О влиянии вступления России во Всемирную торговую организацию на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) и тарифы на коммунальные услуги размышляет в интервью «Русской народной линии» доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Катасонов.
«Есть простой принцип ВТО: цены на внутренних рынках не должны отличаться от мировых цен. Это первый момент. Второй момент заключается в том, что государство, вступившее в ВТО, не должно заниматься регулированием цен и тарифов на внутреннем рынке. Опять-таки это положение действует с некоторыми оговорками, потому что страна может выторговать себе какие-то условия, подобно тому, как это сделал Китай, но судя по косвенным признакам, я понимаю, что наши переговорщики таких условий не выторговали. Хотел бы сделать замечание общего свойства: мы попали в совершенно нелепую ловушку, потому что официального текста на русском языке протоколов, которые были подписаны в Женеве в конце 2011 года, у нас нет. То, что размещено на сайте Минэкономразвития, - это не текст протоколов, а текст документа, который представляет собой стенограмму вопросов, которые обсуждались на переговорах. Непонятно, как можно принимать какие-то решения, не располагая информацией о том, куда нас втягивают. Это попрание самых элементарных прав человека в России. А это принципиальный момент.
Безусловно, наши политические руководители, я имею в виду и депутатов Госдумы, тоже не располагают соответствующей информацией. Им предлагается с завязанными глазами ратифицировать документ, которого целиком пока никто не видел. Я не знаю ни одного человека, который бы сказал, что он видел этот документ в полном объеме на русском языке. Парадоксальность ситуации ещё и в том, что договаривающиеся стороны всегда имели аутентичные документы на своих языках, сейчас документ есть на английском, французском и испанском языке, а на русском его нет. Такое ощущение, что Россия - это даже уже не колония, а что-то ещё хуже.
Теперь, что касается влияния вступления России в ВТО на ЖКХ. Ссылаясь на некие вторичные источники, никаких условий мы не выторговали, следовательно, будем повышать цены, в том числе и на услуги ЖКХ. Этот вывод следует из того, что тарифы на коммунальные услуги должны соответствовать мировым ценам, а государство должно уйти от регулирования цен и тарифов. Из моих разговоров со специалистами по энергетике следует вывод, в который мне даже страшно поверить, цена на электричество должна повыситься на порядок, т.е. в 10 раз. Не буду называть имен, но это достаточно серьезные специалисты, которые работают в отрасли.
Далее, есть некая иллюзия, что вступление России в ВТО приведет к снижению цен на внутреннем рынке в результате того, что тарифы понизятся, и товары станут доступны для людей со средним и ниже среднего достатком. Но дело в том, что цены в условиях либерализации могут только расти. Так что не будет никакого снижения цен. Мы можем теоретизировать на этот счет, но можно посмотреть на опыт тех стран, которые уже вступили в ВТО, причем не где-то в Латинской Америке или в Азии, а на опыт наших ближайших соседей - Украины, Прибалтики. В этих странах было только повышение цен.
В докладе ВТО за 2011 год о состоянии международной торговли, где приведены фактические данные за 2010 год, говорится, что цены в 2010 году по сравнению с 2009 годом повысились в целом на 26%, в том числе на металлы - 48%, на продовольствие - 12%, непродовольственные сельскохозяйственные товары - 33%, энергоносители - 26%.
ВТО дает карт-бланш транснациональным корпорациям действовать по своему усмотрению, устанавливая их монополию в рамках всей планеты. Сейчас уничтожаются последние очаги, где существуют регулируемые цены. Таким очагом пока является Россия. Мы, вступив в ВТО, будем зависеть не от наших внутренних условий, а от ценовой политики транснациональных корпораций. Это надо четко понимать. Это не шутки. Пока же Россия в рамках своих национальных границ может решать вопросы с антимонопольным комитетом, у нас пока есть возможность управлять экономическими процессами. Мы, вступая в ВТО, добровольно фактически отдаем все рычаги управления нашей экономикой на транснациональный уровень. Какой бы вопрос не затрагивали - ставки по кредитам, тарифы ЖКХ и т.д. - все это перейдет на наднациональный уровень. Потому что ВТО является одним из элементов мирового правительства.
Сторонники вступления России в ВТО используют типичный метод аутистического мышления, когда рассматривается только одна сторона вопроса, связанная с плюсами, минусы же игнорируются. Если бы кто-то потрудился посмотреть те же самые доклады ВТО или ЮНКТАД, то многие вопросы автоматически были бы сняты. Единственный положительный момент - это то, что Россия от вступления в ВТО может получить 2,5 млрд. долларов неких дивидендов в результате продвижения наших товаров двух отраслей. Больше нет никаких плюсов.
Достаточно сложно говорить на эту тему, можно провести аналогию с 1941 годом, когда была часть населения, которая считала, что нападение Гитлера на СССР - это благо, поскольку в результате рухнет большевистский режим, будет восстановлена Русская Православная Церковь. Сейчас ситуация очень похожа. Считается, что вступление России в ВТО - это абсолютное благо. Но надо помнить, что через несколько месяцев после нападения Германии на Россию произошло отрезвление, и таких философов уже почти не осталось.
1. Эскалация безумия или бой с закрытыми глазами...