Как известно, в последнее время эта тема стала одной из самых обсуждаемых в татарском и, в целом, мусульманском сегменте Рунета. Выполненная в модернизированном стиле буддистского «хоррора» «Хранительница», которая представляет собой крылатое мифологическое животное с оскаленной рысьей пастью, выпученными глазами и восьмью набухшими сосками, приглянулась Минтимеру Шаймиеву во время проходившей летом прошлого года в Казанском Кремле выставки Даши Намдакова «Вселенная кочевника». Каким-то непонятным образом разглядев в ней «крылатого барса» (являющегося государственным символом Татарстана и изображённого на гербе республики), он решил «осчастливить» гигантской копией «Хранительницы» древний Булгар, активно превращаемый ныне усилиями Минтимера Шаймиева в туристическо-паломнический исламский центр.
Эстетические вкусы первого президента Татарстана, способствовавшие тотальному разрушению исторической части Казани и застройке его шедеврами «аульной готики» и новодельного кича, хорошо известны жителям и гостям столицы республики. Однако на этот раз выбор «мудрого Бабая» и его непреклонное желание водрузить «неведому зверушку» (прозванную одним из участников интернет-форумов «тёщей Ак Барса») рядом с соборной мечетью в День официального принятия ислама Волжской Булгарией, вызвал небывалый взрыв негодования мусульманского духовенства и татарской общественности.
«Хранительница» небезосновательно была объявлена уродливым языческим идолом, а её установка - актом намеренного оскорбления ислама, татарского народа и его исторических святынь. Социальные сети буквально взорвались протестными обращениями и резкими комментариями в адрес государственного советника, его окружения и автора «истукана». При этом некоторые наблюдатели отмечают, что первый президент Татарстана никогда ещё не подвергался столь единодушной уничижительной критике со стороны своих соплеменников и единоверцев, трактуя это как бесславный закат «эры Шаймиева». Кроме этого, «Хранительница», по сути дела, расколола татар, хотя сторонники её установки (некоторые из которых тем самым пытались протестовать против самого факта открытого давления исламских «клерикалов» на конституционные светские устои) и оказались в явном меньшинстве.
Явно не ожидавший такой бурной реакции Минтимер Шаймиев вначале пытался сохранять «хорошую мину при плохой игре» и настаивать на своём, но просочившиеся в Интернет фотографии двенадцатиметровой «Хранительницы» и утверждения о том, что «она обошлась спонсорам не меньше чем в миллион долларов США», окончательно перевели «обсуждение проблемы» в протестный формат.
Под давлением общественного мнения государственный советник начал идти на попятную. Вначале он пообещал установить «Хранительницу» в удалении от исламских культовых сооружений, но и это не устроило мусульманское духовенство и татарскую общественность. По сообщению пресс-службы президента Татарстана Рустама Минниханова, на прошедшей 6 апреля в Казанском Кремле встрече Минтимера Шаймиева с представителями мусульманского духовенства, татарской общественности и учёными-историками по вопросам подготовки и проведения 21 мая Дня официального принятия ислама Волжской Булгарией и намеченного на июнь традиционного ежегодного торжественного мероприятия «Изге Болгар җыены», государственный советник заявил, что «установка этой скульптуры не имеет под собой никакой религиозной подоплёки», предложил сменить название «Хранительницы» и объявил, что «её установка переносится на более поздние сроки».
При этом, согласно сообщению из Казани, на фоне взрыва протестной татаро-мусульманской активности абсолютно не прояснённой остаётся позиция по данному вопросу Казанской епархии РПЦ и местной православной общественности, по каким-то причинам предпочитающих не замечать, что в Булгаре расположены не только мусульманские святыни. Хорошо известно, что с этой землёй связаны мученические подвиги сразу нескольких чтимых православных святых, принявших смерть за Христа: в том числе, Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (убиенного 1 апреля 1229 г.) и Феодора Философа Болгарского (Камского) (в летописи - Феодора Иерусалимлянина) (убиенного 21 апреля 1323 г.).
Одной из главных достопримечательностей Булгара является большая церковь Успения Пресвятой Богородицы Спасского Успенского монастыря, возведённая в 1732 - 1734 гг. на средства казанского купца И.А.Михляева. В 1770-е гг. монастырь был закрыт, и Успенская церковь стала приходским храмом русского села Успенское (в дальнейшем - Болгары). В настоящее время в бывшей церкви располагается музейная экспозиция. Кроме этого, в нынешнем городе Болгар (бывшем Спасске) действует Свято-Авраамиевская церковь, в которой находится высоко почитаемая верующими святыня - рака с перстом мученика.
Не хочется думать, что перспектива установления в этих местах демоноподобной «Хранительницы» не вызывает у православных людей никаких эмоций. Возможно, им также стоит присоединить свой голос к протесту против столь вопиющего кощунства, и в связи с этим поставить, наконец, вопрос о возвращении Успенского храма верующим. Такое решение, следует думать, и в интересах властей республики. По крайней мере, им не придётся всякий раз придумывать для «любопытных» туристов всё новые «смешные» объяснения того, почему в «самом толерантном» регионе России до сих пор многим известным православным храмам отведена участь музеехранилищ.
В этой связи можно вспомнить и находящуюся в Казанском Кремле, лишённую креста Дворцовую (Введенскую) церковь, где сейчас находится ещё одно детище Минтимера Шаймиева - открытый в 2006 г. музейно-мемориальный комплекс «История государственности татарского народа и Республики Татарстан». В одном из своих последних интервью руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов резонно задался по данному поводу вопросом: «Вы можете представить себе ситуацию, чтобы в каком-нибудь регионе в здании мечети располагался бы музей государственности русского народа»? Ответ, как говорится, напрашивается сам собой. Но у татарских руководителей, видимо, какое-то своё, «альтернативное» мышление.
Сон разума, как известно, рождает чудовищ. Может быть, пора уже, наконец, проснуться?