Первый зампред правительства также заверил сенаторов, что вступление России во Всемирную торговую организацию будет способствовать притоку иностранных инвестиций, снизит цену на товары и услуги и обеспечит наших экспортеров средствами защиты на международном рынке. Он подчеркнул, что это очень позитивные факторы для страны, у которой доля внешней торговли в ВВП приблизилась к 40%.
Вместе с тем, по словам Шувалова, из-за либерализации импорта неизбежно увеличится ответственность производителей - в первую очередь, работающих на внутреннем рынке. При этом никаких серьезных экономических опасностей от вступления в ВТО правительство не увидело: «Мы не прогнозируем серьезных негативных последствий, - сообщил Шувалов. - Все сбалансировано, есть возможности маневра. Если будут возникать проблемы, предпримем оперативные контрмеры».
Однако сенаторов как представителей регионов интересовали именно те сферы производства, которые в первую очередь окажутся под ударом - сельское хозяйство и автопром. «Многие крестьяне с опаской воспринимают вступление в ВТО, - сообщил представитель Волгоградской области Владимир Плотников. - Чтобы крестьяне были конкурентоспособными, на поддержку АПК надо направить максимальные средства». «Вопрос справедливый, но к теме не имеет никакого отношения, - отметил Шувалов. - В настоящий момент мы не используем тот лимит, который согласовали с ВТО (до 9 млрд долларов в год с постепенным его сокращением к 2018 году до 4,4 млрд), но готовится госпрограмма поддержки сельского хозяйства до 2020 года. То, что сможем позволить себе, найдя баланс между АПК, образованием, транспортной структурой, - направим. Профильное ведомство минсельхоза, которое анализировало риски, утверждало, что самые негативные последствия могут быть для свиноводства. Договорились по 6 млрд рублей выделять на его поддержку, а будем выделять все 9 млрд долларов или нет - вопрос к правительству».
Представитель Алтайского заксобрания Ралиф Сафин поинтересовался судьбой автопрома, который от вступления в ВТО может серьезно пострадать. «Уровень локализации автопрома будет повышаться, - пояснил Шувалов. - Заключено пять соглашений с производителями. Мы сначала, еще до вступления в ВТО, дали обещание, что создадим определенные льготы для таких производителей до конца 2020 года. Но при согласовании финальных позиций нам пришлось уступить. ВТО настаивало на дате прекращения льгот 1 января 2016 года, сторговались на 1 июля 2018-го. После этого периода и по 2020 год мы на эти суммы будем предоставлять субсидии, разрешенные ВТО, таким образом удовлетворив экономический интерес всех производителей».
«Все эти форматы (ВТО, Таможенный союз, Единое экономическое пространство. – ред.) служат главной цели: способствовать росту нашей экономики, - сообщил Шувалов. - Какие итоги сейчас? Основным базовым документом и форматом для углубления международной торговли стало членство в ВТО. Если подготовимся и пройдем законодательный орган, то к концу лета РФ станет в ней полноправным членом. Если нас снова затронет кризис, тарифная политика в рамках Таможенного союза позволит нам иметь запас прочности. Но для нас этого мало, и России нужны новые рынки не только с точки зрения экспорта - надо углублять собственный рынок. Единая таможенная территория уже есть с июля - это рынок из 170 млн человек, огромный по пространству, запасам ресурсов и количеству потребителей. Создавая ТС, мы не остановимся, будем подстегивать друг друга в формировании ЕЭП с выходом на союзнические отношения. По сути, повторяем опыт Евросоюза, правда, им потребовалось несколько десятилетий, а мы проходим за считаные годы. Мы не отталкиваем партнеров по СНГ - наоборот, подтягиваем».
Шувалов также сообщил, что Россия заинтересована в новых рынках, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Торговля должна быть со многими государствами, но самый амбициозный коридор – АТР», - подчеркнул первый вице-премьер. По его словам, Россия уже получила заявки от Вьетнама и Индонезии, желающих заключить соглашение о зоне свободной торговли. «Наша интеграционная карта очень широкая, и когда вы слышите, что премьер или президент говорят о свободной экономической зоне или Большой Европе, имеется в виду, что пересечение экономических форматов создаст для России дополнительную ценность - возможность в разных направлениях продавать свои услуги и товары. Задача на много лет, но для будущего правительства это будет во внешней торговле одна из самых сложных задач», - заключил первый вице-премьер.