Понятно, почему они так презрительно обошлись с Иудой. Выдали 30 сребреников - цену худого раба или бесплодного глиняного поля. Очень хорошо сказано об этом в службе Великой среды «Обычай есть у воров бросать краденное». И вот, когда мы удивляемся, как за бесценок была распродана великая держава - Советский Союз, когда за копейки продавались предприятия, ломался и продавался щит СССР, его оружие и защита, то стоит вспомнить эти слова.
Иуда совершил этот грех не из каких-то возвышенных соображений, как пытались это представить в своё время гностики на заре Христианской веры, а в начале ХХ века этим занялись философы и теософы Серебряного века. Он сделал это от злобы на Христа за неудавшуюся, по его мнению, жизнь и по причине гнусного сребролюбия. Он предавал и продавал. Здесь оправдывать абсолютно нечего, можно отшатнуться и ужаснуться этому убийственному смертному греху, который закономерно довел Иуду до петли, ибо не выдержала его апостольская совесть.
Дар благодати, который был в нем, опалил его. Но, к сожалению, и в прошлом и в наше время предпринимаются попытки оправдать его, и это не случайно. Они связаны с гностической иудо-каинической традицией, которая идет от II века и не умерла до сих пор. Связана она с так называемым Евангелием от Иуды, которое было написано не ранее II века, о нем упоминает святитель Ириней Лионский в своей книге против ересей, и, может быть, оно было сравнительно недавно найдено в 80-е годы в Египте, но опубликовано только сейчас.
То, что оно не является аутентичным или подлинным памятником, это понятно. Интересно: когда Иуда мог его написать, когда повесился?! По тексту явно видно, что оно является вторичным по отношению к каноническим Евангелиям. Вместо ясного четкого недвусмысленного евангельского текста мы видим текст мутный, двусмысленный и блудомысленный. Например, толкование Притчи о сеятеле и в других местах (см.: «Евангелие от Иуды. Оправдание для предателя»).
Эта традиция в раннехристианские времена привела к созданию чудовищной секты, которая оправдывала любое предательство, любые гнусности. Своими героями они считали Каина и Иуду, который, предав Христа, якобы совершил соединение земного и небесного. Возможно, что именно члены секты совершали те ужасные злодеяния, вину за которые потом возлагали на христиан и за которые их гнали. С воцарением христианских правителей эта секта ушла в подполье, но не исчезла. В дальнейшем она дала о себе знать в средневековом сектантстве и оккультизме.
Но особо пышным цветом эта идея расцвела в масонстве, именно через масонов она и проникла в умы писателей XIX века и способствовала появлению таких чудовищных перлов, как поэма «Каин» Байрона, исполненная сатанинских смыслов, и «Цветы зла» Бодлера. Примечательно, что духовный кризис в России в начале ХХ века ярко проявился в таких текстах, как «Иуда Искариотский» Леонида Андреева, где Иуда любит Христа и предает Его от любви к Нему. И в тексте о. Сергия Булгакова, где более мягко, но более коварно Иуда предстает ошибающимся апостолом, который думал сделать Христу благо, спровоцировав Его на воцарение, но, увидев, что не добился своей цели, в отчаянии покончил с собой. Всё это свидетельствует только об одном - о страшном помутнении русского сердца перед революцией.
Характерно, что воинствующие революционеры сразу восприняли Иуду как своего героя. Первая строка «Интернационала» «Вставай, проклятьем заклейменный…» связана с библейским текстом – о наложении на чело Каина страшной печати, говорящей о его грехе. А что касается Иуды, так ему в начале 1920-х годов под Самарой в рамках монументальной пропаганды был поставлен памятник. Характерно, что этому предшествовал конкурс, и было три кандидата - Люцифер, отвергнутый за явной мифологичностью, Каин - отвергнутый за недостаточной историчностью, и Иуда. С того времени наша страна вошла в страшный период предательства, который не изжит и поныне.
Во время чисток 1920-1930-х годов дети отрекались от родителей, родители от детей, сослуживцы предавали начальников, многие доносили друг на друга, в том числе и священнослужители на своих собратьев.
Малоизвестный факт. Старец ХХ века отец Иоанн (Крестьянкин) попал на Лубянку в 1949 году по доносу своего настоятеля. Но характерно, как он отнесся к этому факту предательства. Он встретил предавшего его с широко раскрытыми объятиями, когда тот пришел на очную ставку. Настоятель не выдержал этого и упал в обморок. Этот дух предательства не изжит и поныне, именно благодаря нему произошел развал великой державы, предательство интересов русского народа и иных народов исторической России, предательство интересов страны. Ничем иным объяснить эту катастрофу невозможно. Мы не потерпели военного поражения, по большому счету даже не проиграли в экономическом соревновании. Правящая элита продалась за презренные 30 сребреников, продала свой народ и его благо ради своего личного благополучия.
Сейчас мы видим, что этот грех царствует, что до сих пор находятся клирики, которые ради безумных либеральных мечтаний и материальных благ предают церковную истину, Церковь, священноначалие и подло подставляют его, действуя в информационном пространстве, действуя во вред Церкви и народа. В этом смысле мы должны по-особому отнестись к призыву Высшего церковного совета от 3 апреля. Это призыв «Церковь и Отечество в опасности!» Он созвучен песне «Вставай, страна огромная!». Либо нас разорвут либерал-предатели, либо Церковь очистится, сохранится и приумножится. Но для этого сейчас необходим здравый смысл, верность Церкви, непоколебимая вера и, самое главное, - покаяние - личное, всецерковное и всенародное. Завтра мы будем воспевать удивительный гимн IV века:
«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета