«Проблема в том, что в борьбе с экстремизмом очень часто смешивают две разные вещи. Когда вместо борьбы с деяниями, направленными против правового порядка, конституционного строя и общественной безопасности, начинается борьба с идеями и словами, - заметил в связи с этой инициативой в интервью порталу KM.ru политолог Михаил Ремизов. - Все это некритично смешивается в единый комплекс. В результате появляется новая категория "мыслепреступлений", связанных с риторикой и политическим языком (на котором говорят те или иные оппозиционные группы). А с другой стороны, как ни странно, возрастает терпимость к деяниям. Потому что если мы ставим определенного рода концепции и слова на одну доску с, предположим, террористическими преступлениями, то тем самым мы косвенным образом нормализуем и терроризм, ставя его на один уровень с политическим инакомыслием в борьбе с экстремизмом».
Безусловно, считает эксперт, корни практических действий лежат в том числе и в идейной плоскости, «но бороться с этим теми же методами, как и с обычным криминалом или организованной преступностью, абсолютно непродуктивно и невозможно». «Начать с того, что МВД вообще не должно бороться с этим и решать данную проблему. У нас же проблематикой борьбы с экстремизмом занимается МВД. То есть силовая структура, которая имеет определенные технологии и приоритеты в своей деятельности. Хотя вышеуказанная задача требует гораздо более тонкой работы, аналитики и методов воздействия. Причем, к сожалению, сегодня МВД занимается этим в усиленном режиме. Потому что существует комиссия, которую возглавляет Нургалиев, а также президентские указания об усилении такой борьбы. А значит в инерционном режиме эта борьба будет выходить на все новые рубежи. В итоге мы получаем борьбу с политическим инакомыслием», - полагает М.Ремизов.
«С другой стороны, - продолжил политолог, - противодействие экстремизму сводится к абсурду. Так происходит, когда бюрократической машине поручают заниматься несвойственным ей делом. А именно это происходит в правоприменительной сфере по антиэкстремистским статьям. И это приводит лишь к усугублению проблем, которые существуют. Мы можем сказать, что существует такое явление, как исламский фундаментализм, который, в свою очередь, является идейной почвой исламистского терроризма. Если бороться с исламским терроризмом могут спецподразделения (силовые структуры), то поручать силовикам решать проблему экспансии исламского фундаментализма абсолютно бессмысленно. Это будет иметь обратный эффект. Этой проблемой должны заниматься другие структуры и по-другому. Это должно быть предметом другого типа государственной политики. Сложность и проблема заключается в выполнении машиной МВД заведомо несвойственных ей функций. Она заведомо не может выполнять их адекватно».
«В сегодняшнем виде антиэкстремистские статьи законодательства предполагают очень высокую степень произвола следственных и судебных органов. Когда по любому высказыванию может быть проведена экспертиза, которая будет квалифицировать его как экстремизм. Соответственно, решение суда по этому вопросу может быть примером для подражания в аналогичных судебных процессах. Такую высокую степень произвола необходимо устранить. Вполне вероятно, что устранить ее в рамках ныне действующей 282-й статьи невозможно. Поэтому, скорее всего, требуется ее отмена, а не только изменение отдельных пунктов и формулировок», - заключил Михаил Ремизов.