и возвеселимся в оный! (Пс. 117, 2)
Нынешний день есть день особенного веселия, особенной радости; нет у нас праздника веселее и радостнее настоящего. И с каким желанием все ожидают его, с каким приятным беспокойством приготовляются к нему, с каким удовольствием друг друга приветствуют с наступлением его. При словах «Христос воскресе» - мы и сами как бы воскресаем, душа оживает, сердце восхищается. Да, сей праздник для того и установлен, чтобы мы радовались и веселились. Ужели же ныне всем, даже нераскаянным грешникам, надобно радоваться? О чем, кажется, такому грешнику ныне радоваться? Христос воскрес, но в душе нераскаянного Он не воскрес; Христос разрушил царство тьмы, но нераскаянный все в неволе у диавола; Христос сокрушил вереи ада, но нераскаянный все не избегнет огня геенского; Христос смерть попрал, но нераскаянный все не минует вечной смерти; Христос приблизил к нам Ангелов, но от нераскаянного все они бегут, как от смердящего трупа.
Увы, бедный нераскаянный грешник! У всех ныне праздник, только у тебя нет. Все ныне веселятся, торжествуют, люди и Ангелы ликуют вместе, только тебе нечего торжествовать и не с кем веселиться. Как ни украшай себя совне, как ни убирай своего тела - видно, не бывать у тебя ныне радости, ибо у тебя душа не убрана, замарана грехами, не омыта слезами сокрушения, не очищена в бане покаяния. Какой ты ни готовь себе стол - видно, быть тебе ныне голодным, ибо у тебя голодна душа, ты не питал ее ни словом Божиим, ни Телом и Кровью Христовою. Куда ты ни пойди, везде тебе не радость - ибо тут встретишь нищего, которому ты отказал; там увидишь вдову, которую ты презрел; на всяком шагу тебе будут попадаться или обиженный тобой, или обольщенный, или обманутый, или оклеветанный, или...
Но что я в такой праздник тревожу душу грешника? Ах, он, бедный, и без того не имеет никогда покоя. Нет, успокойся, грешник! Ты беден добрыми делами, но Бог богат милостями к тебе. Успокойся! Дверь покаяния для тебя еще не затворена, а чрез эту дверь ты войдешь в полную радость нынешнего дня. Восплачь же, вздохни к Богу из глубины души о своих грехах. Иные плачут от радости, а ты от своих слез возрадуешься. Весело проливать слезы раскаяния; сладко плакать о грехах. Восплачь же, вздохни для праздника - и у тебя будет настоящий праздник Воскресения: в тебе воскреснет Христос, ты освободишься от рабства диавола, ты не умрешь смертью вечной, о тебе возрадуются на Небе Ангелы Божии. Да, Ангелы Божии на Небе возрадуются, когда увидят твои слезы раскаяния, когда услышат твои вздохи о грехах.
Так, никто из нас не должен ныне унывать; двери веселия всем отверсты - входите без сомнения; реки радости для всех текут - черпайте без опасения. Оживимся же настоящим торжеством, обнимем друг друга, ненавидящим нас простим все для Воскресшего и будем устами и сердцем воспевать: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Аминь.
Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин родился в 1807 году в селе Путятине Рязанской губернии Сапожковского уезда, где его отец служил священником. По окончании Рязанской духовной семинарии, а затем - Московской духовной академии со степенью магистра, он был определен профессором словесности в Ярославскую духовную семинарию. Свое пастырское служение отец Родион начал в Ярославле, а в 1845 г. стал настоятелем только что вновь отстроенного и рассчитанного на три тысячи молящихся рыбинского Спасо-Преображенского собора, где и служил до самой кончины (4 (17) ноября 1869 г.). Здесь он прославился своими проповедями на всю Россию. Через 32 года после кончины отца Родиона, в 1901 г., вышло в свет 25-е издание Полного собрания его поучений (315 проповедей на 610 страницах). Его поучения кратки и вместе изящны, а порой и мелодичны, легко запоминаются.