При этом сами пожарные утверждают, что штраф в 150 тысяч рублей — это совершенно по-Божески, по-христиански.
«Мне не хотелось бы ссориться и спорить с органами, но когда выясняется, что в храме имеются множественные нарушения правил противопожарной безопасности, то хочется напомнить, что и в стадии архитектурного проекта, и сдачи объекта мы прошли все согласования со службой пожнадзора. И это подтверждается подписями на документах», - говорит настоятель храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Как пояснил отец Георгий Купцов, по мере возможности в недавно построенном храме вносят изменения в соответствии с требованиями пожарных, но иногда дело доходит до абсурда. Так, например, план эвакуации прихожан, который в церкви имеется, должен, по мнению инспектора службы, висеть на самом видном месте. Где? В алтаре, у Царских врат?
«Такая же история с брандспойтом. Спрашиваем: можно мы его хоть иконами прикроем? Нет, пусть все видят. Да, никто правила противопожарной безопасности не отменял, но как же быть с чувствами верующих? С традициями? Как на иконостасе могут появиться такие технические новшества?» - вопрошает священник.
13 января за нарушение правил противопожарной безопасности на 150 тысяч рублей был оштрафован Спасский собор. Основными претензиями стали: отсутствие сигнализации, узкие проходы, «неправильные» решетки на окнах» и многое другое.
И напрасно ключарь храма отец Андрей Кузнецов пытался доказать суду, что невозможно внести изменения в строительную конструкцию Божьего дома, на чем настаивают пожарные, в том числе, и особенно потому, что храм построен еще в XVIII веке. Что сигнализация будет срабатывать поминутно из-за горящих свечей, без которых служба невозможна. Но суд заявил: зачем брать здание, которое не можете содержать должным образом, — и признал требования и штрафы пожарных законными.
«За годы советской власти собор был превращен в руины. Все имеющиеся у храма средства сегодня идут на его ремонт. Но суд глух к вере. Может, вместо храма открыть здесь новый ночной клуб или торговый центр?» — негодует ключарь.
Интересно, что вся ответственность за исполнение решений пожнадзораи суда ложится на настоятеля храма, а в Спасском соборе им является правящий архиерей — владыка Вятский и Слободской Марк.
«Представить, что московские пожарные, придя бы в Храм Христа Спасителя, заявили подобные требования — это из разряда фантастики. Однако, действуя по принципу кировских служивых, пришлось бы снести, разрушить, уничтожить 80-90 процентов имеющихся в России церквей — ведь все они построены века назад и не соответствуют современным требованиям противопожарной безопасности. Но хотелось бы напомнить, что в храмах молятся, а не распивают, не курят, и горящая церковь — явление крайне редкое», — говорит юрист Александр Выдрин.
Действительно, ночью 9 декабря 2006 г. от короткого замыкания электропроводки в подсобном помещении сгорела церковь в Опаринском районе. Несколько лет назад по вине сторожа загорелся мусор в руинах только начатого восстановления Спасского собора. А до того история отсылает нас в 1673, 1749 и 1791 года, когда «от громового запаления» горели деревянные храмы.
Как пояснил Александр Выдрин, решение суда, несомненно, будет опротестовано. Так в среду, 11 апреля, по иску епархии начался процесс об отмене решения районного суда, который взялся за дело «не по чину». Согласно закону, подобные споры решаются исключительно в арбитраже.
Вот как прокомментировал это сообщение наш читатель из Вятки: «Пожарные хотят, чтоб верующие молились не на иконы, а на схему эвакуации». И добавляет, что храм мчч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - новый храм, построенный по современным СНИПам и требованиям пожарной безопасности.