По словам члена политсовета движения «6 апреля» Валида Мухамеда, «мы отдаем себе отчет в том, что в результате выборов к власти могут прийти исламисты. Да, мы знаем, что они имеют склонность к монополизации власти. Но мы здесь работаем с людьми, с их сознанием, мы пытаемся изменить их традиционные представления о том, что власть должна быть сосредоточена в одних руках. И все уже меняется. Никому больше не удастся присвоить власть, а если и удастся, то поверьте, ненадолго».
Лидером президентских выборов считается кандидат от светских сил, бывший генеральный секретарь Лиги арабских государств Амра Мусе. Между тем, несколько месяцев назад социологи предсказывали, что реальные результаты народного волеизъявления в Египте будут серьезно отличаться от ожидаемых. «Сейчас, во время выборов, интересно вот что: если количество тех, кто будет голосовать за либералов и социалистов останется неизменным, то шансы исламистов растут на глазах. Растут за счет тех, кто еще месяц-два назад не имел явных предпочтении», - отмечает руководитель отдела Центра изучения общественного мнения Ахмед Неги. Тогда речь шла лишь о парламентских выборах. А сегодня, к выборам президентским, Египет подходит с парламентом на 70%, состоящим из исламистов. Ими же контролируется и комиссия по разработке новой конституции страны.
«Власти делают все, чтобы менять конституцию так, как удобно им. Все делается для того, чтобы защитить коррупцию, диктатуру и как можно дольше удерживать власть в своих руках», - заявлял заместитель председателя движения «Братья-мусульмане» Хайрат аль-Шатер. Этот человек, еще несколько лет назад, прямо из-за тюремной решетки обличавший монополию на власть, установленную Мубараком, на этой неделе был сам неожиданно зарегистрирован в качестве претендента на его опустевший трон. Несмотря на годы, проведенные в тюрьме, Хайрат аль-Шатер - удачливый бизнесмен и влиятельнейший функционер в движении «Братьев-мусульман»: движении, уже сейчас обладающем почти половиной мест в парламенте, и в случае победы своего кандидата в президенты, способном полностью подчинить себе огромную страну.
«Мы против любой монополии на власть и поэтому не станем претендовать на президентское кресло», - так еще несколько дней назад говорили «Братья-мусульмане» в Египте. Говорили, спокойно наблюдая за тем, как симпатии освобожденных революцией правоверных осваивает кандидат от радикальных исламистов салафит Абу Исмаил.
В тот момент, когда рейтинг этого изоляциониста, антизападника и сторонника средневекового ислама перевалил за 22%, тревожный звонок прозвучал в Вашингтоне. Меньше всего в Белом Доме хотели бы, чтобы плоды так лелеемой Америкой «Арабской весны» пожинал этот маргинал-романтик. И вот практически одновременно происходят два события, совсем недавно казавшиеся невозможными. В Белом доме принимают официальных представителей египетских «Братьев-мусульман», по всей видимости, поспешно вычеркнутых из списков террористических организаций. Одновременно «брат-мусульманин» Хайрат Аль Шатер, вопреки обещаниям выставивший свою кандидатуру на президентские выборы, заявляет о своей готовности в случае избрания соблюдать мирный договор с соседним Израилем. «Это делается для Штатов, и это делается в контексте визита туда его представителей, то есть все это связано, во-первых, с попыткой американцев сделать ставку на него и договориться; во-вторых, он должен со своей стороны как бы подтвердить, что он готов к такой договоренности; в-третьих, я хочу сказать, что совсем не обязательно, что сделав такие заявления, он их будет соблюдать, это еще один интересный момент, но по крайней мере это показывает, что Запад действительно пришел к выводу, что "Братья-мусульмане" - это последний шанс как бы удержаться от полной радикализации и ухода в совершенный отрыв», - считает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
В этой связи египетское телевидение сообщает о том, что исламист-салафит Абу Исмаил, скорее всего, не сможет составить конкуренцию Аль Шатеру. Неожиданно выяснилось, что мать фундаменталиста-антизападника получила американское гражданство, а это, по египетским законам, ставит крест на президентских амбициях исламского радикала. Тем более что Госдепартамент США уже поспешил подтвердить этот неблаговидный поступок матери исламиста.
«Джин вышел из бутылки. Политический ислам сегодня доминирует на Ближнем и Среднем Востоке, имея для этого все возможности. Американцы заигрывают с этим своим киллером, ничему не научившись ни на истории с "Аль-Каидой", ни на 11 сентября, ни на проваленном крестовом походе против исламизма, который, безусловно, провален с треском; поэтому мы уходим из Ирака, мы уходим из Афганистана, оставив эту страну талибам, мы поддерживаем аравийские монархии в их крестовом походе, если можно так сказать о радикальных салафитских монархиях, против светских диктатур, и так далее, а за это будет нефть, сжиженный газ, много чего хорошего, в том числе они своих радикалов сами и укротят. Как показывает опыт с Бен Ладеном, никаких радикалов никто не укрощает. В необходимый момент их выпускают, чтобы американский союзник не слишком забывал свое место на этой планете», - считает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Президентские выборы в Египте намечены на 23 мая. Опросы населения предсказывают небывалую явку - свыше 90% избирателей. Это на порядок больше той, что была на выборах в парламент. Ставка на «Братьев-мусульман», столь демонстративно сделанная Вашингтоном, свидетельствует о том, что в США больше не питают иллюзий о том, чья власть в Египте станет логичным следствием «Арабской весны».