сердечный человек. Он предложил очень хорошую идею. Это единственное, что могло бы вывести Россию из того страшного болота и духовного, и культурного, и экономического. Но, к сожалению, я не вижу реальной возможности, инструмента, с помощью которого эту идею можно осуществить. Это прекрасная, но, к сожалению, утопичная идея, которая не осуществима на практике. Общество ее не примет. Какие в нем царят настроения? Антицерковные, антигосударственные, антироссийские. Попытка осуществить эту идею может привести к социальному и политическому взрыву. Такие потрясения нам не нужны».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии, считает, что это «весьма разумный политический ход – привлечь внимание русского народа к нашей зависимости от внешнего мира». «Важно видеть, что перед нами – высказанная в несколько необычной форме декларация. Это не относится ни к церковной жизни, ни даже к политике. Это своего рода воззвание, на которое Охлобыстин имеет право как гражданин России, как игрок на политическом поле, и в этой игре он делает свой ход. Привлечь внимание общественности к порабощению мира, к уступкам этому глобализационному процессу - совершенно правильно. А как это будет реализовано в будущем – вилами на воде писано. Это лишь один из векторов воздействия на поле политической борьбы. Что касается разделения в обществе на «партии» в отношении Запада, то в нашей стране есть маргинальные группы, состоящие у Запада на содержании, которые пытаются приучить нас к рабскому подчинению нашим стратегическим противникам. Разумеется, отсюда возникает и нормальное и естественное сопротивление им. Конечно, нам бы хотелось, чтобы это сопротивление было более ясным и четким, и интересы России более уверено защищались государственной властью. Чтобы это понимать, не надо быть Охлобыстиным. Мы отделяем политику от церковной жизни, но Церковь приветствует любое положительное событие на политическом поле, независимо от того, кто является его инициатором», - заключил отец Макарий.