О влиянии вступления России во Всемирную торговую организацию на банковский сектор и финансовый рынок России размышляет в интервью «Русской народной линии» известный экономист, доцент Московского университета, кандидат экономических наук Андрей Кобяков.
«Опыт переговоров с ВТО, раунды, которые там происходят, и последний раунд как раз во многом пришли в состояние ступора, тупика, в том числе, это касается либерализации в финансовой сфере. Во всяком случае, попытка развитых стран ликвидировать суверенитеты развивающихся стран в этой сфере встретили неожиданно серьезное сопротивление. Из этого можно сделать вывод вообще о потенциальной опасности правил ВТО в сфере международных финансов для стран, у которых финансовая система не относится к числу лидирующих в мире.
Мы понимаем, что крупнейшие финансовые институты в мире (частные банки, инвестиционные банки, крупные инвестиционные кампании) настолько велики и глобализированы, что какая-то серьезная конкуренция с ними в долгосрочной перспективе на равных вряд ли возможна. Поэтому главная опасность от либерализации в этой сфере заключается в утрате суверенитета над собственными финансами, а это, собственно говоря, один из основных стратегических форпостов суверенитета любой страны. Такая опасность реально существует.
За последние годы я встречал панические комментарии, например, от российских страховщиков, считающих, что вступление России в ВТО просто загубит страховую отрасль, поскольку придут крупные международные гиганты, которые вытеснят с отечественного рынка отечественных игроков. Можно предположить, что аналогичные тенденции будут происходить и в сфере традиционных банковских кредитов, хотя я знаю, что здесь были оговорены определенные планки, но и они не настолько высоко поставлены, чтобы давать гарантии утраты суверенитета в этой сфере. А если говорить про инвестиционно-банковские операции, операции с ценными бумагами, то здесь опыт крупнейших западных игроков, конечно, выше на порядки. Что касается условий, по которым граждане смогут получать кредиты, думаю, что всерьез рассчитывать на улучшения в этой сфере также не приходится, потому что условия не возникают произвольно. Мы прекрасно понимаем, что ставки по кредитам во многом зависят от уровня инфляции в стране. Не будет банк кредитовать граждан или предприятия под процент, который ниже процента инфляции. Придет сюда иностранный банк или останется отечественный коридор снижения, ставки по кредиту все равно будут диктоваться объективными условиями, а не желанием той или иной стороны. Поэтому я бы не стал рассчитывать на то, что приход западных структур с большим опытом работы каким-то образом улучшит для нашего населения доступ к кредитам и всерьез улучшит работу на этих рынках.
Можно, конечно, предположить, что усиление всякой конкуренции в этой сфере будет содержать в себе зерна блага, просто потому что конкуренция заставляет игроков рынка вертеться, предлагать лучший набор услуг и т.д. Но в целом мы уже и сейчас видим на отечественном рынке игроков такого рода, здесь работает целый ряд западных банков, и я бы не сказал, что они предлагают условия или набор услуг в чем-то лучше, чем предлагают российские структуры. В этом плане я серьезных изменений не ожидаю. В Европе инфляция находится на уровне 2-3% в год, а в России она совсем недавно превышала 10%, хотя есть надежда, что в этом году она будет на уровне 7%. Кто же даст кредит под процент ниже инфляции? Никакой финансовый институт этого делать не будет. Поэтому в любом случае к проценту инфляции банк накрутит ещё свои проценты, которые будут его заработком. Кроме того, существуют дифференцированные ставки для разных категорий заемщиков в зависимости от их кредитной истории и степени оценки надежности. В России мало людей, которые имеют длительную кредитную историю, поэтому никакие серьезные изменения в этой сфере также невозможны. Тем более, что те иностранные институты, которые будут приходить в нашу страну, поначалу будут действовать скорее чрезвычайно осторожно, т.к. знают среду, в которой они уже работали и будут стремиться познать новую среду. Поэтому рассчитывать на то, что они будут разбрасывать деньги, особенно в условиях ещё неизжитого глобального кризиса, это абсолютно неквалифированный взгляд, который не имеет ничего общего с реальностью.
Надежда может быть только на то, что появление новых игроков на этот рынок будет способствовать привлечению каких-то дополнительных кредитных ресурсов, но выделение их целевым порядком на Россию может быть предусмотрено только в том случае, если в свою очередь эти банки получат их от каких-то своих государственных организаций в виде кредита на эти цели. Но рассчитывать, что в условиях неразберихи на сегодняшних мировых рынках, они направят в Россию какие-то свои свободные резервы, чтобы увеличить объемы кредитной активности, не приходится. Они скорее будут участвовать в переделе уже сложившегося рынка, а вовсе не стремиться к тому, чтобы накачать этот рынок дополнительной ликвидностью».