Если посмотреть на проблему в ее исторической ретроспективе, то станет очевидным факт - природе светского государства чужды социальные функции, и опыт ранее бывших и ныне пока еще здравствующих социальных режимов это наше утверждение подтверждает страна за страной. От природы вещей нормальному государству присущи только следующие функции: повелевать обстоятельствами материального бытия его граждан (властные функции и функции сборщиков налогов); ограждать материальное бытие граждан от саморазрушения (функции жандарма и МЧС); защищать материальное бытие граждан от конкуренции извне и от их уничтожения другими государствами (функции разведки, дипломатии, таможни, пограничной службы, армии и флота). Все остальное государству претит, а потому государство, самым что ни на есть естественным образом, относится к этому всему остальному спустя рукава - медленно и неэффективно.
Если рассмотреть данную проблему философски беспристрастно - глубже псевдосоциологического подхода «голоден или сыт», то со всей парадоксальной очевидностью станет ясно, что негр, живущий в слабо социализированном обществе ЮАР, счастливее полностью социализированного белого немца, потому как он пока еще свободен от этой закабаляющей в рабство принципиально неэкологичной и античеловечной социализации. Чтобы лучше понять это утверждение, обратимся к простейшему примеру с частным домом и многоэтажным комфортабельным жилищем в период экономического и политического благоденствия. Первое наблюдение приводит многих к мысли, что в многоэтажке жить легче и удобнее. Тут только вовремя плати за услуги, и относительный комфортабельный рай тебе обеспечен от оплаты до оплаты. Напротив, частное жилье предстает перед нами во всей полноте своих обременений. Дрова заготавливай, печь топи, воду из скважины ручным насосом качай и тащи на себе, дом крась и ремонтируй сам, следи самостоятельно за электрикой, в земле копайся, снег с крыши скидывай, сточные канавы держи в чистоте. Не всякий человек такие обременения в мирное время на себя возьмет, но таких людей все же много, и жить так можно очень даже хорошо и богато. Тем не менее, для большинства возможных респондентов максимально социализированное жилье видится в таких обстоятельствах реально более привлекательным, более полезным для их личного времени. Ан, нет! Представим иную картину мира: мощный кризис, природная катастрофа, война, в конце концов?.. Что станет с социализированной многоэтажкой? Да она в кратчайшее время из комфортабельного рая превратит жизнь своих жильцов в темный, холодный, голодный и грязный ад! А что станет с частным домом? Он как давал тепло и возможность жить, готовить пищу, кушать, пить воду, выращивать простейшую, но все же еду, так он и будет это делать, и его жильцы, как и раньше, будут относительно свободны и при этом будут иметь значительно больше шансов выжить.
Итак, все разговоры о необходимости максимально социализировать жизнь людей в современной России ни к чему хорошему на деле не приведут, а только загонят нас в долговую яму, подобную той, в которой сейчас находится православная Греция. И наше Православие в таком случае тоже несильно поможет, разве только оттянет час падения и несколько смягчит удар, что, по сути, все равно (в смысле полезных приобретений) бесперспективно. А потому добрый христианин - государственной муж не должен стремиться социализировать - закабалять своих братьев и сестер, но, наоборот, должен освободить их от излишней государственной «заботы» и, положившись на народные потенции к самоорганизации, начать изо всех сил исполнять свои прямые природные обязанности, лишь слегка вмешиваться в жизнь общества, когда этого явно потребует объективный мониторинг и непредвиденные обстоятельства.
Протоиерей Вячеслав Пушкарев, руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии
6. удивительная невнимательность
5. Либо Христос, либо Дарвин. Вместе - никак.
4. Ответ на 1., Петрович:
3. Re: Социальное светское государство - прямой путь в бездну деградации народа!
2. Не хотите социального государства, дайте каждому Смит-и-Вессон. И забудьте про церковь и справедливость.
1. А как же Конституция?