Призрак обновленчества

По страницам обновленческих журналов 1920-х годов

0
682
Время на чтение 5 минут

Просмотрел несколько номеров за 1926 – 27 гг. «Вестника Священного Синода Православной Российской Церкви» - главного издания обновленцев - и удивился: как много общего в риторике тогдашних обновленцев с нынешними неообновленцами. Конечно, сейчас нет такой поляризации, как тогда, но в то же время мы четко можем видеть из всего спектра церковных изданий, духовных учебных заведений и т.д. либералов, консерваторов и центристов. У первых очень часто встречаются слова «творчество» и «свобода». Видный обновленческий деятель, профессор Петроградской Духовной Академии Б.Титлинов в статье «Что разделяет Церковь?» писал: «Одни отстаивали свободу религиозно-церковного творчества, громили неподвижность исторической церковности, превратившей Церковь в музей; а другие защищали неизменность традиции, сражались за букву, оцеживали комара, выдвигали чисто аввакумовское понимание церковного предания. Обе стороны так и не сговорились». Обновленцев упрекали, что все их обновление сводилось к женатому епископату и признанию второбрачия духовенства. Титлинов возражает: «Не для брачного или монашеского вопроса мы пошли на конфликт со староцерковниками; а для возрождения жизненной силы христианства, для овладения миром, ускользающим из под влияния Церкви». Что касается второбрачных, могу сказать, что мне известны десятки таких случаев. В некоторых епархиях это особенно заметно. Получается, что «без лишнего шума и пыли», явочным порядком, это явление, за которое ратовали «наши» обновленцы, вошло в повседневный церковный обиход. Как показывает жизнь – все такие серьезные нарушения канонов выходят боком.  

Вспоминаю такой случай. Одному человеку, состоявшему во втором браке, предложили стать священником и запросили рекомендацию духовника. Духовник рекомендацию дал, но с такими словами в конце ее: «Считаю, что для рукоположения должны наличествовать все необходимые канонические основания». Невзирая на эти слова духовника, человек был рукоположен. Через несколько лет у него случилось горе: у его молоденькой дочери, евшей мороженое, возникла сильнейшая аллергическая реакция, от которой она умерла. Самого же священника разбил паралич…

Обновленцы даже замахивались на догматические постулаты, вынашивая планы и их «обновить» и «освежить». Недавно я написал статью об известном историке Древней Церкви В.В.Болотове.  В статье было обращено внимание на заметный филокатолицизм историка и его критицизм. Профессор – обновленец С.Зарин в статье «Как понимать развитие догматов?» писал: «Великий ученый богослов профессор В.В.Болотов определенно выражает мысль, что догматические определения Вселенских Соборов «устанавливают обязательную для всех основную точку зрения», не «предрешающую всех частностей», «не предусматривающую тех точек зрения», на которые прежде всего становится современный мыслитель. Иначе говоря, - в догматических определениях начертаны те основы, разъяснение которых составляет задачу и долг последующих полемистов и догматистов». Разве это не зацепка для крайних церковных либералов пропагандировать тезис о допустимости коррективов и в догматической сфере? 

Интересно было читать, как сами обновленцы реагировали на утверждения об их безблагодатности. Автор статьи «Обновление Церкви» пишет: «За что же в таком случае называть обновленцев безблагодатными? Не за то ли, что они правду Христову восстанавливают, Церковь соборную создают, заветам апостольским следуют, стараются на лучшее церковную жизнь устроить? Не нравится многим, что стала обновленная церковь другом бедных, а не богатых, перестала преклоняться перед богатыми, требует от монахов жизни монашеской, от епископов – не начальствования, а пастырства, не хочет служить мирским целям, а хочет ратовать за истину Христову». «Архиепископ» Николай Платонов – тот самый, который, будучи обновленческим архиереем, венчался в храме в полном архиерейском облачении, а впоследствии вообще снявший сан, в статье «Строительство церковной жизни» писал: «Первая (старая Церковь) замкнулась в сознании своей непогрешимости, - вторая готова исправить все, исправление чего потребует сознание Вселенской Церкви; та – «прочь от жизни: спасай себя». Эта - ближе к жизни – спасай других, предупреждай трагедию души, потерявшей Бога… Ближе к массам, ближе к их интересам, запросам и нуждам!» Уже цитируемый профессор Титлинов в статье «О реформах в Церкви» излагал кредо обновленчества: «Церковное обновление хочет поднять религиозное самосознание, одухотворить и оживить религиозную жизнь: отсюда богослужение на русском зыке, некоторые изменения в богослужебном ритуале, принцип свободы богослужебного творчества. Обновленческий реформизм есть не новшество, а восстановление первичной христианской традиции, возрождение творческого процесса в Церкви, замершего в период церковного застоя. Церковное реформаторство должно сдвинуть церковное сознание с мертвой точки обрядной религиозности, угашающей живую веру».

Вам не напоминает это то, что можно слышать из уст некоторых современных церковных деятелей? Мне – да, - как будто я слушаю доклады некоторых наших «продвинутых» богословов, как будто присутствую на конференциях в некоторых духовных учебных заведениях. Статьи в обновленческих журналах пропитаны бравурностью, бодрячеством, искусственным оптимизмом: «В общероссийском масштабе синодальная церковь охватывает в 84 епархиях 6.245 приходов из общего числа 28.743, что составляет 21,7%. По сравнению со статистикой прошлого года оказывается уменьшение синодальных приходов почти на одну треть (было 9039). Это свидетельствует как будто о крупных потерях. Но потери, если они есть, не так значительны, как кажется. Прошлогодняя статистика была, видимо, преувеличенной. С мест посылались не точные сведения. Новые сведения были точны и лишь исправляют прежнюю ошибку. Конечно, есть и действительные потери. Они объясняются своими причинами». Так и хочется воскликнуть: «Как мило – элегантно, даже грациозно объясняют лидеры обновленческого раскола симптомы приближающегося краха». Вспомнилось из одного фильма о войне: «Нет никакого отступления, есть выравнивание линии фронта, что объясняется стратегическими замыслами». Вот написал это, а потом читаю у некоего «митрополита Серафима»: «Но все это, - говорит митрополит Серафим, - не должно пугать нас. Несмотря на численные потери, внутренне синодальная церковь окрепла за это время. Отход колеблющихся и сомнительных лишь выравнивает наши ряды. И мы без боязни смотрим в будущее». А вот еще перл! Как будто читаю одно из интервью главы непризнанного «Киевского патриархата» Филарета Денисенко: «Синодальные ряды крепнут. Святители Божии объединены взаимным уважением и любовью. У нас нет ни борьбы за власть, ни внутреннего раскола. Пастыри наши часто среди трудностей с удивительным терпением и мужеством исполняют свое ответственное служение. Миряне принимают действительное участие в благословенном строительстве церковной работы».

Интересная статистика, приводимая на страницах журнала. Из нее следует, что наибольшее количество обновленческих приходов имелось в Средней Азии и Казахстане: от 60 до 87%. В Центральной же России – Нижегородской, Тверской, Рязанской областях – всего лишь 1% с небольшим, в Ярославской – 2,6%. А вот как уже упомянутый нами Платонов характеризует своих противников – «староцерковников»: «Перед нами, - правда, разлагающийся, но еще очень сильный противник. Перед нами масса, сплоченная общим недоверием к нам, масса – инертная, масса – запуганная вождями староцерковников, их односторонне – мистическими бреднями и зараженная фанатизмом. Эту массу, в которой пробита уже широкая брешь, нужно захватить в сферу церковного влияния, если не всю целиком, то, во всяком случае, в большей ее части».

Какие же выводы можно сделать из этого «погружения» в тягостную атмосферу обновленческой жизни 20-х годов? Прежде всего, обращает на себя внимание то, что многое из того, что тогда было сказано, напоминает, перекликается с нынешним лексиконом, набором лозунгов и клише у современных церковных либералов. Поистине нынешнее неообновленчество – слегка подзабытое старое обновленчество. Точнее, даже не подзабытое, а «творчески переосмысленное» и скорректированное. Жаждущее своего часа, своего реванша. От всех нас зависит – будет ли ему способствовать успех, или оно маргинализируется и зачахнет.

Игумен Кирилл (Сахаров)
, настоятель храма свт. Николы на Берсеневке

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Призрак обновленчества

Самое смешное, что теперь уже позорищные девки, которых держат в тюрьме, выступают оттуда со своего рода окружными посланиями. И там весь набор - "свобода", "творчество", "духовность", Бердяев, Мережковский... quote]Мы не мессии. Но - кто знает - может быть, Pussy Riot - знак приближения нового времени в духовной истории человечества - века Свободы, как предсказывали русские религиозные философы? Все минувшее воскресенье я конспектировала апостольские послания. Меня интересовала проблема преемственности закона и благодати, относящиеся, соответственно, к ветхой и новой букве. На этом противопоставлении Мережковский, Бердяев, С Булгаков строили свои учения о грядущем пришествии новой и венчающей истории вехи - эпохи свободы, которая должна наступить за провозглашенной Ветхим заветом эпохой закона и Новым - эпохой любви Христовой, праведности и веры

Кого Бог хочет наказать, того ума лишает. Очень хотелось бы, чтобы они сейчас всю обновленческую риторику переписали - будет либералам у кого духовности учиться...
Филимонов / 31.03.2012, 13:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
О престольном празднике в храме святителя Спиридона в Коптеве и посещении собора лютеран
30.12.2024
Трагедия деревни
Был нарушен многовековой, привычный крестьянский уклад жизни
27.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
О значимости Священного Предания
Беседа с прихожанами
02.12.2024
О пьяном угаре
Как бес пьянства уродует людей
29.11.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Рождённые в СССР
Новый комментарий от учитель
30.12.2024 18:53
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 18:45
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 17:19
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
30.12.2024 14:36
Обстановка внутри и вокруг УПЦ
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 14:29